Современные дети мало знают о своём родном городе, своей стране, о национальных традициях. Огромное значение имеет патриотическое воспитание детей школьного возраста. Дети не рождаются добрыми или злыми, нравственными или безнравственными. Какие чувства разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Создать такие условия, в которых ребенок смог бы реализоваться, установить свои отношения с обществом, историей и культурой человечества – является одной из основных воспитательных задач.
И здесь на помощь нам приходит музейная педагогика. Дети дошкольного и младшего школьного возраста усваивают все только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ОГАОУ «Губернаторский Сетленский лицей» заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать урочную и внеурочную деятельность в части формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе школьного образования и воспитания.
Понятие «музейная педагогика» появилось относительно недавно. За это время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Для нашего лицея это работа не инновационная. Музей в ОГАОУ Губернаторский Светленский лицей работает с 2005 года.
Несколько слов о нашем директоре, лицее и концепции Эмоционального образования.
Сайбединов Александр Геннадьевич - народный учитель Российской Федерации, лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования и науки, почетный член Российской академии образования, автор концепции Эмоционального образования, директор Федеральной инновационной площадки Министерства Просвещения РФ ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей» Томской области (из Томской области и других регионов РФ)
Лицей является Федеральной инновационной площадкой Министерства Просвещения РФ.
Эмоциональное образование – это и философская научно-педагогическая концепция и модель школы, с конкретными кейсами, и управленческими решениями, каждый из которых играет важную роль в процессе формирования личности.
Как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому наша задача визуализировать основные кейсы Эмоционального образования.
У нас есть еще одна лаборатория – Это лаборатория изучения эффектов влияния духовного наследия на развитие современной цивилизации. Это одно из направлений работы лаборатории: Музей истории быта «Капсула времени». Это место задумано как пространство для творческих встреч, исторических посиделок, научных проектов и пр.
Самый древний экспонат в нашей экспозиции – это самая настоящая кость мамонта.
-
важна среда обучения (ребенок с 1 класса попадает в красивую, насыщенную образовательную среду);
- бесшовное образование (нет замкнутости на своем классе, много образовательных пространств, в которые попадает ребенок с первого класса, нет сложности между переходами из начального в среднее, из среднего в старшее и т.д.);
- важно более глубокое понимание процессов происходящих в школе, для взаимопонимания и сотрудничества.
Основные разделы лицейского музея истории быта «Капсула времени»
- Кукла народов мира, куклы народов России. В этом разделе представлена уникальная коллекция кукол, представляющих разнообразные народы мира и России. Эти традиционные куклы являются отражением культур и обычаев различных стран. Экспозиция включает информацию о материалах, из которых изготавливались куклы, о техниках и стилях их создания, а также о значении, которое они имели в разных культурах.
- Быт и культура русского народа в XIX веке. Раздел посвящён повседневной жизни и культуре русского народа в XIX столетии. Здесь можно увидеть предметы быта, одежду, мебель, орудия труда, посуду и другие артефакты того времени. Особое внимание уделяется традициям, обычаям и праздникам, которые были характерны для того периода.
- История советской эпохи. Этот раздел посвящен быту советских граждан, а также событиям, которые происходили в Советском Союзе в разные периоды его истории. Экспозиция включает предметы быта, фотографии, документы, плакаты, газеты и другие материалы, отражающие жизнь людей в советское время.
- Наши герои. В этом разделе представлены люди, которые внесли значительный вклад в историю, культуру или науку. Особое внимание уделяется героям Великой Отечественной войны и героям СВО. Экспозиция включает фотографии, документы, личные вещи и другие материалы, которые рассказывают о их подвигах.
- История периодики, летопись страны на страницах журналов и книг. Этот раздел поможет глубже понять историю периодической печати и её роль в жизни общества. Экспозиция включает старые журналы, газеты, книги и другие печатные издания, отражающие события, происходившие в стране.
- История техники. Раздел посвящён истории развития техники и технологий. Здесь можно увидеть разнообразные технические устройства, такие как радио, телевизоры, фотоаппараты, радиолы, проигрыватели, телефоны и другие устройства, которые наглядно демонстрируют процесс их эволюции.
В нашем музее можно проводить уроки истории, литературы, чтения. Все экспонаты можно рассмотреть, потрогать руками. Уроки, проведенные в музее, точно детям запомнятся и погрузят их в другое время и пространство. Дадут представление о том, в какое время жили герои изучаемых произведений, как они использовали предметы из музея в быту. Заставят их думать, размышлять и сравнивать. А это одна из главных задач в образовании.