Открытое занятие «Масленица»

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: Масленица, аппликация


Цель:

  • Формировать представление о народном празднике Масленица, традициях и забавах.
  • Развивать навыки работы с цветной бумагой, подручным материалом.
  • Формировать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать чувство любви к родной природе, интерес к народным праздникам.
  • Способствовать развитию самостоятельности во время творческой деятельности.

Задачи:

  • интегрированные: обобщить и систематизировать представление детей о Масленице, развивать коммуникативные навыки, умение общаться со сверстниками, совершенствовать творческое, логическое мышление, фантазию детей, воспитывать старание, усидчивость, сообразительность;
  • развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать логические умения, развивать познавательный интерес к окружающему миру природы, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление; закреплять умение работать с ножницами; закреплять навыки разрезания бумаги по намеченным линиям; закреплять умение аккуратно работать с клеем; закреплять умение составлять целый предмет из частей; развивать умение дополнять образ деталями.
  • образовательные: систематизировать знания детей о Масленице, отвечать на вопросы в процессе беседы, активизировать словарь по данной теме, формировать грамматически правильную речь;
  • воспитательные: воспитывать культуру ведения диалога, умение внимательно слушать собеседника, не перебивать, усидчивость;
  • коррекционные: развивать зрительное восприятие сюжетных изображений.

Предварительная работа: чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок о Масленице, просмотр презентации о Масленице.

Оборудование: иллюстрации, проектор, компьютер.

Раздаточный материал:

  • вырезанные круги жёлтой бумаги (по 2 на каждого ребенка);
  • разлинованные листы красной, жёлтой бумаги;
  • клей; ножницы;
  • подложки для работы;
  • глазки солнца;
  • фломастеры;
  • деревянная палочка.

Методы: исследовательский (решение задач творческого уровня), игровые методы, самостоятельной работы.

Формы работы: речевое общение.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие с вами, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им улыбку! И так же с улыбкой продолжим наше занятие.

Воспитатель:

Становись в хоровод! (Дети становятся в круг и берутся за руки)
Будем веселиться! (Спокойным шагом идут по кругу).
Будем вместе все в кругу
Весело кружится! (Дети кружатся на месте сначала в одну, затем в другую сторону)

В этом году в конце февраля, начале марта мы прощаемся с зимой и готовимся к встрече весны. Именно в этот период и отмечают праздник Масленицы.

- А что же делают на Масленицу? Кто расскажет? (Возможные ответы детей: поют песни, танцуют, пекут блины, водят хоровод)

Масленица – это один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. А в конце недели сжигают чучело из соломы – Зиму. Так вот провожают зиму. А как позвать тогда весну?

Правильно! Поют различные заклички!

И тут же вспомним с вами, какую закличку мы знаем!

Физкультминутка «Весеннее солнышко»

- Солнце, солнце, выходи! (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)
- И всю землю освети! (Идут по кругу, взявшись за руки)
- Чтоб весна скорей настала. (Останавливаются и опускают руки вниз)
- Чтобы нам теплее стало. (Перекрещивают руки га груди и трут плечи)
-Чтобы капли звонко пели. (Движение кистей рук, имитирующее падение капель)
- Чтоб весной ручьи звенели. (Волнообразно двигают руками перед грудью «ручей»)
- Чтоб цветочки распускались. (Поднимают руки над головой, делают бутон)
- С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
- Солнце, солнце, землю грей! Пусть весна придет скорей! (Хлопают в ладоши на каждое слово)

Воспитатель: А теперь расходимся по своим местам.

Вы же знаете, ребята, когда солнце светит, то все вокруг становится более веселым, все радуются, настроение становится праздничным. И мы с вами сегодня подготовимся к празднику. Каждый сделает себе Масленичное солнышко. Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места.

У вас лежат два желтых круга, разлинованные листы жёлтой, оранжевой бумаги.

Из кружков мы с вами сделаем солнышко, а из цветной бумаги лучики.

Кто расскажет, почему именно эти цвета мы выбрали для солнца?

(Ответы детей: потому что это цвета солнышка)

Перед работой нам необходимо размять свои пальчики и подготовить их к работе пальчиковой гимнастикой:

- Месим тесто (руками имитируем процесс вымешивания теста)
- Тесто мнём, мнём, мнём! (сжимаем и разжимаем руки в кулачки одновременно и поочередно)
- Тесто жмём, жмём, жмём!
- Пироги мы испечем! (как будто лепим снежки)

Воспитатель: Теперь наши ручки готовы к работе. Мы с вами берем цветные листы с намеченными линиями и разрезаем по линиям, это у нас лучи солнца. Складываем полоски пополам, но сгиб полос заглаживать не надо. Наклеиваем лучи с обратной стороны первого круга и приклеиваем на другую сторону диска второй жёлтый круг. Фломастерами рисуем солнцу глазки и приклеиваем, приклеиваем палочку-ручку!

И вот готово наше солнышко на Масленицу!

- А теперь, давайте, ребята, проводим Масленицу и покажем ей наши солнышки! Все хором!

- Ты прощай, прощай. Наша Масленица.
- Ты прощай, прощай. Наша широкая.
- Ты пришла с добром. Со блинами, пирогами, да с оладьями.
- Мы катаемся с горы, от зари и до зари.
А сегодня в воскресенье, наше кончилось веселье.
Прощай, прощай, наша Масленица!

- Наше занятие подошло к концу. Давайте ребята встанем и скажем нашим гостям до свидания!

Самоанализ проведенного занятия

Открытое занятие «Масленица» - было проведено в группе 3 класса, в котором обучаются 12 детей с легкой степенью умственной отсталости. Дети подвижные, многие гиперактивные, но есть и с осложненными дефектами, обладающие заторможенностью или, наоборот элементами агрессивного поведения, некоторые дети педагогически запущены. Цель: расширить и закрепить знания и представления учащихся о традициях народа, о Масленице. Задачи систематизировать знания о Масленице, активизировать словарный запас на эту тему, закрепить умение работать в коллективе, умение слушать, усидчивость, научить глубже и ярче чувствовать традиции народа, родной земли.

Занятие состояло из трех частей: организационный момент, где была обозначена тема, основное занятие по актуализации опорных знаний, подведение итогов и рефлексия. При организации занятий использовались технологии: гуманно-личностная, игровая, технологии совместной деятельности, здоровьясбережения. В ходе занятия использованы следующие методы: беседа, объяснение, чтение, наглядный, практический – показ способов действия, контроль и самоконтроль, формирование личностных результатов, организация деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Все дети активно участвовали в подготовке занятия, проявили заинтересованность, говорили свои точки зрения, а так же проявили творчество, создавая аппликацию.

Так же учтены такие особенности детей, как непосредственность, общительность, любознательность.

Для занятия были созданы все условия: психологический настрой и полный контакт, обеспечение необходимыми материалами. Проветрено и хорошо освещено помещение в классе.

Оборудование: компьютер, проектор, бумажные заготовки, клей, ножницы, иллюстрации. Изменений или отклонений от конспекта не было. Установленные задачи были полностью решены. Последовало дальнейшее развитие продуктивной мотивации к реализации потенциала детей, высокий настрой и активность детей сохранены до конца занятия.

Цель занятия достигнута.