Класс: 5.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Планируемые образовательные результаты:
- личностные: формировать интерес к русскому языку;
- метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
- предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Учебно-методический комплекс: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, др. Русский язык, 5 класс, 2024 г.
№ |
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||||||||||||||
1. |
Организационный этап |
Приветственное слово учителя: - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, запись числа в тетрадях, организация внимания учащихся). |
Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях |
||||||||||||||
2 |
Мотивационно-целевой этап |
Один ученик работает за компьютером и выполняет тестовые задания. |
Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку. На полях тетради записывают количество баллов, соответствующее количеству правильных ответов. |
||||||||||||||
|
Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». (Текст проецируется на экране) |
Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение, делают вывод о том, что синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения, оценивают работу |
|||||||||||||||
3. |
Определение темы и целей урока. |
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Каковы цели нашего урока |
Формулируют тему и цель урока. |
||||||||||||||
4 |
Поисково-исследовательский этап |
1. Объяснение новой темы. |
Дети определяют значение каждого слова, если необходимо, то обращаются к толковым словарям, находят различия в значении слов, делают вывод. |
||||||||||||||
2. Работа с текстом учебника. |
Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. |
||||||||||||||||
5 |
Офтальмотренаж |
Ученики быстро моргают, закрывают глаза, затем сидят спокойно, медленно считают до пяти. Повторяют упражнение 4–5 раз. |
Выполняют упражнения для глаз |
||||||||||||||
6 |
Практико-ориентированный этап |
Предлагаю выполнить упр. 359 (по заданию) |
Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой). |
||||||||||||||
|
3. Работа в группах Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах). (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, (2-я группа) Зябнет осинка, (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные). На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи) – Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться) Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы? |
Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает, оценивают себя |
|||||||||||||||
|
4. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка». Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. |
Рассматривают словари, находят синонимы к словам |
|||||||||||||||
|
5. Знакомство с определением синонимического ряда - Перепишите синонимы в порядке усиления действия: Группа синонимов - это синонимический ряд. |
Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы, оценивание |
|||||||||||||||
7 |
Физминутка |
Игра с мячом. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель. |
Играют |
||||||||||||||
8 |
Практико-ориентированный этап |
Определение роли синонимов в речи 1. Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок |
Работают с текстом, делают выводы, оценивают себя |
||||||||||||||
|
|
Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Партизаны отразили все ... противника. |
Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку, оценивание |
||||||||||||||
|
|
Соедините линиями синонимы из разных колонок.
|
Задание выполняется на доске, коллективная проверка, оценивание |
||||||||||||||
9 |
Контрольно-оценочный этап |
Мини-тест (Проецируется на экран) 1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ? 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? |
Участвуют в тестировании.
Проводят самоанализ и взаимопроверку. |
||||||||||||||
10 |
Рефлексивно-обобщающий этап |
Подводит итог урока, выставляет отметки, комментирует работу учащихся на уроке. |
Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. |
||||||||||||||
Ребята, продолжите предложения: (проецируются на экран) Синонимы – это … (примеры ..) |
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. |
||||||||||||||||
11 |
Домашнее задание |
Домашнее задание на выбор, определяется самим учеником. (Проецируется на экран) 1. §68, упр. 362. |
Записывают домашнее задание |