Вид проекта: информационный, творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность: В современном мире обучение и развитие дошкольников построено на индивидуальном развитии творческой личности. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем. Иногда самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы помочь ребёнку, организовывается проектная деятельность.
Цель проекта: Расширение представлений детей об осени как о времени года, о жизни животных и растений осенью, о праздниках и труде людей в осенний период.
Задачи проекта:
- Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
- Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные;
- Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
- Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
- Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
- Расширение представлений об осени, как времени года (сезонных изменениях в природе, признаках осени, ее дарах, подготовке к холодам животных и растительности).
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
- Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.

Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- составление плана совместной работы с детьми, родителями;
- разработка конспектов ОД;
- подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;
- подбор художественного материала;
- беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
- изучение методической литературы.
Наглядный материал:
- оснащение природным и бросовым материалом;
- алгоритмы по теме: «Осень»;
- иллюстрации «Подготовка диких животных к зиме»;
- художественная литература по данной теме,
- материал для художественного творчества,
- диск Чайковского «времена года»
- картины известных художников по теме осень.
Практический этап
Образовательные области. Виды детской деятельности.
- Познавательное развитие
- Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
- «Приметы осени»
- «В гости к осени»
Беседы:
- «Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла»;
- «Осень. Что ты о ней знаешь?»
- «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»
Ситуативная беседа:
- «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
- «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
- «Почему я люблю (не люблю) осень?»
Цикл наблюдений:
- «Что было сначала, что будет потом?» (красота и богатство осенних красок на примере деревьев, растущих на территории детского сада),
- «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,
- «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,
- «Куда летят перелётные птицы?»,
- «Почему исчезли насекомые?»
Целевые прогулки:
- «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
- «Ищем приметы осени»
- Экскурсия по территории ДОО;
- Экспериментальная деятельность с осенними листьями;
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки об осени.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- И. Соколов - Микитов «Листопадничек».
- М. Пришвин «Птицы и листья».
- К. Чашева «Деревья спят».
- Ю. Тувим "Овощи".
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
- Н. Егорова «Листопад».
Пересказ, рассказывание:
- Пересказ произведения К.Ушинского «Четыре желания»
- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
- Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»
- Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»
- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
Лепка: «За грибами в лес осенний», «Осеннее дерево».
Аппликация: «Осенние веточки в вазе», «Букет осенних листьев», «Осенний лес», «Аппликация из осенних листьев».
С. Прокофьев «Фея Осени».
Физическое развитие.
- Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки», и др.
- Физкультминутки «Мы – осенние листочки», «Мы пойдем в огород», «В землю зернышко попало», «Ветерок»; «Капуста», и др.
- Дыхательная гимнастика «Ветерок».
- Подвижные игры: У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Кто быстрее соберёт листья», «Соберем осенний букет», «Поедем в лес».
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья – осенние хлопоты», «Уборка урожая»; «Хлеборобы», «Овощной магазин», «Магазин цветов», «На прогулке в осеннем лесу».
- Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Найди пару», «С какого дерева лист?», «Что лишнее».
- Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки, уборка цветника.
Культурно-досуговая деятельность:
- Праздник осени «Осенняя ярмарка».
- Участие во всероссийских акциях «День Урожая» и «Зеленая Россия»
- Взаимодействие с родителями.
Мероприятия по работе с родителями:
- Сбор природного материала.
- Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
- Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, в лес, парк.
- Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок.
- Консультации: «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
- Помощь в подготовке к празднику «Осенняя ярмарка» (изготовление костюмов, разучивание стихов, песен).
Заключительный этап
Продукты проектной деятельности:
- Праздник «Осенняя ярмарка»;
- Видеоролик «Поэтическая осень»;
- Альбом детских рисунков «Краски осени»;
- Осеннее оформление группы;
Анализ результатов работы.
Литература
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Просвещение.
- Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. / Под ред. Л.А.Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
- «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
- «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии. - Е.А.Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.
- «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». – Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013 г.
- "Экологические проекты в детском саду". - Масленникова О.Н., Филиппенко А.А. - Волгоград: Учитель, 2013 г.
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе» 2008.