Цель: познакомить учащихся новой единицей измерения площади – квадратным дециметром.
Задачи:
- Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
- Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.
Оборудование.
- Для учителя: мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.
- Для учащихся: учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.; линейки; конверты с фигурами (квадрат 9х9 см и прямоугольник 10х20 см) и мерками (1кв.см и 1 кв.дм) по одному на пару.
Ход урока
РАЗМИНКА
1. Решение «круговых примеров»
Повторение предыдущего материала
2. Рассмотрите величины
В каждой столбце найдите лишнюю величину.
а) см кв.
- Что это за единица измерения?( ед. измерения площади).
- Начертите в тетради 1 квадратный сантиметр. Что вы начертили? (квадрат со стороной 1 см).
- Площадь какой фигуры мы умеем вычислять? (прямоугольник).
- Как вычислить площадь прямоугольника?
- Какая формула у прямоугольника? (S=a*b)
Задание 1:
- Найти площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 2 см.
- Вычислите периметр этого прямоугольника.
- В каких единицах периметр измеряется? (см)
Задание 2:
- Как найти площадь фигуры, если длины сторон не указаны?( разделить фигуру на квадратные сантиметры).слайд 7
Задание 3: Практическая работа
- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столе конверт с фигурами. Достаньте из конверта желтый квадрат и самостоятельно найдите его площадь. Можно советоваться с соседом.
- Давайте вспомним, что нужно для этого сделать? (измерить одну сторону, умножить длину на ширину) .
- Итак, мы узнали площадь квадрата. Она равна 81 кв.см. В каких единицах мы измерили площадь данного квадрата? (в кв.см).
Положите перед собой розовый прямоугольник и достаньте из конверта маленький голубой квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (это 1 квадратный сантиметр).
- Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (прикладывать квадратик).
Сознательно даю на эту работу мало времени.
- Закончили работу. Назовите, какова площадь этого прямоугольника? (не успели узнать)
- Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать, трудно было)
- Загляните в конверт, у вас есть еще одна мерка, побольше, попробуйте измерить с помощью этой мерки оранжевого цвета.
- Ну что? (мерка поместилась 2 раза)
- А почему с этим заданием вы справились быстро? (мерка большая, легко было измерять)
- А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см)
- Как по другому записать 10 см? (1 дм)
- Запишем в тетрадь 10 см = 1 дм.
- Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм .
Посмотрите в тетрадь на начерченный вами маленький квадрат. Сравните с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).
3. Сформулируйте тему урока
(тема урока: Квадратный дециметр)
- Давайте составим план урока: как мы будем изучать новую единицу измерения:
- Познакомиться с новой единицей измерения площади.
- Учится решать задачи с использованием новой единицы площади.
- Вот по этому плану мы и будем работать.
Итак, давайте сделаем вывод, так что же такое квадратный дециметр? (Это единица площади. Площадь квадрата со стороной 1 дм). А сейчас откройте учебники на стр. 66 и сравните свой вывод с правилом в учебнике. (Читают. Сравнивают)
- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
- Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы.
Если дети предложат измерить в кв. дм, например, площадь доски, можно предложить им сделать это на практике, так дети придут к выводу, что мерка в 1 кв.дм маловата для измерения таких больших предметов.
- А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм. Как это можно сделать? (разделить большой квадрат на кв.см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).
- Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.
- Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (перемножить 10 на 10)
- Посчитайте. (100 кв.см)
- Запишем в тетрадь: 1 кв.дм = 100 кв.см
Давайте вспомним, для чего нужна единица измерения площади в 1 кв.дм?
(учитель называет предметы: учебник математики, блокнот, тетрадь, зеркало)
- А второй пункт нашего плана: научится решать задачи, используя новую единицу площади. Этим мы займемся после небольшой разминки. «Физминутка»
4. Закрепление
Молодцы! Отдохнули.
Работа по учебнику с. 66-67.
- Раз уж мы пришли к выводу, что зеркала удобнее измерять в кв.дм, то попробуем посчитать площадь одного такого зеркала. Решим задачу. С. 66, № 3.
- Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала? (ученики решают задачу один ученик у доски).
Самостоятельная работа
Задание для всех: ширина детского столика 4 дм, а длина 8 дм. Чему равна площадь детского столика? (32 кв.дм)
Задание повышенной трудности: Ширина одной плитки для стен 10 см, а длина в 2 раза больше. Узнай площадь плитки, переведи результат в кв.дм. (200 кв.см.=2 кв.дм)
Поднимите руки, кто выбрал задание повышенной сложности.
После решения – проверка, дети комментируют решение.
Задача № 4 с.66
Краткая запись в виде таблицы:
Расход ткани на один костюм |
Количество костюмов |
Общий расход ткани |
? (одинаковый) |
6 шт. |
12 м |
|
10 шт. |
? м |
|
7 шт. |
? м |
Решение записывают в тетради, один ученик у доски.
5. Итог урока
- Скажите, пожалуйста, нам удалось выполнить запланированное на уроке?
- Что нового вы для себя узнали?
- Что вам понравилось делать больше всего?
- А в чем были трудности?
6. Домашнее задание
- Дома вы еще раз повторите новый материал и закрепите умение находить площадь прямоугольников. – с.67, № 4, №6.