Применение технологии интеллектуально-творческого мышления в учебной и внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
В.А.Сухомлинский

Заниматься интеллектуально-творческим развитием детей совершенно необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом, т.к. качественный скачок в области высоких технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему, а нынешние младшие школьники вступят в самостоятельную жизнь через 10–15 лет.

Технология интеллектуально-творческого мышления школьников - это система методов и форм организации учебного процесса, направленная на формирование интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Такая технология предполагает сочетание учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью.

Презентация

Технология интеллектуально-творческого мышления школьников ставит перед собой следующие задачи:

  • Развитие интеллектуальных способностей — самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления.
  • Формирование опыта творческой деятельности — самостоятельного переноса знаний, умений, навыков в новую ситуацию.
  • Воспитание творческой личности — пробуждение инициативы и самостоятельности принимаемых решений, привычки к свободному самовыражению.

Принципы использования технологии интеллектуально-творческого мышления:

  • Природосообразность — учёт природных способностей и заложенного интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
  • Преемственность — передача опыта старшими учащимися младшим.
  • Взаимоподдержка — доброжелательное отношение друг к другу, взаимовыручка и взаимопонимание.
  • Безусловное принятие личности учащегося — учёт психологических особенностей, определение интересов каждого учащегося.
  • Доступность — включение в разнообразные виды интеллектуально-творческой деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Формы занятий, на которых может использоваться данная технология

  • Нетрадиционные уроки — уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки.
  • Исследовательская работа — самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем, а также домашние задания исследовательского характера по различным предметам.
  • Внеурочная деятельность — олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны, детские творческие объединения.
  • Кружковые или факультативные занятия по специально разработанной программе.
  • Демонстрация примера людей, которые сумели проявить себя в творческой интеллектуальной деятельности, — это формирует интерес к участию в этой деятельности.
  • Работа с родителями.
  • Совместные мероприятия с родителями: открытые занятия, мастер-классы, выступления, конкурсы семейного творчества.
  • Просветительская деятельность — повышение психолого-педагогической культуры в вопросах творческого развития детей (памятки для родителей, групповые и индивидуальные беседы, индивидуальные выставки творческих работ).
  • Совместные творческие работы — дети выполняют творческие задания вместе с родителями, что способствует созданию творческого союза между ними.

Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)

  • Интерактивные доски — позволяют делать уроки более наглядными и увлекательными. Например, при изучении окружающего мира учитель может использовать интерактивные карты и диаграммы, которые дети могут изменять и дополнять самостоятельно.
  • Компьютерные программы и приложения — направлены на создание различных продуктов, таких как рисунки, мультфильмы или презентации. Например, учащиеся могут создавать собственные анимационные истории по мотивам прочитанных книг, что помогает закрепить знания и развивает навыки повествования и композиции.
  • Работа с образовательными сайтами и интерактивными энциклопедиями — дети могут находить и обрабатывать информацию для своих проектов.

Методы

  • Метод проектов. Предполагает самостоятельную работу учащихся над определённой темой или проблемой. Ученики могут работать индивидуально или в группах, выполняя различные виды деятельности: исследование, создание презентаций, написание статей, разработка моделей.
  • Метод мозгового штурма. Группа обсуждает проблему или идею, и каждый участник предлагает свои идеи. Затем эти идеи обсуждаются, анализируются и отбираются лучшие.
  • Игровые методы. Игры помогают учащимся расслабиться, получить удовольствие от обучения и развить когнитивные способности. В играх ученики могут проявить свою креативность, придумать новые идеи и решения.
  • Творческие задания. Учащиеся могут выполнять рисование, сочинение стихов или рассказов, создание поделок и т.д.

Применение технологии интеллектуально-творческого мышления в учебной деятельности

На уроках литературного чтения — чтение текстов с заданной интонацией, придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, инсценирование небольших рассказов и стихотворений. В 4 классе возможно использование приема групповой познавательной активности «Шесть шляп», который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

На уроках математики — стихотворения математического характера, кроссворды, составление тестов, задачи с несформулированным вопросом, логические задачи.

На уроках окружающего мира можно применить игровые приёмы.

"Экологический детектив"

Задание: представь, что ты эколог-исследователь. В лесу пропали все лягушки. Составь список возможных причин и предложи способы решения проблемы.

Развиваемые навыки: аналитическое мышление, причинно-следственные связи.

"Создай свой заповедник"

Задание: придумай и нарисуй свой заповедник. Опиши:

  • Какие животные там будут жить
  • Какую территорию он займёт
  • Какие правила охраны природы там действуют

Развиваемые навыки: творческое мышление, понимание экосистем.

"Природная цепочка"

Задание: составь пищевые цепочки для разных природных зон (лес, пустыня, тундра). Придумай сказку, где герои — участники этих цепочек.

Развиваемые навыки: системное мышление, понимание экосвязей.

"Изобретатель-эколог"

Задание: придумай устройство, которое поможет:

  • Очищать океан от мусора
  • Сохранять воду
  • Защищать редких животных

Развиваемые навыки: техническое творчество, забота об окружающей среде.

На уроках изобразительного искусства можно использовать

  • Тематическое рисование — творческая работа, в которой ученик пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира.
  • Нетрадиционные способы рисования
  • Различные упражнения:

Упражнения на нахождение изображения в пятнах — гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, среди пятен ученики отыскивают знакомый им образ и дописывают его.

  • Незаконченный сюжет» — учит конкретизировать схематические изображения. Педагог кладёт перед каждым учеником листы бумаги с нанесённым на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей и просит дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета.
  • «Придумай узор» — учит моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы. Педагог раскладывает три ряда листов с изображениями фигур: в одном — линии, в другом — скобки, в третьем — круги. Ученики должны соединить фигуры в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.
  • «Волшебники» — учит создавать эмоционально окрашенные образы на основе общей схемы. Педагог даёт две одинаковые фигурки «волшебников» и предлагает дорисовать их, превратив одного в доброго, а другого в злого.

Применение технологии интеллектуально-творческого мышления во внеурочной деятельности

  • Реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе. Занятия позволяют осуществить собственные замыслы, пробуждая творческую активность.
  • Использование проектно-исследовательской деятельности — она позволяет ребёнку самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем. Например, задание собрать игрушку и объяснить, на основе каких явлений основан механизм её работы. predmetnik.ru
  • Проведение общешкольных мероприятий: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры.

В самостоятельной работе можно предлагать задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Например:

  • решение задач с недостающими данными;
  • написание рефератов, докладов, рецензий по литературным источникам;
  • выполнение небольших самостоятельных исследований.

Важно также стимулировать родителей к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребёнка, включать их в творческие дела школы. Например:

  • организовывать совместные мероприятия с родителями (открытые занятия, мастер-классы, выступления, конкурсы семейного творчества); cyberleninka.ru
  • проводить родительские собрания и индивидуальные консультации, которые помогают родителям выбрать правильный подход к детям.

Оценка результатов интеллектуально-творческого развития школьников возможна по следующим критериям:

  • Уровень развития творческого мышления — беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления.
  • Творческие характеристики личности — любознательность, воображение, сложность, рискованность.
  • Познавательная активность — познавательные мотивы и эмоциональное отношение к учебному процессу.

В заключение хочется отметить, что применение технологии развития интеллектуально-творческого мышления способствует повышению мотивации к изучаемым предметам, активизирует деятельность учащихся, учит детей выделять учебную задачу при выполнении того или иного задания, стимулирует мыслительную деятельность обучающихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности.