Подготовка к ГИА. Метод моделирования ситуаций при подготовке к ОГЭ по информатике и ИКТ

Разделы: Информатика

Класс: 9

Ключевые слова: подготовка к ОГЭ по информатике, ОГЭ по информатике


В условиях информатизации и коммуникации современного общества большую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. Информатика предмет, который обучающиеся выбирают для сдачи государственной итоговой аттестации. С каждым годом увеличивается процент выпускников 9-х классов, сдающих информатику и ИКТ.

При подготовке к итоговой аттестации возникают проблемы:

  • выбор учащимися экзамена является неосознанным, минимальный порог для сдачи экзамена 5 баллов кажется детям не сложным испытанием;
  • недостаточное понимание родителей структуры предмета информатика и уровень подготовки ребенка по предмету (считают своих детей продвинутыми, если они проводят много времени за компьютером);
  • высокий уровень самооценки учащихся, они являются продвинутыми пользователями компьютера – этого достаточно для сдачи экзамена.

Перед учителем информатики стоит сложная задача, нужно подготовить учащихся к ГИА. Информатика изучается на базовом уровне 1 час в неделю. Только системная работа в течение всего курса информатики в 7-9 классах позволяет качественно подготовить учащихся к ОГЭ. Начиная с 7-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ на каждом уроке. В 7 классе при изучении тем «Теоретические основы информатики», «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии» обучающиеся знакомятся с выполнением заданий 1, 2, 11, 12, 13. В 8 классе изучаются темы «Теоретические основы информатики» (задания 3, 8, 10), «Алгоритмы и программирование» (задания 5, 6, 15). При изучении нового материала, при проведении тематических и итоговых тестов, закреплении материала на уроке даются задания в формате ОГЭ. Непосредственная подготовка к сдаче экзамена начинается в 9 классе, которая проходит на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

В сентябре, на первом уроке в 9 классе проводится разбор первой части демонстрационного варианта КИМа ОГЭ, который помогает учащимся оценить свой уровень и силы при выборе предмета. Учитель работает в тесном контакте с родителями, они оказывают большое влияние на выбор предмета учащимися. Учитель информатики посещает родительские собрания в 9-х классах, знакомит родителей с процедурой проведения экзамена по информатике, с программным обеспечением необходимым для проведения экзамена и критериями оценивания, шкалой перевода баллов в оценки.

В течение первого полугодия на уроках и внеурочных занятиях полностью разбираем первую часть экзамена, первые десять заданий, знакомимся с правилами заполнения бланков ответов №1. Задания беру с сайта ФИПИ Открытый банк тестовых заданий https://oge.fipi.ru/bank/index Во втором полугодии начинаем разбирать вторую часть экзамена, знакомимся как правильно именовать и сохранять файлы на компьютере, заполнять бланк ответов №2. Для каждого ученика веду журнал подготовки к экзамену, который позволяет получить достоверную картину его успехов и отражает уровень подготовленности, чтобы выявить пробелы в их знаниях и решение типовых тренировочных задач. Это позволяет скорректировать работу со «слабыми» учениками, появляется возможность поработать индивидуально, объяснить конкретную тему конкретному ученику, «натаскать» на задания, чтобы ребенок смог перейти порог баллов.

Кроме обязательных занятий учащиеся самостоятельно работают с образовательным порталом по подготовке к экзаменам «Сдам ГИА». На этом сайте собраны тематические задания и тренировочные работы, после прохождения которых, можно увидеть правильные ответы и ознакомиться с правильными решениями. На протяжении всего учебного года проводятся диагностические работы длительностью 40 мин по первой части, для выполнения которых создаются условия реального проведения экзамена, с заполнением бланка ответов №1.

На протяжении нескольких лет в конце учебного года, в школе в субботу проводится репетиция экзамена по информатике. Дети знакомятся с процедурой проведения экзамена. Наша школа – это Пункт Проведения Экзаменов (ППЭ) ГИА для 9-х классов в которой проводится экзамен по Информатике, наши учителя являются техническими специалистами на ППЭ. В нашей так называемой репетиции экзамена, которая полностью повторяет сценарий экзамена, принимают участие учителя – технические специалисты и дети, которые сдают информатику. Каждому ученику выдается КИМ, а также предоставляется рабочее место для выполнения второй части экзамена. Мы готовим все Программное обеспечение, дети приходят на экзамен с паспортами, они заполняют Бланки ответов №1 и №2. Обращается особое внимание на правильное сохранение файлов второй части и как задается имя файла. Технические специалисты помогают в этом детям, они так же готовятся к проведению экзамена и вспоминают обязанности технических специалистов, т.к. экзамен это для них стресс. Учителя информатики присутствуют на пробном экзамене и корректируют недочеты. После проведения пробного экзамена проводим разбор процедуры экзамена, отвечаем на вопросы, которые возникли у детей в процессе проведения экзамена. Вопросы есть (по заполнению бланков, по техническим вопросам – если завис компьютер, не работает мышка, не то ПО и т.д.)

Наша задача – этим мероприятием уменьшить волнение у детей, повысить стрессоустойчивость, уверенность, понимания хода проведения экзамена, а так же облегчить работу, по возможности, работникам ППЭ в который придут наши дети. Проведение этого пробного экзамена позволяет ученикам снизить уровень предэкзаменационной тревожности, обрести уверенность в своих силах и довольно успешно подготовиться к итоговой аттестации. После проведения пробного экзамена учителю и детям становятся понятно, на какую оценку они могут рассчитывать. Результаты экзаменов показывают, что такая система подготовки к экзаменам зарекомендовала себя с хорошей стороны, количество неудовлетворительных отметок на экзамене минимально или они отсутствуют вовсе.