Разработка урока русского языка по теме "Синонимы"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: синонимы


Класс: 5.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: формировать интерес к русскому языку;
  • метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
  • предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Учебно-методический комплекс: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, др. Русский язык, 5 класс, 2024 г.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.

Организационный этап

Приветственное слово учителя:
Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения и отличной работы на уроке.

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, запись числа в тетрадях, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

2

Мотивационно-целевой этап

Один ученик работает за компьютером и выполняет тестовые задания.
Четыре ученика работают по индивидуальным карточкам.
Остальные учащиеся класса выполняют лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.
Словарный состав языка (лексика).
Раздел науки о языке, изучающий лексику (лексикология).
Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).
Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
Средство художественной выразительности, используемое поэтами; употребление слова в переносном значении (Метафора)

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку. На полях тетради записывают количество баллов, соответствующее количеству правильных ответов.

 

 

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». (Текст проецируется на экране)
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
1. Выпишите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).
2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Выпишите глаголы.
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение, делают вывод о том, что синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения, оценивают работу

3.

Определение темы и целей урока.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Каковы цели нашего урока
В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:
Синонимы – это … (примеры)
Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.
Роль синонимов в речи
(Данные три таблички прикрепляются на доске и по ходу урока появляются определения данных понятий)

Формулируют тему и цель урока.

4

Поисково-исследовательский этап

1. Объяснение новой темы.
Что же это за слова «синонимы»?
Постараемся выяснить и дополнить наши знания.
- Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.
Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж, вилла).
Дом - общеупотребительное слово и является стилистически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.
Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные,
пришедшие из другого языка.
(Для справки: Слово «коттедж» пришло к нам из Англии. Это старые сельские английские домики, в прямом смысле сельское жилье. Как правило, у традиционных коттеджей второй этаж мансардный, а третьего и вовсе не бывает.
Слово «вилла» пришло к нам из Италии. Для итальянских вельмож вилла — это наша дача, только с шиком. Это дом в деревне или у моря.)
Курень - казачье жилище.
- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

Дети определяют значение каждого слова, если необходимо, то обращаются к толковым словарям, находят различия в значении слов, делают вывод.

2. Работа с текстом учебника.
Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (п. 68, с. 162).

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

5

Офтальмотренаж

Ученики быстро моргают, закрывают глаза, затем сидят спокойно, медленно считают до пяти. Повторяют упражнение 4–5 раз.

Выполняют упражнения для глаз

6

Практико-ориентированный этап

Предлагаю выполнить упр. 359 (по заданию)

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

 

 

3. Работа в группах

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

(1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

(2-я группа)

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

(3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).
– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

– Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает, оценивают себя

 

 

4. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.
Предлагаю найти синонимы к словам серьезно, далекий, промежуток, пользуясь словарем синонимов.

Рассматривают словари, находят синонимы к словам

 

5. Знакомство с определением синонимического ряда

- Перепишите синонимы в порядке усиления действия:
- Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.
- Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Группа синонимов - это синонимический ряд.
Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.
Что такое синонимический ряд?

Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы, оценивание

7

Физминутка

Игра с мячом. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.
Приятель-друг
Противник-враг
Шагать-идти
Солдат-воин, боец
Родник-ключ
Доктор-врач
Метель-вьюга, пурга, ураган
Холод-мороз, стужа
Мокрый- сырой, влажный
Вкусный- аппетитный, лакомый.

Играют

8

Практико-ориентированный этап

Определение роли синонимов в речи

1. Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы?

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

Работают с текстом, делают выводы, оценивают себя

 

 

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все ... противника.
Вся природа ждала ... весны.
(атака, наступление)
2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.
Он оплатил на почте ... по телефону.
(беседа, разговор)
3) Из окна открывался красивый ... на море.
... в романах Тургенева играет важную роль.
(вид, пейзаж).

Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку, оценивание

 

 

Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Багрянец

Своеобразие

Схематизм

Высказывание

Несгибаемость

Шаблонность

Индивидуальность

Стойкость

Текст

Скульптор

Абзац

Отступ

Ваятель

Пурпур

Задание выполняется на доске, коллективная проверка, оценивание

9

Контрольно-оценочный этап

Мини-тест (Проецируется на экран)

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
А) состязание
Б) сражаться
В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
А) чистоплотный
Б) опрятный
В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) молодость – юность – молодеть
Ответы: Б В Б

Участвуют в тестировании.

 

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

10

Рефлексивно-обобщающий этап

Подводит итог урока, выставляет отметки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

   

Ребята, продолжите предложения: (проецируются на экран)
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня было…

Синонимы – это … (примеры ..)
Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.
Роль синонимов в речи…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

11

Домашнее задание

Домашнее задание на выбор, определяется самим учеником. (Проецируется на экран)

1. §68, упр. 362.
2. Составить кроссворд по теме «Синонимы».

Записывают домашнее задание