Развитие информационных систем, в том числе использование безопасных ресурсов и сервисов

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное образование сталкивается с вызовами, связанными с необходимостью интеграции новых технологий в учебный процесс. Информационные системы играют ключевую роль в создании интерактивной и доступной образовательной среды, что способствует повышению качества обучения и эффективности управления образовательными учреждениями. Внедрение информационных систем позволяет адаптировать образовательный процесс к современным требованиям, обеспечивая персонализированный подход к обучению.

Молодые коллеги, учителя и члены управленческих команд, которые стоят на пороге педагогической и административной деятельности в самом начале пути получили инструменты и возможности, о которых и не мечтали 30, 20 и даже 10 лет назад. Они гораздо компетентней в области цифровизации, или как принято сейчас говорить, более продвинутые в области технологий. Но есть стойкое убеждение, что оценить насколько информатизация упростила самые разные процессы в образовании можем именно мы, кто писал в тетради ежедневно планы к семи урокам, заполнял табель успеваемости, считал на калькуляторе степень обученности или заносил план работы школы в таблицу на ватмане чтобы исключить накладки в планировании мероприятий.

В современных российских школах используется широкий спектр информационных систем. Одной из наиболее распространённых категорий являются системы электронного дневника и журнала, в нашем случае это "Дневник.ру". Эта платформа создает удобную среду для взаимодействия между учениками, родителями и учителями, обеспечивая доступ к расписанию уроков, оценкам и заданиям. Это привносит открытость в образовательный процесс и позволяет педагогам и администраторам сосредоточиться на стратегических аспектах образовательного процесса. По-настоящему мы оценили это, когда в прошлом учебном году, родители одного ученика отозвали разрешение на использование персональных данных в информационных системах. Что означает заполнение бумажного дневника, письменное заполнение табеля успеваемости, распечатывание страниц учебных пособий, индивидуальные домашние задания на бумажном носителе в случае выдачи онлайн-задания классу и т.д.

Обратите внимание, если школа перешла на безбумажную систему, издала все необходимые локальные акты и уведомила об этом систему, то на странице школы появляется шилдик указывающий на это. Инструменты "Дневника.ру" позволяют полностью освободить учителя от отчетности по успеваемости, по качеству знаний. Электронные личные дела из "Дневника.ру" вместе с АИС «Зачисление» еще и от формирования ответов на различные запросы о контингенте обучающихся, в том числе при заполнении федерального отчета ОО-1.

Важным направлением также выступают платформы для дистанционного обучения, например, "Российская электронная школа". Эти системы активно используются в 80% школ по данным Министерства просвещения РФ, позволяя организовать учебный процесс в удалённом формате и предоставляя доступ к образовательным материалам и онлайн-урокам.

Использование онлайн-инструментов для автоматического сбора, проверки и оценки работ таких, как Учи.ру или ЯКласс, может существенно сократить время, затрачиваемое на эти процессы.

По программе "Цифровая образовательная среда", в рамках национального проекта "Образование", в школе села Подлесное укомплектовано ноутбуками два кабинета, что позволяет не только качественно проводить уроки информатики и готовить детей к итоговой аттестации, но и значительно расширить перечень дополнительных образовательных программ. Так, программы «Информатика для всех», «Мир IT-профессий», «Горизонты открытий», «3d-принтеры» реализовывались педагогами «Точки роста». Сетевая ДОП «Экология предмет: интересно или нет?!» имела естественнонаучную направленность. В работе приняли участие учителя информатики школы.

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российский Федерации от 30.06.2021г. № 396 предусмотрено применение исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ, что обеспечивает безопасность персональных данных, качество образовательных ресурсов.

Конструктивный диалог с родителями, общественностью, информационная открытость - требование времени. Школа успешно создает сообщества в социальных сетях (ВК, Одноклассники.ру), использует мессенджеры.

Уже сегодня все участники образовательных отношений осваивают «MAX» — новую российскую цифровую платформу, которая объединяет в себе сервисы для решения повседневных задач и мессенджер для комфортного общения. Что немаловажно, российское приложение имеет расширенные функции безопасности и конфиденциальности, предусматривает защиту от мошенничества.

В планах использование не только для общения, но и для обучения. Так, ежегодно для подготовки к ОГЭ по обществознанию создается канал в одном из мессенджеров, теперь он переезжает на «Мах». Результативностью такой работы показывают не только результаты ОГЭ, но и количество просмотров каждого материала, многократно превышающее количество сдающих. Т.е. каждый ученик перечитал, просмотрел видео, вернулся и повторил изученное.