Современный педагог сталкивается с новыми вызовами, связанными с интеграцией искусственного интеллекта (ИИ) в образовательное пространство. Традиционные модели преподавания, ориентированные на репродуктивное воспроизведение информации, теряют свою эффективность. В условиях быстрого технологического прогресса ключевой задачей учителя становится формирование у учеников навыков критического мышления, анализа информации и продуктивного взаимодействия с ИИ-сервисами.
В России на государственном уровне обсуждается включение элементов искусственного интеллекта в школьную программу. Президент России Владимир Путин на встрече с участниками III Конгресса молодых ученых подчеркивал важность грамотной разработки соответствующих образовательных программ, что указывает на необходимость системной подготовки и переподготовки педагогических кадров [1]. В этой связи перед педагогом встает задача не просто познакомить учащихся с ИИ, но и интегрировать в учебный процесс проектные задания, направленные на создание продуктов с использованием этих технологий. Организация такой деятельности – от программирования чат-ботов до анализа данных – требует от учителя новых компетенций и позволяет развивать у школьников навыки, востребованные в будущем.
Одной из наиболее острых проблем, с которой сталкивается педагог сегодня, является изменение роли домашних заданий. Широкодоступные ИИ-инструменты легко справляются с типовыми упражнениями. В связи с этим педагогу необходимо реорганизовать систему проверки знаний, разрабатывая такие задания, которые требуют от ученика анализа, аргументации и творческого подхода даже при использовании ИИ. Это смещает фокус с контроля заучивания на оценку способности применять знания в нестандартных ситуациях.
С другой стороны, ИИ открывает для педагога и новые инструменты персонализации обучения. Например, учитель может рекомендовать ученикам, пропустившим занятия, использовать ИИ для персонального объяснения сложных тем по заданным промптам (например, «Объясни, что выполняет данная программа и для чего нужна каждая строчка»). Это позволяет педагогу эффективнее восполнять пробелы в знаниях и уделять больше времени индивидуальной работе с учащимися.
Ключевой задачей становится формирование метапредметных связей с использованием инструментов ИИ. Для этого педагогу необходимо владеть этими инструментами и уметь интегрировать их в преподавание своего предмета. Более подробно о новых требованиях к компетенциям педагога в результате внедрения ИИ рассмотрено в работе АНО «Цифровая экономика» [2].
Примеры успешного использования ИИ на уроках включают:
- Музыка. Учитель может организовать проект по созданию музыки с использованием паттернов известных композиторов, чтобы на практике показать ученикам особенности их стиля.
- Иностранные языки. Педагог может использовать ИИ как инструмент для организации диалоговых практик, где каждый ученик получает возможность говорить с виртуальным собеседником на любую тему, не ограничиваясь рамками учебника.
- Литература. Учитель может предложить ученикам проанализировать с помощью ИИ биографию автора и исторический контекст произведения, чтобы глубже понять мотивы персонажей и авторский замысел.
- Биология. Педагог на уроке может использовать ИИ для визуализации и анализа генетических данных, делая абстрактные понятия наследственности и эволюции более наглядными и понятными.
Эти подходы требуют от педагога не только предметных знаний, но и умения управлять цифровой образовательной средой, чтобы помочь ученикам развить критическое мышление, необходимое для анализа и оценки информации [3].
Внедрение ИИ в образование кардинально меняет роль педагога: из транслятора знаний он превращается в навигатора в мире информации, организатора проектной деятельности и фасилитатора, развивающего у учащихся гибкие навыки. Активная адаптация педагогических методик и непрерывное профессиональное развитие учителей являются залогом успешной подготовки учеников к жизни в эпоху искусственного интеллекта.
Список литературы
- Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту 2024 // Официальный сайт Министерства образования РФ URL: https://ai.edu.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2024);
- Казарян Карен, Байрамкулова Люаза Влияние искусственного интеллекта на образование. - М.: 2023. - 85 с.;
- Мазанюк Е.Ф. Применение искусственного интеллекта в школах рф: перспективы и неоднозначные последствия // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-1. - С. 205-208.