Развитие коммуникативных умений дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью

Разделы: Логопедия

Класс: д/с


Из всех …знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке.
В.И.Чернышёв

Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу, находит отражение в реализации ФГОС и в работе учителя-логопеда, направленной «на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Что такое коммуникация? Коммуникация – это процесс передачи информации и эмоций от одного человека или группы к другому человеку или группе людей. Говоря простыми словами, коммуникация – это общение. Без общения невозможно полноценное взаимодействие людей. Мы живём в обществе, поэтому развитые коммуникативные навыки очень важны. Ребёнок с раннего возраста учится взаимодействовать с окружающими его людьми, получать и передавать информацию. От уровня развития коммуникативных способностей зависит уровень дальнейшей социализации малыша в дошкольном учреждении, а затем и в школе.

Одной из проблем, встающих перед детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хоть потребность в общении и выражена очень ярко, дети часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу. В связи с этим актуально использование в работе средств и методов, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. В педагогике термин "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.

Зачастую совместная деятельность детей может носить и примитивный характер, бывает плохо развита, соответственно и общение будет таким же: кроме того, оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, например в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со взрослыми.

Главной деятельностью дошкольника является игра. Неотъемлемая часть игры – игрушка. Игрушка – наиболее подходящее средство в процессе формирования коммуникативных умений. Само содержание учебного материала и методики его преподавания детям должны опираться на имеющиеся у них потребности в общении, в игре, в движении и в продуктивных видах деятельности. Игрушка является самым подходящим средством обучения и воспитания. В логопедической работе используют различные методы: практические, наглядные и словесные.

Практические методы – это упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Особенности использования словесных методов определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами и этапом коррекционного воздействия. В работе с дошкольниками словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа и чтение.

Работа по формированию коммуникативных умений может осуществляться как на специально организованных занятиях, так и вне их (на прогулке, во время режимных процессов и т.д.). Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступны детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Важно, что педагог должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи других, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих.

Список литературы

  1. Дьяченко, В.Ю. Развитие речи / В.Ю. Дьяченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Мишнева Т.В. Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников // Справочник педагога психолога / Детский сад. – 2012. - №4 – с.40-46.
  3. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»/ Нищева Н.В.
  4. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, редакторы: Алмазова А.А., Селиверстов В.И., Москва, 2011.