Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
В.А.Сухомлинский
Заниматься интеллектуально-творческим развитием детей совершенно необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом, т.к. качественный скачок в области высоких технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему, а нынешние младшие школьники вступят в самостоятельную жизнь через 10–15 лет.
Технология интеллектуально-творческого мышления школьников - это система методов и форм организации учебного процесса, направленная на формирование интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Такая технология предполагает сочетание учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью.
Технология интеллектуально-творческого мышления школьников ставит перед собой следующие задачи:
- Развитие интеллектуальных способностей — самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления.
- Формирование опыта творческой деятельности — самостоятельного переноса знаний, умений, навыков в новую ситуацию.
- Воспитание творческой личности — пробуждение инициативы и самостоятельности принимаемых решений, привычки к свободному самовыражению.
Принципы использования технологии интеллектуально-творческого мышления:
- Природосообразность — учёт природных способностей и заложенного интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
- Преемственность — передача опыта старшими учащимися младшим.
- Взаимоподдержка — доброжелательное отношение друг к другу, взаимовыручка и взаимопонимание.
- Безусловное принятие личности учащегося — учёт психологических особенностей, определение интересов каждого учащегося.
- Доступность — включение в разнообразные виды интеллектуально-творческой деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Формы занятий, на которых может использоваться данная технология
- Нетрадиционные уроки — уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки.
- Исследовательская работа — самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем, а также домашние задания исследовательского характера по различным предметам.
- Внеурочная деятельность — олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны, детские творческие объединения.
- Кружковые или факультативные занятия по специально разработанной программе.
- Демонстрация примера людей, которые сумели проявить себя в творческой интеллектуальной деятельности, — это формирует интерес к участию в этой деятельности.
- Работа с родителями.
- Совместные мероприятия с родителями: открытые занятия, мастер-классы, выступления, конкурсы семейного творчества.
- Просветительская деятельность — повышение психолого-педагогической культуры в вопросах творческого развития детей (памятки для родителей, групповые и индивидуальные беседы, индивидуальные выставки творческих работ).
- Совместные творческие работы — дети выполняют творческие задания вместе с родителями, что способствует созданию творческого союза между ними.
Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)
- Интерактивные доски — позволяют делать уроки более наглядными и увлекательными. Например, при изучении окружающего мира учитель может использовать интерактивные карты и диаграммы, которые дети могут изменять и дополнять самостоятельно.
- Компьютерные программы и приложения — направлены на создание различных продуктов, таких как рисунки, мультфильмы или презентации. Например, учащиеся могут создавать собственные анимационные истории по мотивам прочитанных книг, что помогает закрепить знания и развивает навыки повествования и композиции.
- Работа с образовательными сайтами и интерактивными энциклопедиями — дети могут находить и обрабатывать информацию для своих проектов.
Методы
- Метод проектов. Предполагает самостоятельную работу учащихся над определённой темой или проблемой. Ученики могут работать индивидуально или в группах, выполняя различные виды деятельности: исследование, создание презентаций, написание статей, разработка моделей.
- Метод мозгового штурма. Группа обсуждает проблему или идею, и каждый участник предлагает свои идеи. Затем эти идеи обсуждаются, анализируются и отбираются лучшие.
- Игровые методы. Игры помогают учащимся расслабиться, получить удовольствие от обучения и развить когнитивные способности. В играх ученики могут проявить свою креативность, придумать новые идеи и решения.
- Творческие задания. Учащиеся могут выполнять рисование, сочинение стихов или рассказов, создание поделок и т.д.
Применение технологии интеллектуально-творческого мышления в учебной деятельности
На уроках литературного чтения — чтение текстов с заданной интонацией, придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, инсценирование небольших рассказов и стихотворений. В 4 классе возможно использование приема групповой познавательной активности «Шесть шляп», который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
На уроках математики — стихотворения математического характера, кроссворды, составление тестов, задачи с несформулированным вопросом, логические задачи.
На уроках окружающего мира можно применить игровые приёмы.
"Экологический детектив"
Задание: представь, что ты эколог-исследователь. В лесу пропали все лягушки. Составь список возможных причин и предложи способы решения проблемы.
Развиваемые навыки: аналитическое мышление, причинно-следственные связи.
"Создай свой заповедник"
Задание: придумай и нарисуй свой заповедник. Опиши:
- Какие животные там будут жить
- Какую территорию он займёт
- Какие правила охраны природы там действуют
Развиваемые навыки: творческое мышление, понимание экосистем.
"Природная цепочка"
Задание: составь пищевые цепочки для разных природных зон (лес, пустыня, тундра). Придумай сказку, где герои — участники этих цепочек.
Развиваемые навыки: системное мышление, понимание экосвязей.
"Изобретатель-эколог"
Задание: придумай устройство, которое поможет:
- Очищать океан от мусора
- Сохранять воду
- Защищать редких животных
Развиваемые навыки: техническое творчество, забота об окружающей среде.
На уроках изобразительного искусства можно использовать
- Тематическое рисование — творческая работа, в которой ученик пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира.
- Нетрадиционные способы рисования
- Различные упражнения:
Упражнения на нахождение изображения в пятнах — гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, среди пятен ученики отыскивают знакомый им образ и дописывают его.
- Незаконченный сюжет» — учит конкретизировать схематические изображения. Педагог кладёт перед каждым учеником листы бумаги с нанесённым на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей и просит дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета.
- «Придумай узор» — учит моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы. Педагог раскладывает три ряда листов с изображениями фигур: в одном — линии, в другом — скобки, в третьем — круги. Ученики должны соединить фигуры в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.
- «Волшебники» — учит создавать эмоционально окрашенные образы на основе общей схемы. Педагог даёт две одинаковые фигурки «волшебников» и предлагает дорисовать их, превратив одного в доброго, а другого в злого.
Применение технологии интеллектуально-творческого мышления во внеурочной деятельности
- Реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе. Занятия позволяют осуществить собственные замыслы, пробуждая творческую активность.
- Использование проектно-исследовательской деятельности — она позволяет ребёнку самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем. Например, задание собрать игрушку и объяснить, на основе каких явлений основан механизм её работы. predmetnik.ru
- Проведение общешкольных мероприятий: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры.
В самостоятельной работе можно предлагать задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Например:
- решение задач с недостающими данными;
- написание рефератов, докладов, рецензий по литературным источникам;
- выполнение небольших самостоятельных исследований.
Важно также стимулировать родителей к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребёнка, включать их в творческие дела школы. Например:
- организовывать совместные мероприятия с родителями (открытые занятия, мастер-классы, выступления, конкурсы семейного творчества); cyberleninka.ru
- проводить родительские собрания и индивидуальные консультации, которые помогают родителям выбрать правильный подход к детям.
Оценка результатов интеллектуально-творческого развития школьников возможна по следующим критериям:
- Уровень развития творческого мышления — беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления.
- Творческие характеристики личности — любознательность, воображение, сложность, рискованность.
- Познавательная активность — познавательные мотивы и эмоциональное отношение к учебному процессу.
В заключение хочется отметить, что применение технологии развития интеллектуально-творческого мышления способствует повышению мотивации к изучаемым предметам, активизирует деятельность учащихся, учит детей выделять учебную задачу при выполнении того или иного задания, стимулирует мыслительную деятельность обучающихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности.