Нарушение слоговой структуры – многоликий враг чистой речи, с которым логопеду приходится сталкиваться всё чаще и чаще. Казалось бы, проблема выделена и описана ещё в середине прошлого века, но до сих пор нет методики, стопроцентно исправляющей этот дефект.
Онтогенез звуко-слоговой структуры слова
Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С.Выготский). В связи с этим формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с тяжёлой речевой патологией (в частности, с алалией, дизартрией, ринолалией) предполагает рассмотрение нормального онтогенеза.
В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения колочества, последовательности и видов состовляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях:
- овладение звукопроизношением;
- овладение ритмико-слоговой структурой слова.
Овладение ритмико-слоговой структурой слова в норме
Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребёнка формируется устойчивый слог.
В период лепета появляется тенденция к редупликации (удвоению) однородных слогов. Что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7-8 месяцев (период расцвета лепета) составляет от трёх до пяти слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога: ма – ма – ма. С возрастом такие цепочки становятся всё более разнообразными.
К году сокращается количество лепетных сегментов до двух – трёх, что составляет среднее количество слогов в русской речи.
По мнению Н.С.Жуковой, выделяют следующие этапы формирования слоговой структуры слов у детей в норме:
- 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев – ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова, в трёхсложных словах часто опускается один из слогов (мако – молоко);
- 1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц – в трёхсложных словах иногда ещё опускается слог, чаще предударный (кусу – укушу), может сокращаться количество слогов в трёхсложных словах;
- 2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки (ципились – расцепились);
- 2 года 3 месяца – 3 года – слоговая структура искажается редко, главным образом в многосложных словах.
При дизонтогенетическом развитии картина не столь радужная. В случае речевой патологии данные возрастные нарушения к 3 годам не исчезают из детской речи, а наоборот. Приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Коррекция нарушений слоговой структуры
Методика коррекции нарушений слоговой структуры включает в себя следующие блоки:
1. Дыхательные упражнения.
2. Массаж и самомассаж.
Упражнение с мячом-ёжиком «Шар колючий»

Ёжик, ёжик, шар колючий, (Катаем мячик в руках)
До чего же ты живучий!
Я качу тебя, качу,
Всё раскрыть тебя хочу.
Ёж иголки завернул
И, наверное заснул. (Обхватываем мячик всей ладонью)
Положу тебя – поспи,
Сил на зиму накопи.
3. Упражнения для развития мелкой моторики.
4. Интерактивная артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика.
5. Развитие ритмических способностей.

6. Формирование пространственных и квазипространственных представлений.
7. Кинезиологические упражнения.
8. Проговаривание слов доступного класса.
Задание многих блоков необходимо проводить в стихотворной форме. Ритмически организованная речь является важным стимулом.
Дыхательные упражнения
Одной из важнейших целей дыхательных упражнений является формирование у детей базовых составляющих произвольной саморегуляции.
В тех случаях, когда физиологическое дыхание нарушено, а фонационное – не сформировано (при дизартриях). Требуется включение комплекса упражнений, направленных на формирование синергии дыхания и фонации.
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания, его рекомендуют выполнять сначала лёжа. Потом сидя и, наконец, стоя.
Дыхательные упражнения с движениями рук. После каждой строчки – пауза с задержкой дыхания.
Птица.

Утром солнышко встаёт, (Вдох: медленно поднимаем руки через стороны вверх.)
Вечером садится. (Выдох: медленно опускаем)
Дни и ночи напролёт
Не присядет птица:
Поднимает два крыла,
Сразу опускает –
Зёрен деткам принесла,
Воздух выдыхает.
Конкретные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это — решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.
Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
Используемая литература
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.- М.: ТЦ Сфера, 2024.
- Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011.
- Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2023.