Вовлечение родителей в школьную жизнь играет важную роль в успешном развитии ученика, снижении академических и поведенческих проблем, а также в укреплении связей между семьёй и школой, поскольку активное участие родителей способствует повышению успеваемости, улучшению мотивации и развитию социальных навыков у детей.
Почему важно вовлекать родителей? В чём очевидные плюсы?
Во-первых, в росте успеваемости: дети, чьи родители активно участвуют в учебном процессе, показывают лучшее понимание материала и более высокие оценки.
Во-вторых, это психологическое благополучие в семье: активное участие родителей в школьной жизни способствует развитию уверенности и снижению уровня тревожности у учеников.
В-третьих, сокращаются ключевые барьеры характера взаимоотношений «семья-школа»- это отсутствие информации, недостаточные коммуникации между учителями и родителями, социальные и экономические препятствия, мешающие активному сотрудничеству.
В современном образовательном пространстве поиск эффективных методов укрепления сотрудничества между школой и родителями приобретает особую актуальность. Новые подходы ориентированы на создание партнерских отношений, повышение мотивации родителей к участию в жизни школы, развитие их компетентностей.
Традиционные методы работы с родителями, такие как родительские собрания и индивидуальные консультации, уже не отвечают требованиям времени. Поэтому так интересны новые подходы, направленные на создание более эффективного, гибкого и партнерского взаимодействия. Среди инноваций традиционно выделяют следующие:
- Информационные встречи и конференции, которые помогают информировать родителей о прогрессе их детей, о школьных мероприятиях. Регулярность таких встреч, их нестандартный характер способствуют вовлеченности родителей в процесс школьной жизни.
- Наличие в школе спектра возможностей для участия родителей: волонтёрские программы, помощь в организации мероприятий, участие в школьных советах способствует созданию партнерских отношений. Такая среда повышает уровень доверия к школе и успешность взаимодействия.
- Использование цифровых платформ: мобильные приложения, социальные сети позволяют держать родителей в курсе событий и быстро обмениваться информацией. А обратная связь, включая онлайн-встречи, позволяет значительно упростить взаимодействие и расширить возможности участия родителей в воспитательном и образовательном процессе.
- Организация вебинаров, онлайн-консультаций, проведение дистанционных мероприятий по актуальным темам воспитания, обучения и поддержки семейного взаимодействия, особенно актуальны. Родители заинтересованы в вебинарах по вопросам воспитания, обучения, профилактики правонарушений, психологической поддержки-всего того, что помогает расширить возможности взаимодействия с родителями, создаёт возможность участия в обсуждении важных аспектов воспитания детей без необходимости приезда в школу.
- Обучающие программы для родителей, курсы, семинары по вопросам их поддержки -это отличные возможности повышения их компетентности, формируя устойчивое поле для сотрудничества родителей и школы.
- Участие родителей в формировании школьной политики в формате открытых форумов, опросов, фокус-групп, креативных команд и т.п. способствуют инициативности родителей , появлению идей по развитию школы. Процесс принятия решений, становясь таким образом прозрачным и демократичным, создаёт условия для заинтересованности родителей в общем благополучии свой школы.
- Тренинги для родителей способствуют повышению их педагогической и психологической грамотности, что помогает им более осознанно участвовать в воспитании и обучении детей. А мастер-классы по воспитанию, развитию педагогических и психологических навыков помогают родителям лучше понимать особенности развития детей, особенности учебного процесса, техники эффективного взаимодействия и поддержки. В результате родители становятся не только источником поддержки для учеников, но и полноценными партнерами школы.
Особую роль в обновлении партнёрских отношений семьи и школы играют совместные проекты. Проекты совместного творчества, инициативы родительских команд по организации мероприятий, школьных фестивалей, благотворительных акций-всё это способствует формированию чувства сопричастности и социальной ответственности, принадлежности к школьному сообществу, развитию ответственности и командного духа.
Проект #ТЁПЛЫЕПРАКТИКИ-22 МАОУ «СОШ №22 с углубленным изучением иностранных языков г. Перми как раз и является хорошим примером того, как можно решать проблемы вовлечённости родителей, а вместе с тем и родительского просвещения по вопросам воспитания, обучения, гражданского становления подрастающего поколения.
В чём заключается инновационный характер проекта как модели родительского просвещения и способа вовлечения родителей?
- #ТЕПЛЫЕПРАКТИКИ22 нацелены главным образом на поддержку традиционных российских семейных ценностей
- Практики реализуются всем школьным сообществом.
- Реализуются через формат интерактивных сессий, в ходе которых родители имеют возможность, взаимодействовать, обмениваться опытом, участвовать в активностях и обогащать собственные компетенции.
- При наличии шести модулей, таких как «С любовью к России», «Эффективные коммуникации», «Интеллектуальные диалоги», «Креативные горизонты», «Семейные традиции», «Рефлексивные практики», родители выстраивают собственную траекторию развития.
- Работу внутри каждого модуля организуют модераторы, в роли которых выступают и родители, и педагоги. Формы организации и содержания модулей самые современные: тренинги, медиативные практики, интерактивные беседы, практикумы, ролевые игры.
- После интерактивной сессии все участники образовательных отношений апробируют живые практики в семье и школе, применяя полученные знания и умения.
- Кульминацией становится масштабное событие - Общешкольная экспедиция «К истокам семейных ценностей», участники которой -всё сообщество -семьи учеников школы с первого по одиннадцатый класс, педагоги, социальные партнёры и родители. Сам термин «экспедиция» предполагает необъятное множество вариаций для креативной работы команды организаторов из числа родителей, учеников и учителей.
- Экспедиция включает себя проведение мастер-классов для родителей, выступления приглашённых специалистов в области воспитания и детства, практики осознанного родительства, тренинги, круглые столы, интеллектуальные турниры и квизы, творческие мастерские, киноклуб доя семей школы.
Что получает школа по итогам такой инновационной практики?
Во-первых, в ходе такого тесного и тёплого сотрудничества укрепляются партнерские отношения семьи и школы.
Во-вторых, оправдывается ожидание укрепления доброжелательной среды школы, о чём будет свидетельствовать снижение количества конфликтов.
В -третьих, возрастает удовлетворенность родителей воспитывающей средой.
В-четвёртых, увеличивается количество родительских инициатив
И, что самое важное, родители получают опыт семейных воспитательных практик, форм проведения семейного досуга, эффективных коммуникаций в семье.
Таким образом инновационный характер #ТЁПЛЫХПРАКТИК-22 как технологии сотрудничества с родительским сообществом создаёт условия для обмена лучшими практиками в области родительского просвещения. Проект действительно способствует поддержке и трансляции традиционных семейных ценностей. С ним реально осуществление различных совместных мероприятий и событий, которые сближают семью и школу.