Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи тренинга:
- Активизация процесса самопознания взаимопознания у педагогов;
- Помочь педагогам отрефлексировать негативные эмоции и расслабиться.
- Создание условий для групповой сплоченности;
- Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
- Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
- Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.
Актуальность: Актуальность эмоционального «выгорания» обусловлена сложным характером синдрома, который требует создания соответствующего инструментария по его предупреждению и коррекции. Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
Участники собрания: педагог-психолог, педагоги.
Форма проведения: тренинг.
Место проведения: музыкальный зал.
Инструментарий и раздаточный материал:
Подготовительная работа к собранию:
- Разработка конспекта тренинга.
- Просмотр видеороликов по теме Тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.
- Подбор материала по теме Тренинга.
- Подготовка инструментария и раздаточного материала.
- Создание презентации по теме Тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов, «Путешествие на воздушном шаре».
Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы снять психоэмоциональное напряжение и позитивно пообщаться. Тема тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Путешествие на воздушном шаре».Ввиду нашей педагогической деятельности, многие педагоги испытывают усталость, порой чувство раздражения, физическое и психическое истощение которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации, то есть в стрессе. А в работе и жизни педагога стрессовых ситуаций более чем достаточно. Поэтому сегодня мы попробуем научиться справляться с негативными эмоциями, уметь расслабляться, общаться и взаимодействовать друг с другом, а самое главное получать позитивный заряд бодрости.
Педагог-психолог: Что же такое Эмоциональное выгорание?
Ответы педагогов: (например: это физическое и психическое истощение возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми и т.д.)
Педагог-психолог: Да, Верно. Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Педагог-психолог: Какие основные признаки эмоционального выгорания педагога?
Педагог-психолог: Основными признаками эмоционального выгорания являются: усталость; бессонница; истощение, негативные установки по отношению к людям и работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; нарушения аппетита; негативная самооценка; усиление агрессивности и пассивности; чувство вины и т.д.
Педагог-психолог: В этот весенний еще не совсем теплый день, я предлагаю вам вспомнить о лете и отправиться в путешествие, чтобы провести время вместе в волшебной стране. В этой замечательной стране все любят, понимают друг друга, и все делают вместе. А путешествовать мы отправимся на большом воздушном шаре. Я - штурман, а вы пассажиры. Не задерживаемся - все, кто получил приглашения, проходим на воздушный шар. (педагогам раздаются приглашения в виде бейджиков с изображением картинки цветка со словамим: «Все будет Хорошо, ты только в это верь!. Участники встают в круг. Звучит песня «На большом воздушном шаре» (автор Егор Солодовников.) Итак, полетели! Пока мы с вами в пути, давайте немного поиграем.
1. Упражнение «Воздушный комплемент»
Педагог-психолог: УВ. педагоги! Предлагаю передать шарик соседу и сказать ему что нибудь приятное.
Например: Вы потрясающе выглядите и т.д.
2. Упражнение «Непослушные шарики»
Педагог-психолог: А сейчас встанем в круг и возьмемся за руки. Вам понадобятся воздушные шары. Я буду бросать в круг воздушные шарики. Ваша задача – не дать шарикам упасть или вылететь из круга, но при этом нельзя расцеплять руки.
3. Упражнение «Разминка»
Педагог-психолог: Коллеги, предлагаю эффективные экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.)
- Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
- Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
- Эффективным средством снятия напряжения является техника дыхания: закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
Презентация: (Картинка волшебной страны)
Педагог-психолог: А сейчас представьте себе: Мы с вами прилетели в волшебную страну. Нам нужно добраться до лесной поляны. А чтобы нам не потеряться, давайте встанем поближе друг к другу и, словно гусеничка, пойдем на поляну все вместе.
4. Игра «Гусеница»
Педагог-психолог: Все участники будут одной большой гусеницей и будут вместе передвигаться по комнате. Ваша задача построиться цепочкой, руки положить на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажат воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту: по кругу пройтись, потом по кругу пробежаться. После пробежки нужно отдохнуть, «Гусенице» присесть на корточки. Дальше преодолеть преграды: перешагивать через канат; пройти по тоненькому бревну; обойти все лужи.
Педагог-психолог: Сейчас вся группа вы была одним единым организмом. И если бы хоть один из вас выпал из цепочки, то вся гусеница бы распалась. Вот так и в нашем коллективе, каждый из педагогов важен и ценен как профессионал своего дела.
5. Игра «Медлено и тихо – Быстро и громко»
Педагог-психолог: Предлагаю сесть в круг. С помощью считалки мы выбирем водящего, «Раз два три четыре пять выходи быстрей играть». Водящий выходит из круга и поворачивается к нему спиной. У одного из членов круга спрятан апельсин. Задача водящего – найти этого человека. Как только он заходит в круг, все начинают Медлено и тихо петь закрытым ртом на мелодию какой-то песни (например: Ля-ля-ля-ля…. «Дети маленьких утят»…– А когда водящий ближе к спрятанному предмету петь Быстро и громко с открытым ртом. Когда предмет найден, выбираем нового водящего.
6. Упражнение "Лепка геометрических фигур". Арт-терапия.
Цель: самодиагностика.
Участникам предлагается вылепить одну из предложенных пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – (Педагоги под музыку лепят геометрические фигуры. Звучит музыка «Для творчества»).
Педагог-психолог: После того как педагоги вылепили фигуры, психолог комментирует значение каждой из выбранных геометрических фигур: «А сейчас послушайте характеристику вылепленных вами геометрических фигур:
- ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
- ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
- ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.
- КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
- КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Педагог-психолог: Насколько геометрическая фигура совпала с вашей характеристикой ?Ваш результат был Ожидаемый? Или вы узнали что то новое? : (ответы педагогов).
7. Упражнение «Визуальное расслабление»
Педагог-психолог: (звучит музыка «Шум моря, чайки») Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вам спокойно и хорошо. Вы слушаете шум волн и крики чаек. Вы забываете обо всех своих проблемах и чувствуете себя готовыми к любым трудностям. Вы продолжаете любоваться этой необыкновенной красотой. А теперь сконцентрируйте внимание на вашем сердце, послушайте его биение…….(пауза)
8. Упражнение «Карта моего сердца». Арт-терапия
Педагог-психолог: Я предлагаю вам схематическое изображение сердца с обозначенными линиями на нем. На карте сердце разделено на множество частей. Вы можете написать в каждой части только что-то одно или, наоборот, в одну часть вписать несколько вещей или людей. При этом мы будем пользоваться разными цветами. Особое место в нашем сердце отведено другим людям. Людей, которых вы любите и храните в сердце, впишите красным цветом. Может быть, в вашем сердце хранятся какие-то особые места или воспоминания о них. Например, некоторые люди хранят в сердце дом, в котором они жили в детстве, любимый город, куда они мечтают вернуться, море или горы… Если у вас в сердце есть такие места — впишите их синим цветом. У многих людей есть любимые дела или занятия, которые тоже можно внести на карту своего сердца. Может быть, вы любите рисовать, читать или просто гулять с друзьями. Впишите свои любимые занятия на карту своего сердца зеленым цветом. Наконец, может быть, у вас есть какие-то вещи, предметы, к которым вы привязанны всем сердцем и не мыслите своей жизни без них? Впишите их на карту фиолетовым цветом. Данные надписи могут сопровождаться также рисунками, что позволяет украсить свое сердце и внести в него жизненную энергию. А сейчас давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих.
9. Упражнение «Улыбка»
Педагог-психолог: Упражнение «Улыбка».
С помощью этого упражнения вы сможете эффективно и позитивно воздействовать на себя и окружающих. Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».
Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас.
Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что-то все же «происходит». Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая.
Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше, и готовы приступить к регулярным тренировкам.
Тренировка улыбки.
Суть тренировки заключается в том, что вы учитесь несколько раз в день «держать на лице улыбку» примерно 1 минуту. Это упражнение можно проводить везде, где угодно: в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Интересен следующий эффект, который возникает при этой тренировке. В первые секунды у вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если вы находитесь в раздраженном состоянии. Но примерно через 10 секунд вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.
10. Упражнение Незаконченные предложения «Жил-был педагог»
Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам Упражнение Незаконченные предложения «Жил-был педагог».Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.
- По утрам он просыпался и думал___
- Собираясь на работу, он ___
- Весь рабочий день он мечтал___
- Придя домой, он___
- Засыпая, он думал___
- Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы.
- Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение.
- Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.
11. Упражнение «Слушай других»
Педагог-психолог: Разделитесь на 2 команды. У каждой из команд есть стишок. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить. Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.
Вводный стишок психолога:
На маленькой полянке Стоит зеленый дом, А в доме том зеленом Живет веселый гном. Гном-гном, как тебя зовут?
Стих для команды № 1: Вася! У меня рубашка в клетку! Я пришел к тебе из леса, Чтобы получить конфетку!
Стих для команды № 2: Петя! У меня штаны в горошек! Я пришел к тебе из сказки! Рассказать, что я хороший!
Педагог-психолог: Вопросы для обсуждения игры:
- Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
- Что вы услышали?
- Почему было трудно слушать?
Психолог: Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.
Педагог-психолог: Посмотрите, мы совсем отвлеклись и не заметили, как отошли далеко от своего воздушного шара. И теперь, чтобы вернуться обратно, нам нужно поторопиться, иначе он улетит без нас. Самый короткий путь это через скалу «Ловец благ» постарайтесь найти в ситуациях положительные качества.
12. Упражнение «Скала» «Ловец благ»
Педагог-психолог: Что бы с Вами ни происходило, во всём постарайтесь найти положительные качества. Речь идёт не о самообмане, а о способности во всём научиться видеть положительные стороны.
Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль – воздух становится чище. Поливает всё живое – растительный мир предстаёт перед нами во всей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива. Благодаря дождю Вы сможете заняться насущными домашними делами. Когда идёт дождь, хорошо читается, спится и т.д. Дождь благотворно влияет на качество подземных вод – значит, не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюёт рыба. И ещё кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода.
Педагог-психолог: Все участники становятся в одну шеренгу. Каждый, начиная с конца, должен пройти по узенькой тропе вдоль скалы (шеренги) так, чтобы не упасть в пропасть. Скала помогает тому, кто решит следующие ситуации: постарайтесь найти в ситуации положительные качества:
- Что может быть хорошего в том, что Вы опоздали на автобус?
- Что может положительного в том, что у Вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск?
- Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?
- Какой плюс можно увидеть в том, что педагог вступил в конфликт с родителем?
- Что положительного может быть в том, что у педагога группы натянутые отношения с родителями?
- Что хорошего можно увидеть в постоянных недопониманиях педагога и родителей?
Педагог-психолог: Тот, кто благополучно доберется, становиться первым и превращается в скалу.
Прощание
Педагог-психолог: Вот мы и добрались до места приземления. Вам понравилось на этом острове? Но, к сожалению, нам пора возвращаться домой. А чтобы вам не было очень грустно, я предлагаю взять с этого маленькую частичку летнего тепла и ласки- и мысленно превратиться воздушный шарик.
Релаксация «Воздушный шарик»
Педагог-психолог: Дорогие коллеги я предлагаю вам сейчас превратиться самим в воздушный шарик. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, представьте, что вы шарик, наполненный воздухом – глубоко вдохните воздух я сейчас буду надувать воздушные шары, по мере надувания ваши мышцы напрягаются. Постойте в такой позе, максимально напрягая все мышцы. Затем представьте, что в шарике появилась маленькая дырочка. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, мышцы плеч, корпуса, ног. (Педагоги ложатся на ковер)
Психолог: (Медленно переходит на «Формулу на сегодня» американского психолога Д.Карнеги).
«Формула на сегодня» Д.Карнеги.
(Звучит спокойная музыка. Психолог медленно и спокойно зачитывает формулу).
Психолог:
1. Именно сегодня!
Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.
2. Именно сегодня!
Я позабочусь о своём организме.
3. Именно сегодня!
Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.
4. Именно сегодня!
Я ко всему буду доброжелательно настроен.
5. Именно сегодня!
Я намечу программу своих дел.
6. Именно сегодня!
Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. «У меня все будет здорово! Я все могу! «Все будет Хорошо, ты только в это верь! Итак, ваш лучший день сегодня! Вы счастливы и так будет всегда.
Педагог-психолог: И на этой ноте я хочу закончить сегодняшний наш тренинг!
Педагог-психолог: Давайте повторим все вместе эти волшебные слова: «У меня все будет здорово! Я все могу!». «Все будет Хорошо, ты только в это верь!
Итак, ваш лучший день сегодня! Вы счастливы и так будет всегда.
Рефлексия тренинга
Психолог: - Помог ли вам тренинг снять напряжение и улучшить эмоциональный настрой? Что-то изменилось в вашем ощущении и самочувствии?
Советы психолога:
Педагог-психолог: И в заключение хочу предложить вам Советы психолога:
- «Памятка-рекомендация по профилактике эмоционального выгорания педагога»;
- «Кубик для борьбы со стрессом», который вы самостоятельно уже сделаете дома.
Психолог: Спасибо за совместную работу!