Современный мир не стоит на месте, в него приходят различные новшества и видоизменения. Потребности, как отдельного человека, так и целого общества имеют тенденцию роста. Поэтому человеку необходимо совершенствовать свои знания и развиваться всегда.
Цифровые тренды влияют на все сферы жизни общества, что, меняет и систему образования: ее особенности, подходы и методы обучения. Современное образование переходит к использованию цифровых технологий под влиянием развития науки и техники, поддерживая как процесс обучения, так и всех субъектов образования. Растущая вовлеченность людей в цифровые технологии влияет на обыденность, становится частью повседневных коммуникаций, вызывая при этом новые возможности [3].
Одной из полезных технологий является искусственный интеллект.
Искусственный интеллект выступает качественным инструментом в системе преподавания английского языка в школе. Искусственный интеллект видоизменяет процесс обучения с адаптацией под каждого ученика индивидуально, а также является ресурсом доступа к качественному, интересному и полезному материалу.
Использование искусственного интеллекта на уроках иностранных языков актуально по нескольким причинам:
- автоматизация задач. Искусственный интеллект может автоматизировать проверку домашней работы у учащихся, освобождая педагогов от проверки вручную;
- совершенствование обратной связи. Искусственный интеллект точно и четко анализирует ответы учащихся и дает подробную информацию о его знаниях (правильность ответа, ошибки и др.);
- улучшение процесса адаптации школьников. Искусственный интеллект может считывать информацию об уровне образования ребенка в целом (его знания, слабые стороны и др.). Это способствует оптимальной подготовке индивидуальных планов для обучения каждого учащегося [5].
В нынешнее время навыки работы с искусственным интеллектом все более востребованы. Внедрение данного инструмента в образовательный процесс позволяет ученикам не только овладеть навыками в апробации цифровых технологий, но и быть подготовленным к будущей профессиональной деятельности в различных сферах.
Непосредственно при обучении английскому языку в средней школе искусственный интеллект помогает следующим образом:
- Индивидуализация обучения – способность адаптироваться под потребности каждого ученика. На своих уроках я применяю такие платформы, как Grammarly, ChatGPT. В данных программах можно настроить уровень сложности заданий, через них дети могут давать обратную связь. Данные инструменты после выполнения заданий составляют индивидуальный маршрут для обучения ребенка. Это является важным, ведь дети в классе значительно отличаются друг от друга уровнем знаний, стилем обучения, скоростью выполнения заданий. Например, учащийся, который не может построить вопрос или ответ на английском языке, сможет получить больше навыков в данном направлении. Другой же ученик наоборот наибольшее внимание уделит работе над изучением временных форм глаголов.
- Расширение словарного запаса языка за пределами школы. Искусственный интеллект дает учащимся возможность общаться на английском языке в любом месте. Голосовые помощники, чат-боты могут выступать в роли собеседников, а также помогать тренироваться в произношении или в написании текстов [1].
- Гибкость формата подачи материала. Искусственный интеллект может применяться для составления заданий, текстов, ранжируя их по уровню сложности, для разработки визуальных и аудиоматериалов. В данном случае это является методом вовлечения ученика с разными стилями восприятия информации. Такой формат обучения преследует дифференцированный подход на уроках.
- Повышение стимула к обучению учеников. Различные платформы интерактивного формата с элементами игры (например, челленджи) способствуют повышению интереса, мотивации к обучению. Дети относятся к занятиям на уроках, как к увлекательной деятельности, а не как к скучному однообразному изучению [2]. Также на уроках мы устраиваем соревнования между учащимися, делясь на команды. Школьники с удовольствием и интересом выполняют задания.
Для подготовки заданий на уроки я применяю несколько ИИ-технологий:
- Qwen чат (используется для генерации текстов, упражнений и планов уроков).
- Character.AI (применяется для создания ролевых диалогов с виртуальными персонажами).
- Talkingco.de (подходит для разработки голограмм, озвучивающих учебные материалы).
- Leonardo AI (используется для создания визуального сопровождения к урокам).
- Hedra (необходим для генерации говорящих портретов, имитирующих произношение носителей языка).
- Интерактивный сервис Mentimeter применяется для актуализации знаний и формирования коллективного видения темы через облако слов.
Я считаю, что использование искусственного интеллекта требует от педагога четкости и ответственности. Только при рациональном подходе данный инструмент может стать значимым элементом образовательной среды, который будет способствовать повышению знаний на иностранных уроках в средней школе.
Также важно помнить, что искусственный интеллект – это не замена, а помощник учителя [6].
Ключевая задача педагога – грамотно использовать возможности данного метода, сочетая его с традиционными формами обучения и личным опытом. Такое комплексное взаимодействие будет способствовать благоприятным условиям для повышения знаний у учащихся.
Список использованных источников
- Богданова, А.Н. Чат-боты, как компонент содержания обучения основам искусственного интеллекта в школе / А.Н.Богданова, Г.А.Федорова // Информатика в школе. – 2022. – № 2. – С. 48
- Буров, В.А. Современные методы внедрения структурной и содержательной геймификации в процесс обучения иностранному языку / В.А.Буров, Н.В.Попова // Иностранные языки в школе. – 2023. – № 3. – С. 89
- Герова, Н.В. Анализ возможностей применения сквозной цифровой технологии «Искусственный интеллект» в контексте учебной деятельности / Н.В.Герова, О.В.Мерецков, А.В.Клочков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2023. – № 3. – С. 132
- Карпенко, О.М. Искусственный интеллект в образовании / О.М.Карпенко, М.П.Карпенко // Инновации в образовании. – 2022. – № 9. – С. 96
- Родичева, А.В. Цифровые технологии в современной школе / А.В.Родичева // Молодой ученый. – 2022. – № 4. – С. 365
- Уваров, А.Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю.Уваров, Э.Гейбл, И.В.Дворецкая и др.; под. ред. А.Ю.Уварова, И.Д. Фрумина: нац. Исслед. Ин-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. — 343 с.
— URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 15.09.2025).