«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Ж.Ж.Руссо
Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Это совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения, цель которого - не только оберегать здоровье учащегося и учителей от неблагоприятных факторов образовательной среды, но и способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Каковы же принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий?
Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей.
Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер педпроцесса. Включение школьника в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие же разрушительно для здоровья. Возможности для решения творческих задач в учебном процессе достигается через использование активных форм и методов обучения.
Наряду с учётом индивидуальных особенностей учащихся, необходимым является формирования у учащихся интереса к изучению английского языка, мотивацию к познанию, тренировать познавательную активность, развивать коммуникативные навыки.
Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперёд, он с интересом занимается этим, охотнее изучает предмет.
В методике обучения иностранному языку понятие «метод» имеет два значения: метод как методическая система или принципиальное направление в обучении предмету в конкретный исторический период развития науки и метод как путь и способ достижения определенной цели в преподавании и учении.
На современном этапе можно утверждать, что методы есть совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом.
При отборе современных методов обучения (способов, приемов, форм обучения) необходимо учитывать ниже перечисленные критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, ощущения и чувства, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые и творческие способности;
- активизировать учащегося, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознать, что изучение языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
- учить учащегося работать самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциальных возможностей - следовательно, обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
- предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность, творчество.
Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, необходимо помнить, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.
К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой. Считаю, что наряду с учётом индивидуальных особенностей учащегося необходимым является формирование у него интереса к изучению английского языка, мотивации к познанию, тренировке познавательной активности, развитие коммуникативных навыков.
Чтобы уроки не были однообразными и учащиеся могли творчески самовыражаться я применяю разнообразные методы и приемы. Для этого я использую:
- информации из разных источников;
- красочные картины;
- групповые работы;
- дискуссии;
- ролевые игры;
- тексты, разделенные на части для сборки по смыслу;
- а также вопросы по заданной теме, над которыми учащиеся думают с удовольствием; чем привлекаю их интересы к языку.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Таким образом, от правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность учащихся, улучшают психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции детей.
Литература
- Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
- Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни/ Предисл. Н.А.Агаджанян. - М.: RETORIKA-A, 2001. - 560 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., АРКТИ, 2003. - 121 с.