Цель: Развивать речь, воображение, творческие способности детей через создание и разучивание народных потешек.
Задачи:
- Ознакомить детей с понятием народных потешек и их ролью в культуре.
- Развивать умение быстро реагировать, фантазию и творческие навыки.
- Учить детей создавать собственные короткие потешки.
- Развивать навыки слушания, запоминания и повторения.
План занятия
1. Вводная часть (5 минут)
Приветствие детей, создание положительной атмосферы.
Краткое объяснение, что такое потешки: короткие веселые стихи или песенки, которые выбирают разные темы — животные, природа, игры.
Просмотр или прослушивание нескольких известных потешек (можно показать картинки или спеть вместе).
2. Основная часть (15 минут)
А. Беседа и обсуждение (5 минут)
- Какие потешки вам нравятся? Почему?
- Какие героя или предмет вы любите в потешках?
- Что мы можем придумать сами для новых потешек?
Б. Совместное создание потешки (10 минут)
Ведущий помогает детям придумать короткую структуру потешки (например, “Кукушка-кукушка, что ты делаешь?”).
Обсуждение темы (например, животные, овощи, игрушки).
Детям предлагается по очереди придумывать своё слово или фразу для потешки, подключая фантазию.
Вместе формируют несколько вариантов коротких потешек.
Вот пример короткой русской народной потешки, которую можно использовать или адаптировать для занятия:
Потешка «Лягушка»
Лягушка — на болоте,
Квакает, гоготит.
Кто ей скажет «На старт!» —
Она сразу прыгнет, прыг!
Также можно придумать новую потешку для детей, например, по теме овощей:
Пример собственной потешки (на тему овощей):
Картошка — в земле,
Морковка — кудрявая,
Огурчик — холодный,
Все хороши, даже малюсенький!
3. Практическая часть (водение, разучивание) (10 минут)
Выбор одной или нескольких созданных потешек.
Подготовка к разучиванию — вместе повторяют слова и ритм.
Учимся быстро и весело повторять, используя жесты и мимику.
4. Заключительная часть (5 минут)
Игра «Потешечка-обнимашка»: дети повторяют потешку по очереди, а другие их поддерживают.
Подведение итогов: что нового узнали? Какие потешки понравились?
Благодарность за участие, похвала.
Методические рекомендации:
- Использовать яркие картинки, игрушки, музыкальное сопровождение.
- Создавать теплую, доброжелательную атмосферу.
- Поощрять инициативу и творческий подход каждого ребенка.
- Поддерживать интерес через игровые элементы.