Цель: Познакомить с примерами приспособлений организмов к условиям среды, которые сформировались в результате естественного отбора.
Научить наблюдать проявления естественного отбора в данной местности, охарактеризовав разные формы такого отбора.
Воспитать интерес к урокам биологии, бережное отношение к окружающей природе.
Задачи:
- Предметные: ознакомиться с примерами изменчивости растений и животных, приспособленности их к окружающей среде, с различными формами борьбы за существование в природе, увидеть многообразие приспособлений живых организмов к условиям внешней среды.
- Метапредметные: использовать знания из смежных с биологией наук для объяснения явлений, признаков.
- Коммуникативные: работа в группах.
- Регулятивные: распределение времени для выполнения заданий, организация работы в группах.
Подготовка учителя к экскурсии: Время проведения май, июнь, после изучения курса «Общей биологии» в 10 классе.
Определение маршрута: маршрут должен проходить через такие биотопы, как смешанный лес, одновозрастной сосновый или березовый лес, зарастающая молодыми березками пашня.
Группа учащихся желательно до 15 человек.
Подготовка учащихся к экскурсии. Перед экскурсией желательно повторить тему о естественном отборе, иметь удобную обувь, одежду, бинокль, фотоаппарат, карандаш, блокнот планшет.
Проведение экскурсии
Организационная часть
Вначале сообщить о технике безопасности, план экскурсии.
Вторая часть экскурсии
Маршрут проходит через смешанный лес. Задание по группам. Изучение изменчивости.
Первая группа. Соберите 40-50 листьев дуба или какого-либо другого дерева измерить их длину и ширину, составить вариационный ряд по длине листьев, подсчитать среднюю арифметическую длину листа.
В серии одного вида вы не найдете двух листьев, размеры и строение которых были бы совершенно одинаковы.
Вторая группа. Рассмотреть побеги ландыша. Измерить высоту цветоносного стебля, количество цветков, величина их. Несмотря на то, что многие растения развиваются из одного корневища, на побегах можно обнаружить различное количество цветков, их величину.
У ландыша внутривидовая изменчивость проявляется в величине листовых пластинок, различном числе цветков.
Третья часть
Естественный отбор и его результаты хорошо иллюстрируют примеры покровительственных окрасок и форм у лесных животных. Например, бабочка-пяденица на стволе деревьев. Однотонная окраска многих жуков также гармонирует с корой. Наоборот, предостерегающая окраска, яркая, выделяет животное на естественном фоне. Среди насекомых отчетливо предостерегающей окраской обладают божьи коровки, жуки-листоеды. Насекомые с предостерегающей окраской осы, шмели, пчелы несъедобны для большинства животных. Следовательно, хорошо заметная окраска полезна этим животным, так как враги лучше запоминают их.
Насекомые, обладающие такой расцветкой, не нуждаются в большой подвижности. Например, у бабочки-пестрянки передние крылья синие с красными пятнами, а задние ярко-малиновые. Летают они плохо. Естественный отбор идет у пестрянок не по линии развития быстрого полета, а в направлении образования яркой окраски и ядовитых веществ в крови, что определяет их несъедобность. Скопления бабочек-пестрянок можно встретить на лесных опушках, вдоль тропинок.
Естественным отбором легко объяснить и примеры подражательного сходства животных с предметами неживой природы: сучками, побегами, камешками.
Четвертая часть
Дальше маршрут следует к участку поля, зарастающего березняком. На данном участке ярко проявляется пример внутривидовой борьбы. Здесь легко наблюдать деревья различной высоты и мощности, степени их развития от самых тонких до крупных и мощных. Здесь можно предложить подумать над вопросами:
- За какие ресурсы идет борьба в данном сообществе?
- Как она проявляется?
- Почему внутривидовая борьба более острая?
Рефлексия. Подведение итогов экскурсии
- Что понравилось?
- Что оказалось трудно?
В качестве отчетного задания можно предложить оформить фотографии насекомых с различными формами окраски. Например:
Личинка бабочки-пяденицы
Листоед, яркая предостерегающая окраска
Окраска и форма бабочки напоминает сучок