Пояснительная записка
Предлагаемый сценарий внеаудиторного занятия представляет собой литературно-музыкальную композицию, посвящённую Международному дню памяти жертв фашизма.
Цель: сохранение исторической памяти о жертвах фашизма, воспитание уважения к подвигам предыдущих поколений и формирование негативного отношения к проявлениям нетерпимости среди молодежи.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать повышению осведомленности участников о событиях ВОВ, укрепление понимания трагической роли фашизма в истории человечества;
- выявить талантливых исполнителей, владеющих жанром слова.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся личностные качества патриота и гражданина, в том числе через знакомство с поэтической литературой;
- сформировать у обучающихся ценностное отношение к стойкости, подвигу и героизму бойцов и мирных жителей, позволивших отстоять и сохранить родную землю от уничтожения нацистами.
Развивающие:
- побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий;
- пропагандировать принципы гуманизма, терпимости и взаимопонимания, противодействие попыткам оправдания преступлений нацистского режима;
- совершенствовать устную речь обучающихся, навыки публичного выступления;
- стимулировать активность обучающихся.
Продолжительность внеаудиторного занятия: 40 минут.
Ход мероприятия
Педагог: С 1962 года ежегодно каждое второе воскресенье сентября в России и других странах мира отмечается Международный день памяти жертв фашизма в память о десятках миллионов погибших в ходе Второй мировой войны.
Эта дата напоминает нам о тех неисчислимых ужасах и страданиях, которые перенесло мирное население, о том, какую высокую цену заплатили люди за мир и свободу. Но какие именно преступления против человечества были совершены, нам помогут разобраться ведущие.
Ведущий 1: Международный день памяти жертв фашизма учрежден решением Организации Объединенных Наций в 1962 году. Основная цель этой даты — борьба с возрождением нацизма.
Ведущий 2: Отмечать ее было решено во второе воскресенье сентября, так как именно на этот месяц приходятся две ключевые даты Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года, когда нацистская Германия вторглась в Польшу, что ознаменовало начало войны, и 2 сентября 1945 года — день ее окончания в связи с капитуляцией Японии, воевавшей на стороне Германии.
Ведущий 1: Военное столкновение мировых держав, вызванное территориальными притязаниями ряда государств и распространением идеологии фашизма, стало самым масштабным в мировой истории. Боевые действия велись на территории 40 стран. Всего в войну было втянуто более 80% населения земного шара. Человеческие потери были огромны. В ходе Второй мировой войны погибли более 55 млн человек, 27 млн из них — советские граждане.
Ведущий 2: Перед началом войны германское командование разработало план «Барбаросса». Этот план предполагал полное порабощение других народов на оккупированных территориях Советского Союза. По плану «Барбаросса» земли нашей страны планировалось раздать немцам, а жителей – сделать рабами или уничтожить.
Ведущий 1: Из «Генерального плана Ост».
Чтец: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста. …Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год…»
Ведущий 2: Из докладной записки начальника особого отдела НКВД 16-й армии майора госбезопасности Василия Шилина от 23 декабря 1941 года.
Чтец 1: «..около 600 человек пленных красноармейцев были посажены немцами в городе Волоколамске в четырехэтажный дом, где в течение нескольких дней подвергались пыткам и издевательствам. После этого немцы подожгли дом, где находились пленные красноармейцы, а всех тех, кто пытался выпрыгнуть через окно — расстреливали... в первые же дни взятия этого города немецкими войсками последние захватили восемь человек партизан, которые были повешены и в течение двух месяцев не снимались с виселицы и были сняты только с приходом наших частей».
Ведущий 1: Стихотворение Самуила Маршака «Мальчик из села Поповка» читает ___________.
Чтец 2:
Мальчик из села Поповка
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс!
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Ведущий 2: Архивы, в том числе и семейные, хранят сотни документальных свидетельств преступлений против советского народа, чудовищных злодеяний нацистов и служат напоминанием о том тяжелейшем испытании, которое преодолели советские люди.
Ведущий 1: Поделиться семейной историей решили _________ .
Чтец 3: «Я хочу рассказать о героях моей семьи. Это родители моих бабушки и дедушки. Мой прадедушка, Поникаров Григорий Васильевич, родился 13 марта 1912 года в деревне Кильгино, в Ярославской области.
Когда началась война, Григорий Васильевич сразу ушел на фронт, в пехоту. В первый год войны, после тяжёлого ранения в голову, находясь в бессознательном состоянии, он попал в плен, а позже был перевезен в концлагерь. Он остался жив благодаря тому, что был молодым и сильным. Из плена он несколько раз бежал, но его ловили, били и отправляли назад в лагерь.
В 1944 году прадедушку освободила Красная армия, и он снова оказался в армии маршала К.К.Рокоссовского. Награжден медалями «За победу над Германией», «За отвагу».
Из-за участия в войне с Японией Григорий Васильевич вернулся домой не сразу, а только в конце 1945 года.
Моя прабабушка, Поникарова (Ларионова) Елизавета Васильевна, родилась 16 октября 1912 года в деревне Кильгино, в Ярославской области. До войны Григорий с Елизаветой жили в деревне и начали строить новый дом. У них уже было трое детей.
Когда началась война, и Григорий Васильевич ушел на фронт, Елизавета осталась одна с детьми в недостроенном доме, где не было окон и дверей. Она оставляла детей одних и уходила на лесозаготовки. Вечерами прабабушка вязала носки, варежки и отправляла посылками на фронт. За все время войны ей присылали две похоронки на мужа, но она верила, что он жив. Не стало Поникаровой Е. В. 6 декабря 1983 года».
Чтец 4: На фотографии мой прадед и моя прабабушка, Саакян Баграт Леонович, родившийся в 1925 году в крестьянской семье. С детства он привык к труду и помощи близким. В 1943 году был призван на фронт рядовым, участвовал в сражениях, проявил мужество, награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
На фронте судьба свела его с будущей женой — Айрапетян Марьям Костановой, медицинской сестрой, ухаживавшей за ранеными. Она ежедневно сталкивалась с тяжёлыми ранениями, болью и смертью, видела все ужасы войны, но находила силы облегчать страдания солдат и дарить им надежду. После войны в 1946 году они поженились, построили семью, воспитали детей, занимались хозяйством. Главным считали образование и развитие детей, в их доме царили любовь и забота. Они стали примером для потомков: прошли через войну, но сохранили человечность, любовь и веру в будущее.
Ведущий 1: Несмотря на террор, все попытки нацистов вытравить из людей все человеческое, они смогли сохранить в себе лучшие качества и проявляли сопротивление. Их любовь к Родине, к жизни и свободе, вдохновляет, восхищает нас и по сей день.
Ведущий 2: Стихотворение Ольги Киевской «Баллада о матери» читает _______________.
Баллада о матери
Сорок первый — год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.
Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй — пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.
Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн, — твердил он важно, — растреляйт!».
«Нет! — она просила, — пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!».
И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!».
Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш — обречён на смерть.
Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?
Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких!
Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!».
Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного — мы убиваем,
А другого — убиваешь ты».
Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь,
— Я пожил, а ты не начинал».
Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя — жена и ребятишки.
Я не жил, — не стоит начинать».
Тут учтиво немец молвил:
«Битте, — Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой, — расстреляйт!».
Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.
А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном,
— Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.
Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура–матка, — поучает немец,
— Одного могла бы хоть спасти».
А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой, — убийственно великой,
— Может быть у Матери любовь.
Ведущий 1: В каждом оккупированном нацистами городе создавались немецкие застенки – тюрьмы (гестапо). Гестаповские следователи чудовищными пытками и истязаниями «вытягивали» у заключенных сведения о советских гражданах, подлежащих уничтожению в первую очередь. Пребывание в тюрьмах было недолгим и, как правило, заканчивалось казнью. Лишь в редких случаях заключенных помещали в концлагеря, где их ждала мученическая смерть.
Ведущий 2: Люди самых разных национальностей попадали в концентрационные лагеря. История знает страшные факты, как в них гибли люди.
Ведущий 1: Всему миру известны названия таких концлагерей как Освенцим, Бухенвальд, Равенсбрюк и другие. Но мало кто знает о концлагерях, которые находились на оккупированной территории Советского Союза.
Ведущий 2: «Красный» — самый крупный в Крыму концлагерь. До его освобождения Красной Армией в 1944 году, в лагере было замучено около 15 000 человек военнопленных, мирных жителей и членов их семей.
Ведущий 1: Внимание на экран.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
«Крым тоже был оккупирован нацистами. С осени 1941 и до весны 1944 года. Это было страшное время для всех жителей полуострова. По последним данным, за два с половиной года оккупации полуострова нацисты расстреляли: 72 000 мирных жителей, включая женщин и детей. 19 000 военнопленных. Одним из самых страшных мест, унесшим 15 000 жизней наших соотечественников, был лагерь смерти «Красный» под Симферополем. По разным оценкам, в лагере могло разместиться до 2 000 узников. Многие из них умирали от истощения, непосильного труда, болезней. Гитлеровцы запрягали пленных в телеги и заставляли катать себя по городу. Возили на них землю и камни. Узники сами рыли шахты, куда потом фашисты сбрасывали трупы расстрелянных людей. Порой заключенных сжигали живьем».
Ведущий 1: Самое страшное – это лагеря для детей. Некоторые концлагеря были полностью детскими. Для самых незащищенных, самых слабых, которых гитлеровская машина не щадила и не жалела.
Ведущий 2: Внимание на экран.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
«В феврале 1942 года в Макеевке, небольшом шахтерском городке, под Донецком, немцы организовали так называемый «приют» «Призрение». Это был настоящий концлагерь, узниками которого стали дети. Фашисты использовали их в качестве доноров для раненных солдат. Как «биологическое сырье». На ком-то ставили опыты, из кого-то выкачивали кровь. «В приюте постоянно слышали звуки выстрелов. Это расстреливали людей. Взрослые дети рассказывали нам, младшим, что видели в парке торчащие из-под земли руки и ноги». Это воспоминания Галины Самохиной, одной из немногих узников лагеря, которым повезло остаться в живых. Галя попала в приют «Призрение» вместе с младшим братом. Ей тогда было восемь лет. «Кормили нас ужасно: свалят прямо во дворе бричку гнилой свеклы или початки сухой кукурузы, от которой аж зубы трещали, а мы все это жадно расхватывали, чтобы не умереть с голоду. Няня приходила ко мне со словами: «Тебе нужно сдать анализ крови», отводила в комнату, где у меня брали кровь. Но однажды я попыталась убежать, потому что после этих анализов мне было очень плохо, несколько дней кружилась голова. Сбежать мне не удалось. Няня схватила меня за руку и потащила в комнату, где находился медицинский кабинет. Пока надзирательница волокла меня по коридору, я увидела, как из той комнаты вынесли безжизненное тело мальчика. После очередной сдачи крови несколько дней я не могла подняться, теряла равновесие и падала. Однажды я заглянула в нашу кладовую, которая находилась в коридоре, и поняла, что там хранят вовсе не еду... я увидела, что в ней в штабелями сложены тела детей на высоту моего роста» Самому младшему ребенку-узнику приюта «Призрение» было всего 6 месяцев, самому старшему – 12 лет. В Макеевке находится единственный в мире памятник подневольным детям-донорам».
Ведущий 2: Эти дети были настоящим «биологическим сырьем» для раненых солдат гитлеровской армии.
Ведущий 1: Убивая детей, фашисты уничтожали будущее нашего народа. Трагедия макеевского приюта «Призрение» – настоящий символ геноцида советских детей в годы войны.
Ведущий 2: Сам термин «геноцид» впервые прозвучал в ходе судебного процесса в Нюрнберге. Тогда на скамье подсудимых оказались первые лица нацистской Германии, обвиняемые в геноциде и совершении военных преступлений. Однако, к сожалению, в работе Нюрнбергского трибунала многие факты так и не получили полной правовой оценки. Лишь спустя десятилетия эта историческая ошибка исправляется. Так, 20 октября 2022 года Санкт-Петербургский городской суд признал блокаду Ленинграда геноцидом советского народа.
Ведущий 1: 900 дней осажденный город жил, работал и сражался с врагом. Его жители умирали от голода и холода. За все время блокады в Ленинграде погибло более одного миллиона человек. И это очевидный факт геноцида нашего народа!
Ведущий 2: Стихотворение Ольги Бергольц «Армия» читает ________
Мне скажут — Армия… Я вспомню день — зимой,
январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой —
они несли с реки в бутылках воду.
Их путь был страшен, хоть и недалек.
И подошел к ним человек в шинели,
взглянул — и вынул хлебный свой паек,
трехсотграммовый, весь обледенелый,
и разломил, и детям дал чужим,
и постоял, пока они поели.
И мать рукою серою, как дым,
дотронулась до рукава шинели.
Дотронулась, не посветлев в лице…
Не видал мир движенья благородней!
Мы знали все о жизни наших армий,
стоявших с нами в городе, в кольце.
…Они расстались. Мать пошла направо,
боец вперед — по снегу и по льду.
Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,
от голода качаясь на ходу.
Он шел на фронт, мучительно палим
стыдом отца, мужчины и солдата:
огромный город умирал за ним
в седых лучах январского заката.
Он шел на фронт, одолевая бред,
все время помня — нет, не помня — зная,
что женщина глядит ему вослед,
благодаря его, не укоряя.
Он снег глотал, он чувствовал с досадой,
что слишком тяжелеет автомат,
добрел до фронта и попал в засаду
на истребленье вражеских солдат…
Теперь ты понимаешь — почему
нет Армии на всей земле любимей,
нет преданней её народу своему,
великодушней и непобедимей!
Ведущий 1: Мы помним страдания, которые наш народ переживал во время войны в 1941-1945 годах, мы помним, что жертв среди мирного населения именно по причине геноцида нацистов оказалось больше, чем военных – примерно 17 миллионов человек против почти 10 миллионов, и, как мы знаем, эти цифры еще уточняются.
Ведущий 2: Память о жертвах фашизма – не только часть нашей общей истории, но и долг перед будущим. Человечество должно быть бдительно и готово к тому, чтобы противостоять злу во все времена и во всех его проявлениях. Важно, чтобы подобное больше никогда не повторилось.
Ведущий 1: Константин Симонов «Уроки на будущее» читает ___________.
«Общая ненависть к фашизму, которая заставила нас с вами плечом к плечу драться в этой войне, эта ненависть должна и сейчас сохраниться в арсенале наших чувств.
Фашизм – это человеконенавистничество.
Фашизм – это презрение к другим народам.
Фашизм – это культ грубой силы.
Фашизм – это унижение человеческой личности.
Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет
сделать этого другого человека рабом.
Фашизм существует до сих пор, существует в разных формах, открытых и скрытых, и эта болезнь не из тех, которые излечиваются просто солнцем и свежим воздухом».
Ведущий 2: Пусть этот день будет наполнен памятью и уважением к тем, кто совместными усилиями смог остановить и разрушить огромную нацистскую машину, солдатам и мирным жителям, которые погибали под бомбами, в концлагерях, от болезней и от голода.
Ведущий 1: Песню «Враги сожгли родную хату»* исполняют _______
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, —
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Медаль за город Будапешт.
_______________
* «Враги сожгли родную хату…» — советская песня. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Широкую известность получила в исполнении Марка Бернеса.
Литература
- Бухенвальд не должен повториться! / сост.: Л.А.Подгорных // Библиотека школы! – 2014. – № 12 (24) (декабрь). – С. 31-35.
- Помелов В.Б. О том, что забывать нельзя...: (к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей) / В.Б.Помелов // Воспитание школьников. – 2014. – № 9. – С. 73-79.
- Потапова Т. Дети войны: историческая хроника / Татьяна Потапова // Библиополе. – 2013. – № 9. – С. 49-54.