Открытый урок по математике "Квадратный дециметр". 3-й класс

Разделы: Математика

Класс: 3

Ключевые слова: УМК «Школа России», единицы площади


Цель: познакомить учащихся новой единицей измерения площади – квадратным дециметром.

Задачи:

  • Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
  • Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.

Оборудование.

  • Для учителя: мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.
  • Для учащихся: учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.; линейки; конверты с фигурами (квадрат 9х9 см и прямоугольник 10х20 см) и мерками (1кв.см и 1 кв.дм) по одному на пару.

Ход урока

РАЗМИНКА

1. Решение «круговых примеров»

Повторение предыдущего материала

2. Рассмотрите величины

В каждой столбце найдите лишнюю величину.

а) см кв.

- Что это за единица измерения?( ед. измерения площади).

- Начертите в тетради 1 квадратный сантиметр. Что вы начертили? (квадрат со стороной 1 см).

- Площадь какой фигуры мы умеем вычислять? (прямоугольник).

- Как вычислить площадь прямоугольника?

- Какая формула у прямоугольника? (S=a*b)

Задание 1:

  1. Найти площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 2 см.
  2. Вычислите периметр этого прямоугольника.

- В каких единицах периметр измеряется? (см)

Задание 2:

- Как найти площадь фигуры, если длины сторон не указаны?( разделить фигуру на квадратные сантиметры).слайд 7

Задание 3: Практическая работа

- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столе конверт с фигурами. Достаньте из конверта желтый квадрат и самостоятельно найдите его площадь. Можно советоваться с соседом.

- Давайте вспомним, что нужно для этого сделать? (измерить одну сторону, умножить длину на ширину) .

- Итак, мы узнали площадь квадрата. Она равна 81 кв.см. В каких единицах мы измерили площадь данного квадрата? (в кв.см).

Положите перед собой розовый прямоугольник и достаньте из конверта маленький голубой квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (это 1 квадратный сантиметр).

- Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (прикладывать квадратик).

Сознательно даю на эту работу мало времени.

- Закончили работу. Назовите, какова площадь этого прямоугольника? (не успели узнать)

- Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать, трудно было)

- Загляните в конверт, у вас есть еще одна мерка, побольше, попробуйте измерить с помощью этой мерки оранжевого цвета.

- Ну что? (мерка поместилась 2 раза)

- А почему с этим заданием вы справились быстро? (мерка большая, легко было измерять)

- А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см)

- Как по другому записать 10 см? (1 дм)

- Запишем в тетрадь 10 см = 1 дм.

- Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм .

Посмотрите в тетрадь на начерченный вами маленький квадрат. Сравните с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).

3. Сформулируйте тему урока

(тема урока: Квадратный дециметр)

- Давайте составим план урока: как мы будем изучать новую единицу измерения:

  • Познакомиться с новой единицей измерения площади.
  • Учится решать задачи с использованием новой единицы площади.

- Вот по этому плану мы и будем работать.

Итак, давайте сделаем вывод, так что же такое квадратный дециметр? (Это единица площади. Площадь квадрата со стороной 1 дм). А сейчас откройте учебники на стр. 66 и сравните свой вывод с правилом в учебнике. (Читают. Сравнивают)

- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)

- Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы.

Если дети предложат измерить в кв. дм, например, площадь доски, можно предложить им сделать это на практике, так дети придут к выводу, что мерка в 1 кв.дм маловата для измерения таких больших предметов.

- А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм. Как это можно сделать? (разделить большой квадрат на кв.см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).

- Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.

- Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (перемножить 10 на 10)

- Посчитайте. (100 кв.см)

- Запишем в тетрадь: 1 кв.дм = 100 кв.см

Давайте вспомним, для чего нужна единица измерения площади в 1 кв.дм?

(учитель называет предметы: учебник математики, блокнот, тетрадь, зеркало)

- А второй пункт нашего плана: научится решать задачи, используя новую единицу площади. Этим мы займемся после небольшой разминки. «Физминутка»

4. Закрепление

Молодцы! Отдохнули.

Работа по учебнику с. 66-67.

- Раз уж мы пришли к выводу, что зеркала удобнее измерять в кв.дм, то попробуем посчитать площадь одного такого зеркала. Решим задачу. С. 66, № 3.

- Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала? (ученики решают задачу один ученик у доски).

Самостоятельная работа

Задание для всех: ширина детского столика 4 дм, а длина 8 дм. Чему равна площадь детского столика? (32 кв.дм)

Задание повышенной трудности: Ширина одной плитки для стен 10 см, а длина в 2 раза больше. Узнай площадь плитки, переведи результат в кв.дм. (200 кв.см.=2 кв.дм)

Поднимите руки, кто выбрал задание повышенной сложности.

После решения – проверка, дети комментируют решение.

Задача № 4 с.66

Краткая запись в виде таблицы:

Расход ткани на один костюм

Количество костюмов

Общий расход ткани

? (одинаковый)

6 шт.

12 м

 

10 шт.

? м

 

7 шт.

? м

Решение записывают в тетради, один ученик у доски.

5. Итог урока

- Скажите, пожалуйста, нам удалось выполнить запланированное на уроке?

- Что нового вы для себя узнали?

- Что вам понравилось делать больше всего?

- А в чем были трудности?

6. Домашнее задание

- Дома вы еще раз повторите новый материал и закрепите умение находить площадь прямоугольников. – с.67, № 4, №6.