В условиях современной школы образование претерпевает значительные изменения, связанные с внедрением новых технологий, изменением образовательных стандартов и возрастанием требований к качеству обучения. Английский язык как один из ключевых предметов заслуживает особого внимания, так как его освоение открывает широкие возможности для личностного и профессионального развития учащихся. Опыт проведения учебного занятия по английскому языку в современной образовательной среде позволяет проанализировать эффективность используемых методик, выявить трудности и преимущества применяемых подходов. В статье рассматриваются особенности организации урока, использование интерактивных и коммуникативных технологий, а также влияние этих факторов на мотивацию и уровень владения языком учащихся. Такой анализ важен для дальнейшего совершенствования педагогической практики и повышения качества обучения английскому языку.
Учебное занятие явилось частью изучаемого в 6 классе в рамках УМК «Английский в фокусе» модуля «Еда и прохладительные напитки». Тема занятия соответствует месту в учебном плане, требованию программы обучения по предмету «Иностранный язык (английский)», возрасту обучающихся, их потребностям и познавательным возможностям. Работая индивидуально и в группах, обучающиеся учатся слушать друг друга и использовать знания партнёра по команде и группе для достижения общей и личной цели. Обучающиеся учатся оценивать свою работу и работу других по критериям.
Целью учебного занятия было обучение составлению и презентации монологов по теме «Еда. Напитки».
Рабочий лист урока является авторской разработкой преподавателя на основе учебного материала УМК «Английский в фокусе» для 6 классов общеобразовательных учреждений.
На учебном занятии я поставила следующие задачи, направленные на формирование УУД:
Образовательные:
- Повторить лексические единицы по теме.
- Развивать навык аудирования с целью выделения конкретной информации.
- Научить составлению монологического высказывания на основе плана.
- Развивать навыки монологической речи.
Воспитательные:
- Вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность.
- Совершенствовать навыки общения и учебного сотрудничества с преподавателем и одноклассниками.
- Умение публично выступать.
Развивающие:
- Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения.
- Обучать приёмам самооценки при выполнении задания с использованием образца.
- Обучить приёмам самооценки при помощи чек-листа.
Лексический материал урока представлял собой лексику по теме «Еда и напитки» и включал задания на актуализацию имеющихся знаний в предметной области иностранного языка.
Организационный этап урока предполагал создание рабочей атмосферы учебного занятия. В начале учебного занятия обучающиеся прочитали пословицу, определили тему учебного занятия, записали ее в рабочий лист. Обучающиеся познакомились с рабочим листом занятия. Также были определены цели учебного занятия. Обучающиеся прочитали вопросы, на которые они смогут дать ответы по окончании учебного занятия.
Во время мотивационного этапа, обучающиеся, с опорой на слайды, называют по-английски группы продуктов (молочные продукты, зерновые, мясо и рыба, фрукты и овощи, сладости), слушают преподавателя, вспоминают названия продуктов на английском языке. Актуализация ресурсов заключалась в просмотре видео и последующего выполнения задания в рабочих листах, после которого последовала взаимопроверка. Обучающиеся проверяют правильность выполнения по слайду и отвечают на вопросы преподавателя. Смотрят видеофрагмент еще раз, заполняют таблицу, отвечают на вопросы преподавателя. Продуктом этапа актуализации ресурсов стали заполненные таблицы с использованием различного информативного материала.
На этапе решения учебной задачи преподаватель предлагает в парах прочитать текст о составлении меню и, опираясь на правильный рацион питания, составить собственное обеденное меню, используя пример в рабочем листе, выбрать спикера, который будет представлять эту информацию, и представить свое монологическое высказывание одноклассникам. Преподаватель помогает формулировать ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке. Обучающиеся читают текст в парах. В паре делают выводы, составляют меню, используя полученные знания о правильном питании, используя пример в рабочем листе.
Преподаватель предлагает представить и защитить продукт учебного занятия (монолог о правильном питании), предлагает остальным обучающимся внимательно прослушать информацию и быть готовыми ответить на вопросы по содержанию. Обучающиеся представляют монолог, отвечают на вопросы по содержанию монологов, представленных другими группами. Помогает формулировать ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке. Выбирают спикера и представляют монологическое высказывание одноклассникам. Преподаватель дает инструкцию по выполнению задания на самоподготовку: используя текст (задание 2 рабочего листа занятия), выучить правила здорового питания.
В конце учебного занятия обучающиеся пришли к выводу о том, что необходимо знать и применять в жизни правила здорового питания.
Учебное занятие прошло в соответствии с требованиями ФГОС: все этапы урока логически связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Атмосфера во время урока была доброжелательная.
На учебном занятии были реализованы следующие принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач; принцип доступности обучения; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным. На всех этапах учебного занятия использовалась технология формирующей оценки образовательных результатов обучающихся. Задачи, решавшиеся на данном учебном занятии, были реализованы в полной мере. Обучающиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем, работе в мини-группах), увлеченность темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией. Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.
Результаты урока совпадают с целью урока. У всех обучающихся получилось создать и представить монологическое высказывание по теме «Еда. Напитки», что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся. Учебное занятие можно считать удавшимся.
В ходе учебного занятия были использованы методика предметно-языкового интегрированного обучения, технология развития критического мышления и продуктивно-деятельностный подход. Поставленные цели и задачи учебного занятия были достигнуты в полной мере.
Опыт проведения учебного занятия по английскому языку в условиях современной школы подтверждает важность применения интерактивных и коммуникативных методов обучения для повышения мотивации и уровня языковой компетенции учащихся. Современные технологии и разнообразные педагогические подходы способствуют созданию благоприятной и продуктивной образовательной среды, учитывающей индивидуальные особенности каждого ученика. Вместе с тем, практика выявила необходимость постоянного профессионального развития преподавателей и адаптации методик в соответствии с изменяющимися образовательными требованиями. Таким образом, системный и инновационный подход к организации учебных занятий по английскому языку является ключом к успешному формированию у обучающихся устойчивых навыков владения иностранным языком, что имеет большое значение для их дальнейшего личностного и профессионального роста.