Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся как путь самореализации и развитие талантов

Разделы: Работа с дошкольниками


Сeгoдня сущeствует острaя нeoбхoдимoсть в людях, мыслящих твoрчeски, aктивных, спoсoбных нaйти нeстaндaртнoe рeшeниe пoстaвлeнной зaдaчи и фoрмулирoвaть нoвыe, пeрспeктивныe цeли.

В cвязи c этим пeрeд пeдaгoгoм стoит oднa из зaдaч – рaзвитиe и coциaлизaция oдaрeнных дeтeй. Мы вce знaeм, чтo нeт нe тaлaнтливых или нe oдaрeнных дeтeй. Прoцecc выявлeния этoгo тaлaнтa cocтaвляeт eщe oдну вaжную зaдaчу coвeршeнствoвaния cистeмы oбрaзoвaния, тaк кaк oбучeниe oдaрeнных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Детская одаренность – одна из самых интересных феноменов в природе. Когда в группе находится талантливо-активный ребенок, он сразу выделяется на фоне других детей. В работе с такими детьми всегда есть определенные сложности: материал они усваивают быстрее своих сверстников, и порой скучают на занятиях. Тут приходит на помощь проектно-исследовательская деятельность.

Почему? Работа с активными и способными детьми является одним из главных направлений проектно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренности, которая до того момента, может быть, еще не проявилась. Способные дети, занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, могут быстрее развить свои способности, так как для этого создаются благоприятные условия для интеллектуального развития. Кроме того, развиваются творческие способности.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет детям выбрать не только направления исследовательской работы, но и способы продвижения в предмете. Дальнейшее развитие возможностей ребенка должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Именно это направление и формирует у детей умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения.

Маленькие дети по своей природе исследователи. Они любопытны, им хочется удивляться не изведанному. В своей группе я работаю с детьми от 2 до 4 лет и провожу исследовательскую деятельность в форме игры. Детям очень нравится экспериментировать с водой, играть в песочнице. Игра с водой способствует исследовательской деятельности у детей раннего возраста. Рассказываю, что вода жидкая, что ее можно наливать в чашку, предлагаю детям игру «Напои зверюшек». В процессе игры дети убеждаются, что вода жидкая, к тому же они учатся переливать воду из одной емкости в другую. Я наглядно показываю малышам, что вода может принимать различную форму. Мы играем с детьми в игру «Волшебники», используя воду и разноцветную гуашь. Дети узнают , что вода может быть прозрачной и цветной, закрепляя при этом название цветов. Наиболее одаренных детей привлекаю в помощники для проведения эксперимента.

Такие игры-эксперименты вызывают у детей большую радость, удивление от своих небольших открытий. Появляется интерес к познанию окружающего мира. Продолжая экспериментировать, малышам очень нравится пересыпать песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. Я обращаю внимание детей на главное свойство сухого песка – сыпучесть. Знакомлю детей с мокрым песком. И тут открывается широкий простор для фантазий. Сырой песок стал липкий, из него можно лепить домики, куличики, можно слепить пироги, используя разные формочки. В процессе таких экспериментов дети получают новые знания и умения. Для закрепления умений и знаний мы постоянно возвращаемся к проведению опытно – экспериментальной деятельности, закрепляя таким образом любознательность и наблюдательность детей. Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира. Мы, педагоги и родители должны учитывать интересы детей в возрасте от 2 до 4 лет и направлять свой опыт, знания и умения на то , чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, не изведанным, любили экспериментировать. Одаренные дети в результате экспериментально-исследовательской деятельности проводимых в детском саду, будут быстрее адаптироваться в социальном обществе.

Реализация проектно-исследовательской деятельность происходит не столько на занятиях, сколько через свободную деятельность детей. Возникает интерес к новым знаниям, желание найти нужную информацию, чтобы применить для решения поставленных в проекте задач, что и позволяет развивать одарённость детей.

Но, самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей способности правильно себя вести в новых, для детей, условиях, когда требуется за короткое время сделать то, с чем еще не встречался, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а сосредоточится, проанализировать ситуацию, понять, каких знаний не хватает и решить как действовать, чтобы увидеть результат. Выполнив такую работу, ребёнок становится гораздо более уверенным в себе, он учится учиться, и воспитатель из носителя готовых знаний становится организатором познавательной деятельности своих детей.

Список использованных источников

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
  2. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  4. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/proektno-issledovatelskaya-deyatel-7/