Обобщение педагогического опыта "Приобщение дошкольников к восприятию художественной литературы"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
Сухомлинский.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.

Мой опыт работы «Приобщение дошкольников к восприятию художественной литературы».

Цель исследования: создать систему работы по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

Задачи:

  • Конкретизировать сущность формирования интереса дошкольников к художественной литературе.
  • Отобрать средства и содержание работы воспитателя по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

Работа была проведена в 2 этапа:

Первый этап «Формирование интереса у дошкольников к книге через знакомство с художниками-иллюстраторами».

Цель: развивать у детей интерес к творчеству художников-иллюстраторов и научить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, созданные художниками.

Второй этап «Совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о жанрах художественной литературы посредством организации тематических выставок».

Цель: ознакомление дошкольников с жанрами художественной литературы: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Свой опыт работы я представляю в форме интеллектуальной квиз-игры «Ребенок и книга». Игра поможет участникам позитивно пообщаться и систематизировать знания художественной литературы.

Игра состоит из 4 раундов, каждый, из которого имеет определенное количество вопросов.

  1. Первый раунд «Немного методики» помогает освежить знания педагогов в методической части образовательной программы, узнать писателя и поэта по замаскированным картинкам.
  2. Второй раунд «Устное народное творчество», в котором педагоги должны определить жанр художественной литературы, по приведенным текстовым примерам.
  3. Третий раунд «Пословицы о книгах». В этом раунде педагогам предлагается вставить в пословицы недостающие, пропущенные слова.
  4. Четвертый раунд «Фольклор». В этом раунде педагоги называют одним словом предложенные им текстовые описания.

В последнем раунде педагогам предлагается рискнуть и сделать ставки, увеличить количество баллов на тех ответах, в которых они уверены.

После каждого раунда сдаются бланки с ответами жюри, которые подводят итоги каждого раунда и игры в целом.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.
С.Маршак