Современные задачи учебно-воспитательной работы требуют широкой осведомленности о истории родного края. Познание его играет большую роль в формировании мировоззрения, в воспитании патриотизма, национального сознания. Знание края помогает глубже усвоить и понять исторические процессы, познать их в конкретном направлении. Познание исторической, культурной окружающей человека среды – первый шаг в освоении наследия народа1.
____________
1 Чекурин Л. В. Историческое краеведение. Источниковедение и историография. Учебное пособ. М., 1991. С. 3.
Воспитательная деятельность школы – это неотъемлемая и важная часть Федерального компонента государственного образовательного стандарта2. Задачи воспитательной деятельности предполагают реализацию проектных исследовательских технологий, проведение уроков творческой направленности, в процессе которых раскрывается оригинальный взгляд ученика на предмет исследования. Также школьники ищут решение проблемной ситуации, узнают новое, учатся мыслить самостоятельно и выражать свою точку зрения, что является признаком развитой личности. Немаловажными являются навыки коммуникации и развитие эмоционального интеллекта.
____________
2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL :http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/(дата обращения: 10.04.2022).
В Законе Российской Федерации «Об образовании3» определены государственные приоритеты, в которых на первый план выходит воспитание гармонично-развитой и высоко-духовной личности. Одной из главных опор такого воспитания является краеведение. Профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует учителей на учет региональной специфики при организации учебно-воспитательного процесса, а именно «места жительства и историко-культурного своеобразия региона4. При этом внимание многих педагогов обращено к проблеме включения краеведческого материала в школьное образование на различных предметах5.
____________
3 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ: с изм. на 26 июля 2019 г. // Консультант Плюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.03.2022).
4 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утв. Приказом Мин-ва труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н. URL: http://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 22.04.2022).
5 Колмакова В.В., Одарюк И.В. Проблема включения регионоведческого материала в содержание национально-регионального компонента образования в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-2(71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vklyucheniya-regionovedcheskogo-materiala-v-soderzhanie-natsionalno-regionalnogo-komponenta-obrazovaniya-v-shkole (дата обращения: 22.05.2022).
Знания по истории родного края занимает особое место в преподавании гуманитарных дисциплин. Их усвоение дает возможность существенно повысить общую историческую эрудицию. Они наглядно иллюстрируют важнейшие этапы отечественной истории и в то же время, обладает сильнейшим воспитательным воздействием. Академик Д.С.Лихачев отмечал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Это актуально особенно сейчас, когда очень тревожит упадок культуры и нравственности у представителей абсолютно всех слоев общества6.
____________
6 Якшина Р. Региональный компонент в преподавании отечественной и всеобщей истории // Гуманистические ценности педагогического краеведения: тез. докл. межрегион. науч.-метод. конф., 28-29 марта 2000 г. Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А.Есенина, 2000. С. 77-79.
Сущность педагогических решений проявляется посредством изучения научно-практических подходов и образовательных стандартов. Рефлексия педагогической деятельности и переосмысление собственного опыта – это неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Краеведческий принцип при изучении отечественной истории помогает более осознанному усвоению школьниками сложнейших вопросов политического, социально-экономического, и культурного развития страны и своей малой Родины. При этом краеведческим данный подход будет лишь в том случае, когда изучение отечественной истории будет параллельно рассматриваться со многими явлениями местного быта, природы и истории.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Блок тем в курсах истории России к которой учащиеся проявляют наименьшую заинтересованность являются темы посвященные социально-экономическому развитию. Разнообразие статистических данных, представленных в таблицах, графиках и диаграммах, отдаленность в современном мире детей от вопросов связанных с сельским хозяйством, промышленностью-все это не вызывает у учащихся положительной заинтересованности в предмете. Отсутствие обилия ярких исторических личностей, знаменательных событий создают для педагога трудности в преподавании этой темы. В связи с таким положением вещей учащиеся демонстрируют незаинтересованность к данной тематике.
Вопросы применения краеведческого материала при изучении курса истории поднимались неоднократно в методической и исследовательской литературе. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории7. Известный методист Н.Г.Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее8. Теоретической основой исследования послужили труды известных педагогов Л.С.Выготского9, П.Я.Гальперина10, А.Н.Леонтьева11, М.Н.Скаткина12 и др.
____________
7 Стражев А.И. Методика преподавания истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1964. 287 с.
8 Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории: монография. М.: Просвещение, 1969. 128 с.
9 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. 671 с.
10 Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 400 с.
11 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 352 с.
12 Скаткин М.Н. Дидактика средней школы / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 324 с.
Таким образом, в рамках вышесказанного стоит выделить исследовательскую проблему, которая включает в себя: изучение непосредственно истории социально-экономического развития Рязанской губернии в XIX - начале XX века и методическое обеспечение при изучении данной темы в школе. Необходимость использования краеведческого материала при обучении истории (в том числе блока тем социально-экономического развития) дает возможность осуществлять работу, используя поисковый метод, анализ различных исторических источников, организуя реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи. В исторической науке в отношении краеведения используются термины локальная и региональная история. Изучение локальной истории предполагает, что будет осуществлен выбор какой-либо теоретической модели. Проблемы поиска новых исследовательских подходов в региональной истории в своих работах анализирует Т.А.Булыгина. Автор подчеркивает, что четкого определения места и роли региональной истории в учебно-воспитательном процессе в ФГОС, на данный момент нет13. Поэтому только примерные учебные программы на данном этапе формируют содержание предмета.
____________
13 Булыгина Т.А. Региональная история: поиски новых исследовательских подходов // Межвузовский научно-теоретический альманах Северо – Кавказского федерального университета. 2003. С. 415-422.
Концепция нового УМК по отечественной истории и в ее составе Историко-культурный стандарт14 призваны восполнить пробел образовательных стандартов, связанный с изучением и преподаванием региональной истории. Актуальная система современного образования является примером наиболее благоприятного баланса между всеобщей историей, отечественной, региональной и местной (локальной).
____________
14 Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. URL :https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/(дата обращения: 12.03.2022).
Список использованных источников
- Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн.:.
– URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/(дата обращения: 12.03.2022). - Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: с изм. на 26 июля 2019 г. // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.03.2022).
- Образовательные стандарты: информация для родителей по ФГОС: 2011. – 15 с.
– URL: http://gym1529c.mskobr.ru/files/fgos_dlya_roditelej.pdf (дата обращения: 10.04.2022). - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020).
– URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/48f0c657a155e6e9b9ce99ac9d5b2604.pdf (дата обращения 12.03.2022 г.). - Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 22.09.2021) // Консультант Плюс.
– URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/(дата обращения: 22.04.2022). - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- URL :http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/(дата обращения: 10.04.2022). - Абрамова, Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания: из опыта работы / Е.А.Абрамова // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 38(120). – С. 53–57.
- Акульшин, П.В. Административно-территориальное деление и социальная история Рязанского края / П.В.Акульшин // Рязанская область и Центральный регион в контексте российской истории: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань, 19–20 марта 2003 г. – Рязань: РИАМЗ, 2003. – С. 33–43.
- Барыкина, И. Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.Е.Барыкина — М.: Просвещение, 2015. — 192 с. — ISBN 978-5-09-034756-3.
- Бехтенова, Е.Ф. Организация историко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории / Е.Ф.Бехтенова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-istoriko-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-pri-izuchenii-regionalnoy-istorii (дата обращения: 22.05.2022).
- Бехтенова, Е.Ф. Методика преподавания региональной и локальной истории в школе: учебно-методическое пособие / Е.Ф.Бехтенова. – Новосибирск: Новосибирский гос. педагогический университет, 2013. – 51 с.
- Бондаренко, А.Е. Реализация регионального компонента в средних общеобразовательных школах (на примере преподавания истории Приморского края) / А.Е.Бондаренко, Д.В.Лихарев // The Scientific Heritage. – 2020. – № 47 – 3(47).
– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-regionalnogo-komponenta-v-srednih-obscheobrazovatelnyh-shkolah-na-primere-prepodavaniya-istorii-primorskogo-kraya (дата обращения: 22.04.2023). - Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Борисов Н.С. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
- Булыгина, Т.А. Региональная история: поиски новых исследовательских подходов / Т.А.Булыгина // Межвузовский научно-теоретический альманах Северо-Кавказского федерального университета. – 2003. – С. 415–422.