Конспект урока-путешествия по окружающему миру «Природные зоны»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, природные зоны


Ход урока Действия учеников, ответы на вопросы

Оргмомент

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок наш пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга. Я желаю вам хорошей плодотворной работы. Садитесь.

 

Ребята, а вы любите путешествовать?
– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.
– Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
– А как её называли раньше? (Русь).
Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Место, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

О чём это стихотворение?
Какая карта помогала нам изучать природу России?

 

Предлагаю вспомнить, что называется природной зоной?

Природная зона – это большая территория с одинаковым климатом, почвами, растительным и животным миром.

Какие компоненты природы взаимосвязаны в пределах природной зоны? климат, растительность, животный мир, почва, рельеф, вода

Как звучит сегодняшняя тема урока? 
Какие цели поставите перед собой на урок? Наша цель – проверить и обобщить свои знания.

Задачи:

  • Формировать умение определять природную зону;
  • Развивать умение раскрывать природные зоны, сравнивать и делать выводы;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.
Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние.

Актуализация знаний
А сейчас небольшая разминка (раздаются карточки)

 

Станция «Географическая»

План описания природной зоны

  1. Географическое положение
  2. Внешний облик зоны
  3. Климатические условия
  4. Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны
  5. Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны

Один человек из команды выбирает нужные растения и животных

Подведем итоги. Все постарались, молодцы. Закрашивают по 10 клеточки

Каждая группа выступает не более 1 минуты (15 минут)

Физминутка

- Послушайте утверждение, если оно верно – поднимитесь на носочки, тянитесь вверх, если неверно – присядьте.

  1. Зона степи протянулась с запада на восток по побережью северных морей. (-)
  2. В степи части дуют горячие сухие ветры – суховеи. (+)
  3. Растения степи тянутся высоко к солнцу. (-)
  4. Редкими животными степи считают журавля-красавку, дрофу, степного орла. (+)
  5. Главное занятие населения степи – оленеводство. (-)
  6. Степная зона славится самой плодородной почвой – чернозёмом. (+)
  7. Степи занимают больше половины территории России. (-)
  8. Одна из экологических проблем степи – браконьерство. (+)
  9. Природа этой зоны нуждается в охране. (+)

- Молодцы! Двигаемся дальше.

 

Станция «Ботаническая» (раздаются листы)

Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне - взаимопроверка.

 

Станция «Экологическая»

Найти информация из учебника – заповедники России (раздаются карточки)

Подведём итог урока

  1. Что такое “природные зоны”?
  2. Почему существуют различные природные зоны?
  3. Как мы должны беречь природу?

Природные зоны – это большие участки земной поверхности, с одинаковы климатом, почвами, растительным и животным миром

- Наша планета имеет шарообразную форму. Поэтому в разных местах земного шара поверхность получает разное количество солнечной энергии, тепла и света.

Рефлексия

- Вот и закончились наши остановки. Оцените свои достижения на Дорожке знаний и запишите, сколько километров вы прошли. (1 клетка – 1 км)
- Условно разделим наш пройденный путь по природным зонам.
В зону субтропиков попали те, кто прошёл 25 км, наградой за ваш труд будет отдых в прекрасном туристическом центре России – г.Сочи.

Методика оценивания:

  • 24-30 клеточек – «5»,
  • 17-23 клеточки – «4»,
  • 9-16 клеточек – «3»

Кто прошёл 20 км, остановился в тёплой зоне степей, поторопитесь, побольше читайте и изучайте природу родного края.
Кто прошёл 10 км замерзает в зоне тундры, вам срочно нужно найти ответы на вопросы, вызвавшие затруднения на уроке.