Авторы проекта: ученики 4 класса
Руководитель: Власова Наталья Александровна
Введение
В современных условиях большого объёма лживой, намеренно искажённой информации о годах Великой Отечественной войны важно понимать значение событий героического прошлого, беречь память о тех людях, которые ценой собственной жизни сохранили мир на нашей планете. Важно знать прошлое не только своей семьи, но и своей страны.
В нашей школе «Промо-М» существует традиции: каждый год к 9 мая ученики выпускают газету - календарь памятных дат, в которой отражена хронология событий военных лет в истории их семьи. К празднику Победы проводятся музыкальная гостиная, литературный концерт, организованы ежегодные благотворительные акции. Ребята ко дню Великой победы собирают подарки для ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Мы не видим этих людей, но знаем, что каждый из них рад такому вниманию. К нашему великому сожалению ветеранов с каждым годом становится всё меньше, а это значит, что свидетелей и очевидцев тех страшных лет практически совсем не осталось. Во время войны они были молодыми девушками и юношами, а некоторые маленькими детьми. Часть их жизни прошла под артиллерийский скрежет бомб, взрывы снарядов. Они так же, как и мы мечтали учиться, радоваться жизни, увидеть мир. Но их мечтам и планам не суждено было осуществиться. Многие из них не дожили до светлого дня Победы. Вглядываясь в лица этих не молодых людей, хочется сделать для них что-то приятное, запоминающееся, хочется услышать историю их жизни.
9 мая 2025 года весь прогрессивный мир будет отмечать великую дату – 80 лет со дня окончания второй мировой войны. Нас, живущих в ХХI веке, отделяют от Великой Отечественной войны 80 с лишним лет - целая жизнь. Слова Великая Отечественная война, вторая мировая война, сегодня можно услышать только в дни памяти и скорби. Люди, которые пережили эти страшные дни, не забудут их никогда. Их жизнь разделилась на две половины, до и после. Что мы знаем об этом времени? Тема Великой Отечественной войны долгие годы вдохновляла представителей самых разных творческих профессий. Подтверждением тому множество произведений литературы, поэзии, музыки, живописи, кинематографа, посвященным тем страшным дням и ночам. И как-то так получилось, что реальные события утратили, свойственные жизни шероховатые и часто неприглядные подробности.
Гипотеза. Современные дети мало что знают о Великой Отечественной войне.
Цель: создать альбом памяти героев Великой Отечественной войны нашего класса.
Задачи:
- изучить страницы истории, связанные с Великой Отечественной войной;
- собрать и изучить материал, связанный с историей Великой Отечественной войны в своей семье;
- найти фотографии, документы, памятные вещи, которые сохранились в семье.
Методы:
- Анализ научной литературы.
- Анализ выбранного материала (понятийный, сравнительный и т.д.).
- Анкетирование (уточнение представлений учащихся начальной школы о Великой Отечественной войне).
- Обобщение информации.
- Сравнение.
- Синтез.
Нам важно сохранить память о тех людях, которые ценой собственной жизни сохранили мир на нашей планете. Важно не только знать прошлое своей семьи и своей страны. Главное бережно пронести эту память через всю жизнь, и признать факт: «Без прошлого нет будущего!»
Глава I. Начало великого противостояния
На рассвете 22 июня, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные наряды и дозоры пограничников, которые охраняли западный государственный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление. За пограничной чертой, над захваченной гитлеровцами землей Польши, далеко, на западном крае вдруг появились какие-то новые, невиданные звезды. Непривычно яркие и разноцветные, как огни фейерверка – то красные, то зеленые, – они не стояли неподвижно, но медленно и безостановочно плыли сюда, к востоку, прокладывая свой путь среди гаснущих ночных звезд. Они усеяли собой весь горизонт, сколько видел глаз, и вместе с их появлением оттуда, с запада, донесся рокот множества моторов.
Этот рокот быстро нарастал, заполняя собою все вокруг, и наконец разноцветные огоньки проплыли в небе над головой дозорных, пересекая невидимую линию воздушной границы. Сотни германских самолетов с зажженными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза.
И, прежде чем пограничники, охваченные внезапной зловещей тревогой, успели осознать смысл этого непонятного и дерзкого вторжения, предрассветная полумгла на западе озарилась мгновенно взблеснувшей зарницей, яростные вспышки взрывов, вздымающих к небу черные столбы земли, забушевали на первых метрах пограничной советской территории, и все потонуло в тяжком оглушительном грохоте, далеко сотрясающем землю. Тысячи германских орудий и минометов, скрытно сосредоточенных в последние дни у границы, открыли огонь по нашей пограничной полосе. Всегда настороженно-тихая линия государственного рубежа сразу превратилась в ревущую, огненную линию фронта...
Спустя час после начала вторжения посол Германии в Советском Союзе граф фон Шуленбург вручил В. Молотову меморандум. В нём говорилось, что советское правительство хотело «нанести удар в спину Германии», и потому «фюрер отдал вермахту приказ воспрепятствовать этой угрозе всеми силами и средствами». «Это что, объявление войны?» - спросил Молотов. Шуленбург развёл руками. «Чем мы это заслужили?!» — горько воскликнул Молотов. Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну».
Так для многих миллионов людей на долгие годы закончилась мирная жизнь и начались тяжёлые испытания.
Германия имела существенный перевес над силами приграничных округов – в 1,4 раза. Техническое оснащение Красной Армии уступало немецкой. Немецкие самолеты и танки имели радиосвязь и далеко превосходили основную массу советских самолетов и танков по скорости, вооружению и маневренности. Новые образцы танков и самолетов, созданные в СССР накануне войны, не уступали немецким, но их было мало. В приграничных округах имелось только 1475 новых танков и 1540 боевых самолетов новых типов, причем лишь часть экипажей освоила управление ими. Немецкие войска передвигались в основном на автотранспорте и управлялись по радио, тогда как советские войска часто двигались пешим порядком или на конной тяге. Радиостанций у них было мало, а проводная связь оказалась ненадежной. Большинство бойцов Красной Армии было вооружено винтовками (да и тех порой не хватало), а немецкие солдаты – автоматами, В Красной Армии было мало зенитной и противотанковой артиллерии; бойцам приходилось идти против танков с бутылками с зажигательной смесью, которые за рубежом называли "коктейль Молотова".
Огромное значение имел тот факт, что немецкая армия обладала двухлетним опытом современной войны, а Красная Армия такого опыта не имела. Немецкое командование уже провело целый ряд успешных операций в Европе; немецкие штабы получили большую практику руководства войсками и взаимодействия друг с другом; немецкие летчики, танкисты, артиллеристы, специалисты всех родов войск получили хорошую подготовку и были обстреляны в боях. Напротив, руководители Красной Армии участвовали только в Гражданской войне и сравнительно небольших по своим масштабам локальных военных конфликтах в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии.
Необъяснимое упорство советских людей поражало и тревожило многих немецких полководцев. Во всех прежних походах на Западе, против кого бы ни сражались германские войска – будь то поляки или французы, англичане или греки, – они имели перед собой привычную линию фронта. По ту сторону этой линии был расстроенный, дезорганизованный отступлением противник, силы которого все больше слабели и которого лишь предстояло добить. Но все, что было позади, являлось уже прочно завоеванной, покоренной землей.
В России, все было не так. Правда, по ту сторону линии фронта тоже были отступающие, терпящие поражение войска. Но вопреки тому, что обычно случалось во всех кампаниях на Западе, сила сопротивления этих войск не уменьшалась, а возрастала по мере отступления в глубь страны, несмотря на все тяжелые военные неудачи, которые выпали на их долю.
Вывод: Германия имела существенный перевес по численности армии и в техническом оснащении. Она обладала опытом ведения боевых действий. Но несмотря на все принятые усилия, упорство, сила и сопротивление советских людей возрастало с каждым днём.
Глава II. Память о погибших не должна быть утеряна
Мы много читаем и слышим о Великой Отечественной войне, но, несмотря на это многие заинтересованы в переписывании истории. На сегодняшний день очень остро встаёт проблема искажения понимания и затушёвывания значимости многих знаменательных дат отечественной истории. Неслучайно сейчас, когда наш мир сотрясают войны, когда наращивается гонка вооружений, мы не должны забывать какие тяжёлые времена пережили наши предки, которые ценой собственной жизни сохранили мир на планете. Важно понимать значение событий героического прошлого, беречь память о людях.

В числе прочих исторических событий Великая Отечественная война 1941—1945 гг. играет особую роль, т.к. событие это произошло по историческим меркам сравнительно недавно, живы участники этой войны, память о ней выступает символом героизма советского народа. В то же время негативно-искажённая трактовка Великой Отечественной войны ставит под сомнение её историко-нравственную значимость.
Во многих семьях сохранились письма, фотографии и вещи времён Великой Отечественной войны. Они бережно хранятся, передаются из поколения в поколение, храня память о героическом подвиге людей.

Несмотря на то, что последняя мировая война закончилась почти 70 лет назад, мы помним о её последствиях и чтим память воинов, которые отдали жизнь за будущие поколения, за наши жизни. Тысячи людей сегодня ищут данные о своих родных и близких, без вести пропавших либо погибших во время Великой Отечественной Войны. Значит боль этих людей, жива до сих пор, а неизвестность - пугает.
В нашем классе есть ребята, чьи прабабушки и прадедушки во время Великой Отечественной войны были детьми. На их долю выпали тяжёлые испытания. Они пережили боль, голод, страх, ужас потери близких людей. Но в их памяти навсегда останутся люди, которым они обязаны своей жизнью. Для всех людей, которые родились и выросли в это тяжёлое время, ДЕНЬ ПОБЕДЫ – самый важный и великий день. К сожалению, людей, которые могут достоверно рассказать о событиях Великой Отечественной войны с каждым днём становится всё меньше.

Тем важнее становятся встречи с такими людьми, ценны их воспоминания. На сегодняшний день таких людей практически не осталось, но живы их дети, внуки, правнуки… Люди, для которых это не просто предки, а часть истории семьи, которая является частью истории нашей большой страны.
Вывод: В наших семьях почти у каждого были прадеды, прабабушки которые прошли войну или погибли на ней, остались их рассказы и воспоминания. Мы обязаны бережно хранить историю своей семьи и нашей страны. До тех пор, пока живы мы - историю не перепишут.
Глава III. Ветераны войны. История моего класса
В нашей школе много лет подряд существовала традиция, учащиеся встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, среди которых были участники ВОВ, труженики тыла, ветераны труда. Эти встречи помогали нам узнать правду о трудных, суровых военных временах, о тех чувствах, которые испытали ветераны в великий День Победы - 9 мая 1945 года.. Мы с интересом слушали наших уважаемых ветеранов, рассказывающих о военных действиях, о труде женщин и детей в тылу, о том, какие испытания выпали на долю советского народа в годы войны, как, несмотря ни на что, народ выстоял и победил. Особенным для нас был и тот факт, что ветераны старались показать нам самые сокровенные вещи, бережно хранившиеся у них с военных времён: карты, фотографии, письма, кисеты и даже…игрушки.
За последнее годы прошло много самых разных событий. Люди, которые когда-то приходили к нам в школу умерли, а те кто ещё жив, не выходят из дома. В настоящее время ко Дню Великой Победы мы проводим благотворительную акцию, собираем корзины с подарками для ветеранов, делаем открытки. Принимая участие в акции, мы решили выяснить есть ли в семьях наших одноклассников участники Великой Отечественной войны. Знают ли ребята о том, кем были их предки. Оказалось, что в нашем классе ребята чтут традиции и бережно относятся к истории своей семьи.
В семье Максима Гиленко помнят и гордятся боевым подвигом нашего прадеда Фефелова Петра Васильевича, сражавшегося под городом-героем Ленинградом в составе Краснознаменного Балтийского флота.

Прадедушка родился 26 марта 1912 г. в селе Мохровка Борисоглебского района Воронежской области в бедной многодетной семье. В 18 лет был призван на срочную службу матросом на флот. Во время службы зарекомендовал себя как решительный, смелый, выносливый и волевой военнослужащий, поэтому после завершения срочной службы был направлен командованием на обучение в Военно-Морскую Академию РККФ им.Ворошилова. По окончании Академии в ноябре 1932г. в звании инженер-капитана был направлен для несения службы на Краснознаменный Балтийский флот.
Когда началась Великая отечественная война, Балтийский флот в августе 1941 года изменил базу дислокации с г. Таллина на г. Кронштадт и стал составной частью сил, оборонявших Ленинград. Артиллерийские орудия кораблей выполняли важную задачу по организации огневой поддержки обороны сухопутных войск на Ораниенбаумском плацдарме. Мой прадед Петр Васильевич в октябре 1941г. участвовал в переброске на военных кораблях стрелковой дивизии с Ораниенбаумского плацдарма на левый берег Невы для проведения операции по уничтожению большой группировки противника.
С момента начала блокады Ленинграда, как только встал лед на Финском заливе, в ноябре 1941г. начала действовать ледовая трасса от южного берега залива (мыс «Лисий Нос» в расположении советских войск) через Кронштадт на Ораниенбаумский плацдарм. По этой ледовой трассе проходил единственный путь, по которому защитникам обороны плацдарма доставлялись хлеб и боеприпасы, а в обратном направлении из осажденного города вывозили мирных жителей и раненых. Эта трасса называлась «Малая дорога жизни». Морозы зимой 1941-1942 года стояли до 30 градусов. Мой прадедушка с другими моряками Балтийского флота неоднократно сопровождал и охранял сани с мукой. В пути колонну обстреливали немецкие орудия со стороны Петергофа, а также бомбила авиация противника и было много случаев, когда сани с лошадьми, а с ними и моряки, проваливались под лед. Во время одного из обстрелов мой прадед был контужен и попал в госпиталь.
В конце 1943г. моряками Балтийского флота было перевезено в Ораниенбаум (сейчас г.Ломоносов) большое количество орудий, техники и личного состава. С Ораниенбаумского плацдарма началась операция «Январский гром», в результате которой в январе 1944г. гитлеровцы были полностью разгромлены и отброшены от Ленинграда. Блокадное кольцо было прорвано.
За участие в Великой Отечественной войне мой прадедушка был награжден Орденом Боевого Красного знамени, Орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны 2-ой степени, Медалью «за боевые заслуги», Медалью «За оборону Ленинграда» и Медалью «За победу над Германией».
В семье Володи Фомина помнят и гордятся прабабушкой и прадедушкой ветеранами Великой Отечественной войны.
Смульская Валентина Иосифовна родилась в 1922 году.

После окончания школы в 1939 году поступила в школу фельдшеров в городе Ростов-на-Дону. С начала Великой Отечественной войны работала в Сочинской госпитальной базе. В октябре 1942 года добровольно была призвана в ряды РККА. Службу начала в медицинском взводе Сочинского военного аэродрома. Далее переведена в медицинскую службу Авиации дальнего действия в составе 5 воздушной армии. Где оказывала медицинскую помощь раненым пилотам дальней бомбардировочной авиации. Вместе с армией прошла боевой путь от Кавказа до Вены и Праги.
Закончила службу Сержантом медицинской службы 5-й Воздушной армии.
Имела Боевые награды:
- медаль «За Боевые Заслуги»
- «за Победу над Германией»
Семенков Георгий Георгиевич родился в 1922 году.

После окончания школы поступил в Московское авиационное училище ГВФ. В действующую армию направлен в начале 1942 года. Боевой путь начал на Кавказе в составе 5 воздушной армии, участвовал в обороне Кавказа за что был награжден медалью «За Оборону Кавказа». Далее участвовал в освобождении Крыма, затем Румынии, Вены. В битве за Вену награжден медалью «За взятие Вены». Боевой путь закончил в Праге, где был награжден орденом Красной звезды. Весь боевой путь проделал в составе войск связи. В июне 1945 года награжден медалью «За победу над Германией».
Выполнял боевые задачи по обеспечению навигации Авиации дальнего действия, а также бесперебойной связи с пилотами самолетов дальней бомбардировочной авиации.
Старшина, Техник радионавигационного автобуса, 5 воздушная армия.
Призыв Московский ГорВоенкомат г. Москва, Ноябрь 1939 г.
Боевые награды:
- Медаль «За оборону Кавказа»
- Медаль «За взятие Вены»
- Медаль «За победу над Германией»
- Орден Красной Звезды
В семье Петри Андрея бережно хранят память об участнике Великой Отечественной войны Пономареве Василии Алексеевиче.

Родился Василий Алексеевич 22 марта 1917 года, работал до войны столяром. В 1940 году его забрали на строитель запасного аэродрома в г. Вентспилс, там прадеда и застала война. С июля 1941г. по апрель 1943г. он воевал в 125 стрелковом полку, далее 267 противотанковый дивизион, и с 1944–1945 гг. - 9 запасная автобригада.
Дважды он был ранен, контужен, замерзал в Пинских болотах, таков был боевой путь моего прадеда.
В 1945 году был награжден медалью За победу над Германией.
Умер Василий Алексеевич 01 мая 1984 г. Я очень благодарен своему прадеду и другим ветеранам за Победу в Великой Отечественной Войне.
В семье Ивановой Александры прадедушка Родин Михаил Васильевич, 23.02.1921 г.р. Старший лейтенант
Забайкальская зона ПВО
Медаль «За победу над Японией»
Прадедушка Иванов Аркадий Иванович, 1920 г.р.
Старший лейтенант
Орден «Отечественной войны»
Медаль «За отвагу»
Прабабушка Алякринская София Валериановна, 1921 г.р.
Младший сержант, медицинская сестра
Медаль «За отвагу»
Переписывать историю – это в первую очередь предавать память своих предков.