Проектная деятельность в подготовительной группе на тему «Осень, осень в гости просим»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: Осень, подготовительная группа


Вид проекта: информационный, творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Актуальность: В современном мире обучение и развитие дошкольников построено на индивидуальном развитии творческой личности. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем. Иногда самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы помочь ребёнку, организовывается проектная деятельность.

Цель проекта: Расширение представлений детей об осени как о времени года, о жизни животных и растений осенью, о праздниках и труде людей в осенний период.

Задачи проекта:

  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
  • Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные;
  • Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
  • Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
  • Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Предполагаемый результат:

После завершения проекта дети приобретут следующие знания:

  • Расширение представлений об осени, как времени года (сезонных изменениях в природе, признаках осени, ее дарах, подготовке к холодам животных и растительности).
  • Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
  • Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
  • Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
  • Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
  • Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  1. составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  2. разработка конспектов ОД;
  3. подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;
  4. подбор художественного материала;
  5. беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
  6. изучение методической литературы.

Наглядный материал:

  • оснащение природным и бросовым материалом;
  • алгоритмы по теме: «Осень»;
  • иллюстрации «Подготовка диких животных к зиме»;
  • художественная литература по данной теме,
  • материал для художественного творчества,
  • диск Чайковского «времена года»
  • картины известных художников по теме осень.

Практический этап

Образовательные области. Виды детской деятельности.

  • Познавательное развитие
  • Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

  • «Приметы осени»
  • «В гости к осени»

Беседы:

  1. «Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла»;
  2. «Осень. Что ты о ней знаешь?»
  3. «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»

Ситуативная беседа:

  1. «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
  2. «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
  3. «Почему я люблю (не люблю) осень?»

Цикл наблюдений:

  1. «Что было сначала, что будет потом?» (красота и богатство осенних красок на примере деревьев, растущих на территории детского сада),
  2. «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,
  3. «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,
  4. «Куда летят перелётные птицы?»,
  5. «Почему исчезли насекомые?»

Целевые прогулки:

  • «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
  • «Ищем приметы осени»
  • Экскурсия по территории ДОО;
  • Экспериментальная деятельность с осенними листьями;

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени.
  • Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
  • И. Соколов - Микитов «Листопадничек».
  • М. Пришвин «Птицы и листья».
  • К. Чашева «Деревья спят».
  • Ю. Тувим "Овощи".
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
  • Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
  • Н. Егорова «Листопад».

Пересказ, рассказывание:

  • Пересказ произведения К.Ушинского «Четыре желания»
  • Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»
  • Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
  • Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
  • Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»
  • Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»
  • Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

Лепка: «За грибами в лес осенний», «Осеннее дерево».

Аппликация: «Осенние веточки в вазе», «Букет осенних листьев», «Осенний лес», «Аппликация из осенних листьев».

С. Прокофьев «Фея Осени».

Физическое развитие.

  • Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки», и др.
  • Физкультминутки «Мы – осенние листочки», «Мы пойдем в огород», «В землю зернышко попало», «Ветерок»; «Капуста», и др.
  • Дыхательная гимнастика «Ветерок».
  • Подвижные игры: У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Кто быстрее соберёт листья», «Соберем осенний букет», «Поедем в лес».

Социально-коммуникативное развитие:

  • Сюжетно-ролевые игры «Семья – осенние хлопоты», «Уборка урожая»; «Хлеборобы», «Овощной магазин», «Магазин цветов», «На прогулке в осеннем лесу».
  • Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Найди пару», «С какого дерева лист?», «Что лишнее».
  • Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки, уборка цветника.

Культурно-досуговая деятельность:

  • Праздник осени «Осенняя ярмарка».
  • Участие во всероссийских акциях «День Урожая» и «Зеленая Россия»
  • Взаимодействие с родителями.

Мероприятия по работе с родителями:

  • Сбор природного материала.
  • Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
  • Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, в лес, парк.
  • Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок.
  • Консультации: «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
  • Помощь в подготовке к празднику «Осенняя ярмарка» (изготовление костюмов, разучивание стихов, песен).

Заключительный этап

Продукты проектной деятельности:

  • Праздник «Осенняя ярмарка»;
  • Видеоролик «Поэтическая осень»;
  • Альбом детских рисунков «Краски осени»;
  • Осеннее оформление группы;

Анализ результатов работы.

Литература

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Просвещение.
  2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. / Под ред. Л.А.Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  3. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
  4. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии. - Е.А.Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.
  5. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». – Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013 г.
  6. "Экологические проекты в детском саду". - Масленникова О.Н., Филиппенко А.А. - Волгоград: Учитель, 2013 г.
  7. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе» 2008.