Физкультминутка как здоровьесберегающая технология на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4


В современном образовательном процессе любой момент обучения и нахождения ребёнка в школе предусматривает бережное отношение к психическому и физическому здоровью учащегося. Более того процесс обучения должен способствовать не только развитию умственных способностей ребёнка, но и сохранение физического здоровья, повышение уровня активности, развитие положительной эмоциональной сферы. Соблюдение здоровьесберегающих технологий позволит лучше усвоить учебный материал, создаст дружелюбную атмосферу и желание познавать и создавать новое.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики в России, связывал здоровье с развитием личности, указывая на двустороннюю связь между психикой и телом. Учёный отмечал, что полезнее всего для растущего организма — соединение умственного и физического труда, при этом гармония между ними индивидуальна для каждой конкретной личности.

Другого выдающийся педагог Антон Семёнович Макаренко исходил из того, что нужно воспитать здоровое поколение. Здоровье ребёнка он рассматривал не только как отсутствие заболевания, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Без сомнения, и в наши дни мы считаем, что здоровье – это самое ценное, что есть у человека. И одной из важных задач сегодня является воспитание здорового поколения. Есть такая пословица «A sound mind in a sound body» что значит «В здоровом теле — здоровый дух». И это действительно так.

В приказе №704 Минпросвещения России от 09.10.2024 г, в подпункте 17.4 записано, что Федеральная программа начального общего образования учитывает следующие принципы:

«…принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий…»

Английский язык – это сложный и серьёзный предмет. Особенно для детей начальной школы. Дети говорят, много запоминают, слушают, читают, пишут, анализируют информацию, составляют диалоги, обсуждают разные проблемы на английском языке. Все эти действия ребёнка несомненно способствуют быстрой утомляемости. Детям трудно сидеть прямо и спокойно, слушать учителя внимательно. Скоро им становится скучно, они теряют интерес к предмету. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий на уроках имеет первостепенное значение. Какие же основные здоровьесберегающие технологии я использую на своих уроках английского языка в начальной школе. Это игровая технология и физкультминутки. Конечно их гораздо больше, но я считаю эти технологии основными и наиболее эффективными.

Игровая технология является действенным инструментом преподавания английского языка. Она активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться, радоваться и переживать, что способствует лучшему усвоению языкового материала. Главное, что привлекает меня в этом виде деятельности это то, что игра предполагает принятие решений и способствует начальному этапу развития критического мышления. Критическое мышление – это один из основных навыков мышления в современном мире, где мы получаем огромный поток нужной и ненужной информации, требующей осмысления. В игре дети решают: что выбрать, как поступить, что сказать, как выиграть, и т.д. Игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игры подбираю в соответствии с темами модуля. Это могут быть подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-загадки, игры-соревнования, имитационные игры, дидактические игры.

Избежать потерю интереса к уроку помогает ещё одна очень важная здоровьесберегающая технология – физкультминутки, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости, восстанавливает умственную работоспособность, повышает мотивацию к обучению и лучшему овладению языковом материалом. На физкультминутках я хочу остановиться подробнее. Прежде всего существуют правила для проведения физкультминуток:

  • комплекс подбирается в зависимости от содержания урока;
  • упражнения должны быть разнообразными, однообразие снижает интерес;
  • физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления;
  • физкультминутки проводятся для опорно-двигательного аппарата, для пальчиков, для глаз, для мозговой деятельности;
  • очень важно при проведении физкультминуток положительный эмоциональный фон (желательно, чтобы физкультминутки проводились под музыку)

Я использую следующие формы проведения физкультминуток:

  • разного рода движения (спортивные, танцевальные)
  • пальчиковые игры;
  • пантомимы;
  • пение;
  • пение с движениями,
  • упражнения для глаз;
  • дыхательные упражнения;
  • релаксационные упражнения.

Хочу обратить ваше внимание также на то, что необходимо разумно чередовать различные виды физкультминуток на уроке иностранного языка. Иногда достаточно одной физкультминутки, а иногда требуется две. Все зависит от степени утомляемости детей. Очень важно провести физкультминутку именно в тот момент, когда дети начинают уставать. Чаще всего физкультминутка проводится в середине урока, но есть несколько моментов, которые надо учитывать:

  • сложность учебного материала;
  • каким уроком в расписании стоит английский язык (первый или пятый)
  • в каком классе проводится физкультминутка. Например, в 4 классе неэффективно проводить физкультминутку с активными движениями, но из опыта работы знаю, что хорошо и эффективно использовать упражнения для глаз, дыхательные упражнения, пение, релаксационные упражнения;
  • важно учитывать какой урок был перед английским языком. После физкультуры лучше проводить менее подвижные физкультминутки или релаксационные упражнения;
  • на уроке можно проводить по 2 физкультминутки (по 2-3 минуты)

На уроках я часто использую рифмованные физкультминутки. Такие физкультминутки способствуют более быстрому заучиванию лексики, в них практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика. Это большой помощник при введении новых слов и грамматического материала. Сначала рифмовки произносятся учителем, потом один из учащихся заменяет учителя и выполняет упражнения перед классом. Желание учащегося провести физкультминутку способствует быстрому запоминанию слов и вызывает бурю положительных эмоций у детей. Постепенно рифмовки усложняются.

Мой опыт работы позволяет мне сделать следующий вывод: применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка позволяет сохранить физическое и психическое здоровье детей, и сделать урок более интересным, динамичным и продуктивным. А именно такая задача стоит перед современными педагогами.

В конце статьи я собрала ряд рифмовок – физкультминуток, которые я использую на уроках. Некоторые взяты из интернета, некоторые составлены мною. Я буду рада, если эта подборка поможет вам в вашей работе.

Физкультминутки на уроках

Литература

  1. Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025 N 81220)
  2. Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе // 2004. №1 алько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004
  3. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
  4. Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
  5. http://www.zpzr.ru/