Развитие математической грамотности начальной школы при обучении математике

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Математическая грамотность означает уверенное владение базовыми знаниями, навыками и пониманием принципов предмета. В начальной школе многие дети не понимают значимости математики в жизни и с трудом заставляют себя сесть за решение задач или заучивание таблицы умножения. Поэтому так важно помочь ребёнку понять ценность математики в реальной жизни ещё в младших классах, в период самой активной любознательности. Важно обеспечить им качественное освоение математических понятий и навыков. Развитие математической грамотности в этом возрасте также способствует формированию у детей уверенности в своих способностях и позитивному отношению к изучению математики. Естественно, что успех в учении определяется не только одними способностями школьника. В этом смысле имеет ведущее значение содержание и методы обучения, а также отношение ученика к предмету. Поэтому успешность и не успешность в обучении не всегда дают основания для суждений о характере имеющихся у школьника способностей. Математические задачи могут быть интересным и полезным способом для развития математических навыков. Дети могут решать задачи на сложение, вычитание, умножение, деление и другие математические операции, а также на развитие логического мышления. А работа с числами может быть эффективным способом для развития математических навыков у детей. Дети могут изучать числа, их свойства и отношения, а также учиться решать задачи, связанные с числами. Связывание математических задач с реальными жизненными ситуациями поможет младшим школьникам понять, зачем им нужны математические навыки. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подходить к обучению математике с учетом их способностей и потребностей.

Взрослым надо всегда помнить о том, что поощрение и похвала помогают мотивировать детей и создают позитивную атмосферу в процессе обучения.

Свои математические навыки ребенок может применить в различных ситуациях и областях жизни: в учебе, в повседневной жизни, в играх и развлечениях. в путешествиях, в спорте.В целом, ребенок может применять свои математические навыки во многих областях жизни, чтобы улучшить свою жизнь и достигать своих целей. Хорошее понимание математики и умение применять её помогают детям в учебе, особенно в предметах, где используется математика, таких как физика, химия, экономика и даже биология. Математическая грамотность помогает учащимся успешно справляться с заданиями ВПР и экзаменами.Так же математическая грамотность является ключевым фактором во многих профессиях, особенно в областях науки, техники, финансов, программирования и многих других. Грамотность в математике может открыть больше возможностей для работы и карьерного роста.В современном мире данные становятся все более важными в области бизнеса, науки, технологий и повседневной жизни. Математическая грамотность позволяет анализировать данные, видеть тенденции, делать выводы и принимать обоснованные решения и помогает людям решать разнообразные повседневные задачи, такие как планирование бюджета, покупки, ремонт, измерения, и многое другое. Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное, безразличное отношение к ней необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.Если ребенок предполагает, что ему не справиться с задачей, он стремится ее обойти, формируется негативное отношение к заданию и к предмету вообще. Чтобы этого избежать, учитель должен создавать для ребенка “ситуацию успеха”, должен замечать и одобрять любые достижения ученика, повышать его самооценку. Это особенно касается математики, так как этот предмет большинству детей дается нелегко.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Творчество детей при занятиях математикой может проявляться в необычном, нестандартном решении задачи, в раскрытии детьми способов и приемов вычислений. Для этого учитель должен ставить перед детьми посильные проблемы и добиваться того, чтобы дети с помощью наводящих вопросов самостоятельно решали их.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Здесь мы можем говорить об ориентировании на “зону ближайшего развития” учащегося. Но чтобы соблюсти это условие, необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

В ходе собственных исследований были выявлены следующие основные затруднения младших школьников при обучении математике:

  • Отсутствие устойчивых навыков счета.
  • Незнание отношений между смежными числами .
  • Неспособность перехода из конкретного плана в абстрактный .
  • Нестабильность графических форм, т.е. несформированность понятия "рабочая строка", зеркальное написание цифр.
  • Неумение решать арифметические задачи.
  • “Интеллектуальная пассивность”.

1 группа – трудности, связанные с недостаточностью операций абстрагирования, что проявляется при переходе из конкретного в абстрактный план действий. В связи с этим возникают трудности при усвоении числового ряда и его свойств, смысла счетного действия.

2 группа – трудности, связанные с недостаточным развитием мелкой моторики, несформированностью зрительно-моторных координаций. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как овладение написанием цифр, зеркальное их изображение.

3 группа – трудности, связанные с недостаточным развитием ассоциативных связей и пространственной ориентацией. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как трудности при переводе из одной формы (словесной) в другую (цифровую), при определении геометрических линий и фигур, затруднений в счете, при выполнении счетных операций с переходом через десяток.

4 группа – трудности, связанные с недостаточным развитием мыслительной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности учащихся. В связи с этим младшие школьники испытывают трудности в формировании правил на основе анализа нескольких примеров, трудности в процессе формирования умения рассуждать при решении задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.

5 группа – трудности, связанные с несформированностью познавательного отношения к действительности, что характеризуется “интеллектуальной пассивностью”. Учебную задачу дети воспринимают лишь тогда, когда она переведена в практический план. При необходимости решать интеллектуальные задачи у них появляется стремление использовать различные обходные пути (заучивание без запоминания, угадывание, стремление действовать по образцу, использовать подсказки).

Рассмотрим типичную ситуацию, которая часто имеет место на практике. Ученику предложено задание: “Вставь пропущенное число так, чтобы неравенство было верным 5> ? ”. Задание школьник выполнил неверно: 5 > 9. Как поступить учителю? Обратиться к другому ученику или попытаться разобраться в причинах допущенной ошибки?

Выбор действий учителя в этом случае может быть обусловлен рядом психолого-педагогических причин: индивидуальными особенностями ученика, уровнем его математической подготовки, целью с которой предлагалось задание, и др. Предположим, был выбран второй путь, т.е. решили выявить причины ошибки.

Прежде всего, необходимо предложить ученику прочитать выполненную запись.

Если школьник читает ее, как “пять меньше девяти”, значит ошибка в том, что не усвоен математический символ. Для устранения ошибки необходимо учитывать особенности восприятия младшего школьника. Так как оно имеет наглядно-образный характер, то необходимо использовать прием сравнения знака с конкретным образом, например, с клювиком, который раскрыт к большему числу и закрыт к меньшему.

Если ученик читает запись, как “пять больше девяти”, значит ошибка в том, что не усвоено какое-то из математических понятий: отношение “больше”, “меньше”; установление взаимно-однозначного соответствия; количественное число; натуральный ряд чисел; счет. Учитывая наглядно-образный характер мышления ребенка, необходимо организовать работу над данными понятиями с применением практических заданий.

Учитель предлагает одному ученику выложить на парте 5 треугольников, а другому – 9 и подумать, как можно расположить их, чтобы выяснить, у кого больше или меньше треугольников.

Опираясь на свой жизненный опыт, ребенок может самостоятельно предложить способ действий или найти его с помощью учителя, т.е. установить взаимно-однозначное соответствие между элементами данных предметных множеств (треугольников):

Если ученик успешно справился с выполнением заданий на сравнение чисел, то необходимо установить, насколько осознаны его действия. Здесь учителю понадобится знание таких математических понятий, как “счет” и “натуральный ряд чисел”, так как именно они лежат в основе обоснования: “Число, которое называют при счете раньше, всегда меньше любого числа, следующего за ним”.

При обучении математике младших школьников педагог должен уметь создавать проблемные ситуации для развития познавательных процессов; организовывать продуктивную самостоятельную работу, создавать благоприятный эмоционально-психологический фон процесса обучения.

Подводя итог, следует отметить, что рассматриваемая нами тема является актуальной для современной школы. Для профилактики и устранения трудностей в обучении математике младших школьников учитель должен: знать психолого-педагогические особенности младшего школьника; уметь организовывать и проводить профилактическую и диагностическую работу; создавать проблемные ситуации и создавать благоприятный эмоционально-психологический фон процесса обучения математике младших школьников.