Вступительное слово учителя
Общество состоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушать законы экологии. Его особи наделены разумом, и чем развитее он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях.
Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.
Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «вписывались» в окружающую среду обитания. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что есть? Чем обогреться?) и над сложными (как сохранить природу?). Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Избранные экологи-профессионалы не решают экологических проблем общества, ибо с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от таких контактов не уберечь. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. На иной путь не остаётся времени.
Разрушение природных комплексов нарастает
Для успешного экологического образования и воспитания необходимы по крайнем мере, три условия:
а) готовность общества усвоить экологические идеи и знания;
б) множество учебников и пособий для изучения экологии и достаточно популярный уровень;
в) подготовленность педагогов любой специализации для преподавания экологии и многочисленность экологов в народном образовании страны.
В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных. Такими являются и часть сказок, где действуют персонажи из мира животных и растений, а кроме того, не нарушаются экологические правила. (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но, видимо, не станет есть солёный огурец или пить чай с вареньем)
Немного предыстории создания сказки
Герой народной сказки – Колобок – очень интересный персонаж. Он сделан из теста и заведомо не имеет никаких экологических свойств и специализации. Такому персонажу можно приписывать различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации. Наш Колобок становится членом многих биоценозов и вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. Следовательно, на него воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то её изменяет. Это уже экологический персонаж, поэтому ЭКОЛОБОК.
Первый выпуск
Как и должно быть вначале – он от бабушки и дедушки ушёл и покатился к лесу. Дело происходит зимой. Холодно. Эколобок мёрзнет. В пути он встречает различных зверей, которые успешно преодолевают и имеют специфические адаптации к холоду. Каждый зверь предлагает Эколобку свой способ согреться. Это либо мышечные усилия (бег, ходьба), либо тёплая шуба, а может быть нора или берлога.
Эколобок в силу своей конструкции не может использовать эти советы и ему остаётся вернуться к бабушке и дедушке в тёплый дом. Эта короткая история в картинках показывает ребёнку адаптации к холоду у разных животных.
Вторая и третья истории Эколобка иллюстрируют приспособления животных к снежному покрову. Форма повествования остаётся комиксной.
Второй выпуск
В более тёплый зимний день Эколобок вновь отправляется в лес. Снег в лесу рыхлый, встречая разных животных, Эколобок как они приспособились жить в таком рыхлом снегу.
Он видит, как бегает, не проваливаясь в снег, заяц, как, раздвигая снег перемещается кабан. Он узнает много интересного, знакомится с животными, которые приспособились всю зиму жить под снегом. Сам Эколобок не имеет приспособлений для передвижения в рыхлом снегу и тонет в нём, скатившись с дорожки. Мальчишки спасают его и отвозят на саночках домой.
Третий выпуск
Во второй половине зимы снег подтаивает и покрывается коркой – настом. Эколобок предпринимает очередное путешествие. Теперь он в снег не проваливается и лихо катится по насту, обгоняя даже зайца.
В пути его снова ждут встречи и приключения. Он видит, что одни животные приспособлены к передвижению по насту, а другие – нет. Он говорит с голодной совой, которая ничего не может поймать из-за снежной корки. Он помогает спасти куропаток. Эти птицы вечером легли спать в снегу, а к утру снег покрылся настом, и куропатки не смогли выбраться из своих лунок.
На этих иллюстрациях ребёнок знакомится с многообразием воздействия снежного покрова (а это экологический фактор) на различных животных.
Четвёртый выпуск
Его действие происходит летом. Это лесная прогулка иллюстрирует адаптацию растений и животных к прямому солнечному излучению, к жаре. Эколобок не имеет определённых приспособлений и растрескивается (он же из теста). Многочисленные организмы вокруг показывают ему, как организмы вокруг могут укрыться от палящих лучей солнца, переждать жару, найти прохладное место.
Пятый выпуск
Вторая летняя прогулка Эколобка показывает возможности маскировочной приспособительной окраски и приспособленного поведения различных животных к своим местоположениям. Эколобок катится по лесу и никак не может встретить его обитателей. Между тем, все они видят Эколобка. Множество встречных животных оказывается невидимыми для Эколобка по разным причинам. Гусеница, бабочки, пятиденницы иллюстрирует сухой сучок на ветке, зелёная лягушка сливается по окраске с травой, на которой она сидит.
Мышь при виде, при виде Эколобка, прячется в норку, козодой совершенно неразличим на сосновом обрубке.
Таким образом, похождения Эколобка – это своеобразный учебник по экологии.
Берегите эти земли, эти воды
Даже маленькую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко