Задержка речевого развития - распространенная проблема среди детей младшего возраста, особенно дошкольного. Она может возникнуть по разным причинам, таким как генетика, факторы окружающей среды или нарушения развития. Раннее выявление и вмешательство имеют решающее значение для того, чтобы дети с задержкой речевого развития получали помощь, необходимую им для эффективного общения.
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
- аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
- отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
- неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
- отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
- неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
- полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
- преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Родителю или воспитателю важно знать о признаках задержки речевого развития. К ним могут относиться трудности с формированием слов или предложений, ограниченный словарный запас, склонность к повторению слов или фраз, а также трудности с пониманием и выполнением инструкций. Если вы заметили у своего ребенка какие-либо из этих признаков, важно обратиться к специалисту.
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
- Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
- Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т.п.
- Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Коррекция ЗРР у малышей
Способы коррекции и лечения задержки речевого развития зависят от причины, по которой произошло нарушение, и устанавливаются специалистами после диагностических обследований. В некоторых случаях врачами назначается медикаментозное лечение, массажи. Мы же в общих чертах расскажем Вам о том, как помочь ребенку научиться говорить в домашних условиях. Эти занятия станут хорошим дополнением к работе со специалистами.
Речевое общение с близкими людьми. Общение ведет за собой развитие. Совместные игры со взрослыми, эмоциональная близость – это то, без чего невозможно гармоничное развитие крохи. Старайтесь чаще задавать малышу вопросы, подталкивать к диалогу и совместному исследованию мира.
- Изучение окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты.
- Развитие слухового восприятия. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку. Примером упражнения из данной категории является игра «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
- Дыхательные упражнения. Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов. Подробнее о дыхательных упражнениях Вы можете почитать в одной из наших предыдущих статей.
- Артикуляционная гимнастика. Речевая, или артикуляционная гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться произносить звуки правильно.
- Пальчиковые игры – это уникальный способ развития крохи. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.
- Развитие мелкой моторики: игры с водой и сыпучими материалами, лепка, аппликация, рисование, шнуровки и многое другое. Подбирайте игры, которые нравятся именно Вашему ребенку, ведь удовольствие от процесса также играет немаловажную роль в развитии крохи.
Упражнения и задания для детей с ЗРР должны быть интересными для ребенка, направленными на всестороннее и полноценное развитие (речевое, двигательное, социальное, познавательное), с задействованием всех сенсорных систем.
1. «Угости куклу и мишку яблоками» [1]
Задачи: учить сортировать предметы по одному из признаков (цвету- желтые и красные мячи (яблоки); продолжать знакомить детей с цветом предметов, расширять их чувственный опыт, организуя занятия с красными и желтыми мячами; учить действовать совместно со взрослыми (принимать помощь), стимулировать желание действовать по образцу.
«Дай кукле такое яблоко, желтое», «Дай мишке вот такое яблоко, красное», «Это такое яблоко? Найди такое же, вот оно такое, красное».
2. «Яблоки на дереве» [1]
Задачи: знакомить детей с приемами работы с краской: использовать штампы для составления следов; закреплять навыки аккуратной работы с материалами; учить детей любоваться полученным результатом.
Дети оставляют отпечатки штампа на нарисованном (или приклеенном) дереве.
3. «Будем печь пироги для куклы» [2]
Задачи: учить детей лепить из песка, с помощью формочек по подражанию действиям взрослых, развивать мелкую моторику, пополнять пассивный и активный словарь.
Необходим совочек и формочка. Предлагается ребенку копать песок, затем сажать рядом куклу. Достаем формочку и говорим: «Будем печь пироги кукле!». Делаем пироги, сопровождая разными междометиями. «Вот какой пирожок получился!».
Можно покормить куклу, предложить пирожок, проиграть сценку.
4. «Баран»
Задачи: развивать «щипковый захват», пополнять пассивный и активный словарь.
Берем вату и заворачиваем в нее барана, делаем для него шубу. Педагог рассказывает: «Это баран Петя. У него шуба. Снимай её». Ребенок отщипывает кусочек ваты и сдувает ее. Игра продолжается пока на баране не останется ваты.
5. «Снежинки»
Необходима бумага, вата. С детьми делаем снежинки, рвем бумагу, вату и сдуваем с ладошки. Сопровождается игра междометиями (Ух, Ого, Вау, Ура, Дуй сюда и т.д).
6. «Спасатели»
Задача: Для игры также потребуются игрушки простой слоговой структуры. Эти игрушки мы клеим на скотч. «Кто-то попал в беду! Помогай! Спаси животных!». Снимая игрушки, ребенок также называет, обращает внимание на тех, кого нашли.
Таким образом, из всего вышеописанного следует сделать закономерный вывод, что задержка речевого развития это сложная, многогранная и порой весьма трудно выявляемая патология, характеризующаяся стойким недоразвитием речевой функции, при сохранном интеллекте, слухе и зрении. Вся коррекционная деятельность должна соответствовать возрастным нормам, степени тяжести и течения патологии, весь методический и дидактический материал должен быть подобран исходя из типа задержки речевого развития, а также сопутствующих патологий.