Создание позитивного общения и эмоционального благополучия в разновозрастной группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Сегодня возникает потребность создания разновозрастных групп при организации деятельности и досуга детей в малочисленных дошкольных учреждениях, число которых возрастает в сельской местности, что приводит к необходимости объединять несколько групп в одну. Одним из таких учреждений является наше структурное подразделение МКДОУ №175 г.Кирова. Небольшая площадь помещения позволяет организовать здесь две группы: младшую и разновозрастную, где я и работаю. В нашей группе воспитываются дети среднего и старшего дошкольного возраста от 4 до 7 лет, соответственно, ежегодно происходит смена детского коллектива на 30–50%. А это значит, что каждый год группу покидают будущие школьники и на их место приходят новые воспитанники.

Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе - это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

В таком коллективе, своей целю мы считаем создание эмоционально комфортного климата в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми и детей между собой.

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, мы решаем множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим. Подобная атмосфера может быть создана только благодаря комплексной целенаправленной работе.

Чтобы максимально реализовать возможности разновозрастного коллектива, мы используем метод наставничества среди детей. Происходит это следующим образом.

В начале августа, старшие ребята по обоюдному желанию выбирают себе подопечного из вновь прибывших ребят и организуют над ним шефство: помогают освоится в новых условиях, показывают и объясняют правила поведения в группе, оказывают помощь и поддержку в режимных моментах. Далее, если требуется помощь в выполнении каких-либо заданий, подопечные так же всегда могут обратиться к своему наставнику.

Но прежде мы с наставниками разрабатываем, дополняем и оформляем правила общения и для наставников, и для подопечных, которые занимают свое место в РППС группы и всегда на виду. Со знакомства с этими правилами младших ребят и начинается работа каждого наставника.

В этом году мы с детьми определили следующие правила:

Старшие ребята делятся опытом с младшими; оказывают младшим помощь в любых видах деятельности будь то игра или занятие; не делают за младших детей то, что они могут сделать самостоятельно; стараются быть примером для подражания; учатся слушать, понимать, сочувствовать друг другу, не повышают голос.

Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии - при бязательном условии, что они не мешают старшим детям; стараются самостоятельно справляться с посильными задачами; проявляют доброжелательное отношение, учатся обращаться за помощью и готовы следовать инструкциям старших.

Общее правило для всех ребят правило - в любой ситуации уметь договариваться.

Примерно раз в месяц в нашей группе организуется детский совет, где ребята наставники вместе с подопечными делятся своими успехами, достижениями и, может быть, какими-то неудачами. В таком случае, все вместе думаем, что можно сделать, как помочь преодолеть возникшие трудности.

Какие приобретаются навыки? В начале года, когда младшие ребята только поступили к нам в группу, достижения были связаны с культурно-гигиеническим навыками и хозяйственно-бытовой деятельностью: учились правильно умываться, пользоваться столовыми приборами, одеваться- раздеваться, самостоятельно поддерживать порядок в личных вещах и др. Далее, когда ребята немного освоились, начинаем их приобщать к более сложной деятельности: ведение календаря природы, уход за комнатными растениями, дежурство по столовой, дежурство по тишине.

Если в начале года выступают на детском совете, как правило, наставники, то ко второму полугодию активно включаются в обсуждения и младшие ребята.

Дети-наставники, в течении года, также приобретают различные, все более сложные, навыки, как, к примеру, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, заплетать косички – хвостики, навыки чтения и др. И своими достижениями ребята тоже делятся с группой, как бы «рекламируют», чему они могут научить других.

Здесь же у ребят есть возможность поменять состав пар. Делается это для того, чтобы дети имели возможность в течении года получить опыт тесного общения со всеми детьми группы, что, по моему мнению, способствует сплочению детского коллектива. В редких случаях старший ребенок может вообще отказаться от роли наставника и взять передышку, но, как правило, уже на следующем совете возвращается «в строй».

Этот метод очень нравится детям, а также помогает нам, педагогам, справиться с огромным количеством воспитательных задач.

Так, старшие ребята учатся заботиться о младших, быть примером, совершенствоваться в своем развитии. Происходит передача опыта старших детей — младшим, для которых старшие являются и образцом поведения, и организаторами их деятельности.

В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого. Некоторые дети опережают сверстников по развитию и им намного интересней общаться и играть со старшими.

В выигрыше, в итоге, оказываются и дети постарше, и малыши. Общение с более старшими детьми и забота о маленьких стимулирует развитие и тех и других. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

У нас в группе складываются взаимоотношения между детьми, близкие к семейным. Отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что, если они чего-то еще не могут, им просто нужно вырасти, ведь понятно, что старший ребёнок быстрее бегает, аккуратнее действует или решает сложные задачи. Общение в нашей группе дает детям много полезного, поскольку приближены к ситуации многодетной семьи. У каждого старшего ребенка есть свой подопечный малыш, которому они помогают. Старшие дети становятся образцом для подражания. Важные культурно – гигиенические навыки осваиваются малышами в несколько раз быстрее под влиянием старших детей.

Еще одним преимуществом нашей группы является то, что у детей есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда мы просим таких ребят организовать и провести небольшую игру. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.

Для сплочения детей, их позитивному настрою мы часто применяем игровые приемы, направленные на поддержание интереса, доброжелательного отношения детей друг другу, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка.

Это такие игры, как «Волшебный стул»: один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нём добрые, ласковые слова. Эту игру мы проводим и в другом варианте, чтобы сделать её более привлекательной для ребят, используя «волшебные очки», надевая которые, дети «видят» все хорошие качества того, на кого смотрят.

«Волшебная палочка»: дети встают в круг. Один ребёнок передаёт палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Назови ласково»: ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково называя его по имени.

«Опиши друга»: дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают причёску, одежду, лицо своего партнёра. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок был точен.

и другие подобные игры.

«Доброе сердечко»: дети сидят в кругу и передают вырезанное из картона сердечко, разделенное на клеточки по количеству детей и красный фломастер. Получивший его ребенок, рассказывает о своем хорошем, добром поступке сегодня, а затем раскрашивает одну из клеточек. После этого сердечко передается следующему. В результате рождается большое доброе сердце. Это упражнение обычно проводим в конце дня как рефлексию.

«Мы – такие разные»: это игра-задание объединиться в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.)

На первых порах начинают игру старшие дети, показывая пример, далее, включаются дети помладше.

В работе с детьми разного возраста нам очень помогают квест-игры. Они прочно вошли в жизнь нашей группы. Такая игра помогает сделать образовательный процесс более познавательным, активным, а самое главное интересным, дает каждому ребенку возможность почувствовать себя в ситуации успеха.

Такие игры мы проводим как в помещении (группа, музыкальный зал), так и на улице (участок, спортивная площадка).

Квесты для дошкольников в детском саду выполняют не только развлекательную функцию, но и реализуют образовательные задачи. Поэтому обычно, мы организуем такую игру после прохождения какой-либо обширной темы, для закрепления и возможности применить на практике полученные знания. Соответственно, задания подбираем согласно выбранной теме и по своему содержанию отвечающие уровню знаний и умений всех детей группы. Но, при этом, стараемся организовать их так, чтобы младшим ребятам требовалась небольшая помощь старших, побуждая тем самым обращаться за поддержкой.

В своей группе мы используем линейные квесты, когда задания выполняются по цепочке всеми детьми группы, и кольцевые, когда группа делиться на несколько команд и каждая команда стартует с разных точек. О способах деления на команды расскажу немного позже.

Для составления маршрутов используем разные варианты:

  • «Маршрутный лист» - в нем могут быть просто написаны станции и их положение, а могут быть загадки, ребусы, зашифрованные слова, ответом на которое является то место, куда нужно следовать;
  • «Волшебный клубок» - записочки с названием места, куда нужно отправиться, прикрепляются к клубку ниток по одной. Дети постепенно раскручивают клубок, переходя от станции к станции;
  • «Карта» - схематическое изображение маршрута, с условными обозначениями различных станций.

Задания для детского квеста подбираем самые разнообразные: загадки, ребусы, дидактические игры, пазлы, лабиринты, спортивные эстафеты разного уровня сложности, подвижные игры, игры на ориентировку по схемам, математические упражнения, решение проблемных ситуаций, различные творческие задания (сочинение загадок, сказок) и др.

При подготовке квеста выполняем обязательные условия:

  1. Игры и приемы должны быть безопасными.
  2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту, или среднему возрасту детей (в этом году у нас это 5 лет, с усложнением или послаблением в ту или иную сторону)
  3. Споры и конфликты решаются только мирным путем.

Квест – это командная игра, победить здесь, или дойти до определенной цели можно только в том случае, если члены команды действуют сообща, один за всех и все за одного. И дети это понимают и стараются оказывать необходимую помощь друг другу. Здесь особенно важно правильно разделить детей на команды. В каждой должны быть как дети старшего, так и младшего возраста. Для этого мы используем игровые приемы, о которых я расскажу чуть позже.

При прохождении подобных игр дети учатся навыкам совместных действий для достижения общей цели, самоконтролю, терпимости к действиям окружающих, взаимопониманию и поддержке. Все это необходимо им и в повседневной жизни, поэтому, я считаю, что квесты являются эффективной формой работы по сплочению всех участников образовательного процесса, и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении.

В процессе разнообразной игровой деятельности (не только квест игр) детям часто бывает необходимо поделиться на команды. У нас есть множество способов сделать это в игровой форме, без обид и так, чтобы в каждой команде собирались дети разного возраста.

Например, при помощи ленточек. В мешочек нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивает ленточку, потом судя по цветам дети расходятся на команды.

Прием «Миксер». Из картона вырезаются "фишки"(столько, сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно дети, вытащившие эти «фишки», могут быть разбиты на команды по-разному (по цвету, по форме). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд, что особенно удобно в играх на сплочение.

Прием Открытка-пазл. Сразу является и первым заданием квеста.

Несколько открыток (сколько нужно команд) разрезают на части (частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки. Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.

Прием «Дерево»

Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.

Зоопарк

Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать.

Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух.

Далее 2 варианта:

  • Нужно изображать то животное, которое тебе шепнули и собраться в команду.
  • Нужно с закрытыми глазами издавать звуки этого животного и опять же собраться в команды.

Игра «Почтальон принес посылку». Подбираются предметы или картинки на определенную тему, каждый отдельно упакован в бумажный пакетик (посылку).

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает (или дети разбирают сами) посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Далее детям предлагается распределиться на подгруппы по определенным признакам. Например, у кого фрукты в одну команду, у кого овощи –в другую, у кого наземный транспорт - в одну команду, воздушный – в другую, водный – в третью и т.д. Самое главное, что при любом делении в группы попадают, старшие дети и малыши. При этом старшие дети, как наставники всегда готовы прийти на помощь малышам.

Еще один прием, используемый нами в работе - «Дежурство по тишине».

Его цель - поддерживать дисциплину в самостоятельных играх.

Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным детям дежурный предлагает сесть за стол тишины на несколько минут где можно пособирать плазы, порисовать, рассмотреть иллюстрации, поиграть в настольные игры. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Так как столы в нашей группе многофункциональны, у дежурного есть указатель, с помощь которого он любой свободный стол может превратить в стол тишины, оборудовав его на свое усмотрение.

Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и находясь в роли дежурного, проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать и др.).

Таким образом, благодаря целенаправленной работе, мы видим эффективное решение задач по созданию позитивного общения и эмоционального благополучия в группе, а именно: сформированы положительные детские взаимоотношения, навыки общения детей со взрослыми и со сверстниками; развиты навыки бесконфликтной совместной деятельности, чувство общности; дети проявляют самостоятельность, инициативность, доброжелательность в процессе общения.

Применение разнообразных приемов и методов помогает нам раскрыть потенциал каждого ребенка и решить сложную поставленную задачу по созданию эмоционально комфортного климата в группе.