Цвет предметный и обмусленный. Контрастность восприятие

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


В своем жизненном опыте человек практически не сталкивается с восприятием чистого цвета, однако, не каждый задумывается об этом.

Процесс обучения живописи базируется на чувственном восприятии окружающей действительности. В отличие от обыденного восприятия, живописное видение характеризуется рядом специфических особенностей. Так в повседневном представлении цвет выступает, прежде всего, как устойчивый признак предмета. Цвет несет человеку информацию об увиденных им предметах или явлениях. Действие любого цвета обусловлено непосредственным физиологическим влиянием на организм, так и вызываемыми ассоциациями этим цветом. Из этого следует, что некоторые цвета возбуждают нервную систему человека, а другие наоборот, успокаивают.

Также в эмоциональном воздействии цветов известную роль играют ассоциации, так, например, голубой цвет ассоциируется с цветом чистого неба, зеленый – с растениями, голубо-зеленый – с водой, оранжевый или красный – с пламенем.Цвета оказывают определенное физиологическое воздействие на человеческий организм. Данные вопросы исследовались еще в глубокой древности учеными. Результатами исследования служили теории, благодаря которым, учение о цвете развивалось и обогащалось научными воззрениями на природу цвета.

Проблематикой цвета в наши дни занимается целый ряд наук и научный дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей стороны. При изучении цвета в живописи нужно опираться на другие науки.

Цветоведение, как основная наука, применяемая в живописи, комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии.

Психология восприятия цвета изучает способность человека воспринимать, идентифицировать, называть цвета, определять их величину, формы и др. Можно сказать, что цветоведение считается частью целостной науки о человеке и в основе организации, которой лежат основы системности и комплексности.

Также в живописи нельзя обойтись без науки, которая называется колористика. Данная наука изучает цвет, включает знания о природе цвета, основных, характеристиках цвета, составных и дополнительных цветах, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета. Важным аспектом является продвижение решений теоретических и прикладных задач цвета, включение в программу целостного исследования человека в системе взаимоотношений с окружающей природой. Однако, проблема цвета имеет не только теоретическое, но и практическое значение в области живописи, с помощью совокупности знаний, полученных при изучении данных наук, художник на практике переносит изображение на холст, увиденное и воспринятое глазами, учитывая законы природы. К примеру, кажется, что для реалистичного изображения следует заранее заготовить краски, передающие собственные цвета всех объектов, встречающихся в изобразительной практике, по мере надобности брать готовые краски и наносить их на картинную плоскость. Однако подобной палитры красок не существует. Цвет, возникающий в результате воздействия на внешний облик предмета, условий освещения влияние светового окружения и прочих факторов, принято называть обусловленным цветом или, как говорят художники, цветом среде.

Необходимо научиться профессионально видеть для живописца означает научиться правильно воспринимать сочетан.

Цвет в живописи. Цветовой круг – это диаграмма, основанная на красном, желтом и синем цветах – традиционная форма цветовой схемы в области искусства. В действительности же, любой цветовой круг, обладающий логически выстроенной системой чистых оттенков, применяется при выполнении живописных работ. При помощи цветового круга в живописи определяют получившийся результат при смешивании красок [1]. Цвет – это свойство предмета вызывать определенное зрительное ощущение в зависимости от световых волн солнечного спектра, которые этот предмет отражает. В солнечном спектре насчитывается семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовы. Дополнительные цвета – это цвета, расположенные друг против друга в цветовом колесе – против теплого цвета ставится холодный; например, красный и зелено-синий.

Также художник должен не забывать о существовании трех базовых цветов: красный, желтый и синий. Это три пигментных цвета, которые не могут быть получены путем смешивания других цветов. Все другие цвета будут результатом смешивания из этих трех оттенков различными комбинациями.

Условия среды и цветовые отношения в живописи. Предметный цвет может изменяться и по оттенку цвета, и по светлоте, и по насыщенности или же по всем трем свойствам одновременно. Такой измененный цвет уже не предметной, обусловлены. Наблюдательный художник, опираясь на свою творческую практику, знает, что цвет предмета крайне изменчив. Цвет, строго говоря, всегда разный. В одном месте изменилось освещение, в другом, играет роль цветовая перспектива, здесь – рефлекс от неба, тут – контраст. Стемнело, и все цвета поменялись в сторону холодных.

Шероховатые и матовые поверхности рассеивает лучи, имеют более мягкие и плавные переходы световых градаций [3].

В свою очередь развитие восприятия осуществляемое походу обучения живописной грамоте, создает основу для творческой интерпретации имеющихся умений, для свободного использования основных изобразительных средств, методов и приемов.

В данной курсовой работе были обозначены поставленные задачи, изучена литература теоретические и практические материалы.

Таким образом можно сделать вывод, что задача поставленная в данном научном исследовании выполнена, рассмотрены основные аспекты восприятия цвета в живописи, изучена константность и аконстантость восприятия.

Список использованных источников

  1. Дмитриев, Н.А Изображение и слово [Текст]: М., Искусство 1980, 145с.
  2. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь, [Текст] М.: Проспект, 2012, 558 с.
  3. Кеменов, В.С. Академия художеств СССР [Текст]: Л., Аврора, 1982. 438с.