Раздел: «Святые земли русской – Кирилл и Мефодий»
Цель урока: создание условий для духовно-нравственного развития детей посредством знакомства с образцами древнейших славянских азбук.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
- Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой творческой задачи.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Познавательные:
- Обогащение первоначальных знаний о святых древней Руси (святых равноапостольных княгини Ольги, князя Владимира, Кирилле и Мефодии), образцах древнейших славянских азбук (глаголице и кириллице); развитие логических действий смыслового анализа, сравнения и обобщения учебного материала.
Коммуникативные:
- Развитие коммуникативной и лингвистической компетенции.
Предметные:
- Формирование представления о роли русского языка в становлении российского государства, в культуре и искусстве.
Задачи урока учебного курса ОРКСЭ (ОПК):
- Формирование представлений о значимых событиях в жизни Церкви, о почитании святых и сущности святости.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Образовательные технологии, используемые на уроке:
- Проблемная, интегрированная, игровая, ИКТ, технология коммуникативно-деятельностного обучения.
Основные методы обучения:
- Метод стимулирования и мотивации, проблемный метод, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод смыслового чтения, метод соучастия.
1. Мотивационный этап (5 минут)
Организационный момент
1 слайд
Музыкальное приветствие (исполняют стоя фрагмент песни А.Ермолова «Здравствуй, утро!»)
Здравствуй, утро! Здравствуй, солнце!
Здравствуй, здравствуй, новый день!
К нам сегодня не вернётся,
Не вернётся грусть и лень!
Здравствуй, утро! — это значит:
Мы готовы к чудесам!
Здравствуй, новая удача!
Ветра нашим парусам!
Здравствуй, новая удача!
Ветра нашим парусам!
Здравствуйте, ребята!
Я очень рада нашей встрече, садитесь!
У меня в руках древний свиток. Давайте развернём его и вместе прочитаем.
2 слайд
«Зашифрованное послание потомкам»
Ребята, как вы понимание значение этих слов?
Ответы детей
3 слайд
Давайте посмотрим на экран
Послание - письмо, письменное обращение.
Потомки - люди будущих поколений, молодое поколение.
Зашифрованное послание - информация, представленная в форме, скрытой от тех, кто не имеет ключа для ее расшифровки.
4 слайд
А теперь перейдём к содержанию послания. Читаем вместе:
«Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»
Проблемный вопрос
Кто знаком с этим посланием и знает от кого оно к нам дошло?
Ответы детей
Определение темы, цели урока
Ребята, о чём мы будем говорить?
Придумайте тему нашего урока.
Ответы детей
5 слайд
Тема нашего урока «Зашифрованное послание потомкам».
В чём заключается шифр данного послания, от кого мы его получили?
Ответы детей
Это и будет целью нашего урока
2. Процессуальный этап (30 минут)
Актуализация знаний (10 минут)
6 слайд (звучит мелодия на гуслях)
Давайте вспомним материал прошлых уроков и перенесёмся во времена Древней Руси.
Ещё с VI–VII веков территорию современной России стали заселять наши предки – восточные славяне. Они жили разрозненными племенами и были язычниками.
Вспомните и скажите, кто такие язычники?
Ответы детей
7 слайд
Язычники – люди, верующие в духов леса и воды.
Но на смену язычеству приходит новая религия.
Какая религия?
Ответы детей: христианская.
8 слайд
Христианство перенимается от Византийской империи, которая располагалась на территории современной Турции, Греции, Балканского полуострова, а также части Ближнего Востока и Северной Африки с 4 по 15 века. Столица империи город Константинополь.
Какой правитель Руси 10 века, желая объединить разрозненные племена славян в единое государство, принял христианство и крестил Русь?
Ответы детей: князь Владимир
9 слайд
В каком году происходит Крещение Руси?
Ответы детей: в 988 году.
10–11 слайды
В начале своего правления с 978 года от Рождества Христова внук княгини Ольги – князь Владимир, был язычником с суровым нравом. Но после принятия христианской веры князь стал добрым и милостивым, старался жить по совести, помогая бедным.
12 слайд
Княгиня Ольга и князь Владимир были причислены к лику святых за их вклад в распространение христианства на Руси. Ольга первой приняла христианство и активно способствовала его распространению, а Владимир крестил Русь, сделав христианство государственной религией.
Кого называют святыми людьми?
Ответы детей
13 слайд
Святой - человек, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
14 слайд
С приходом христианской религии постепенно уходят языческие традиции. Жизнь людей приобретает принципы единства, милосердия и любви к ближнему. Крепнет власть князя, повышается международный авторитет Руси. Происходит рассвет новых видов искусств. Посмотрите на слайд-подсказку и назовите их.
15 слайд (звучит византийское песнопение «Богородице Дево, радуйся)
Ответы детей: архитектура (зодчество), иконопись, мозаика, духовная (церковная) музыка.
С тех пор прошло много времени. Очень многое до наших дней не сохранилось. Но мы всё же знаем, что это быль, а не сказки.
16 слайд
Как наши предки донесли потомкам свою историю и мудрость?
Ответы детей: устное народное творчество, письменность, книгопечатание.
17 слайд
Первичное закрепление знаний (10 минут)
Новая религия несла не только культуру, но и просвещение. Однако все книги о христианстве, включая главную книгу Библию, были написаны на чужих и непонятных языках.
18 слайд
Более 1000 лет назад духовный подвиг во имя Бога совершили два брата монаха из греческого города Солунь – Кирилл и Мефодий.
19 слайд
Именно им мы обязаны появлению славянских азбук Глаголицы и Кириллицы, развитию грамотности на Руси, а вместе с тем и распространению христианской веры.
Но каким образом эти факты связаны с зашифрованным посланием? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём викторину, которая поможет нам во многом разобраться.
Викторина
20 слайд
Какой алфавит взят за основу славянской азбуки?
- Латинский алфавит
- Греческий алфавит
- Арабский алфавит
21 слайд
Славянская письменность имела две азбуки. Какая из этих азбук лежит в основе русского алфавита?
- Глаголица
- Кириллица (названа в честь Кирилла)
22 слайд
Сколько букв насчитывала славянская азбука кириллица?
- 43
- 48
- 33
23 слайд
Сколько букв в современном русском алфавите?
- 40
- 33
- 46
24 слайд
Перед вами два алфавита: современный и кириллица. В чём их отличия?
Ответы детей: разное количество букв, они читаются и пишутся по-разному.
25 слайд
Кириллица была создана для религиозных и образовательных целей. В этой древней азбуке каждая буква имеет своё название, которое является словом, а не просто звуком или знаком.
26 слайд
Например, первая буква кириллицы называется «Аз», что в переводе с церковнославянского означает «я». Вторая буква – «Буки», что означает «буквы» или «знаки». Третья – «Веди», что значит «ведать», «знать». Таким образом, первые три буквы алфавита, «Аз, Буки, Веди», можно понимать как фразу «Я, буквы, знаю».
27 слайд
Посмотрите на наше зашифрованное послание, ничего общего не заметили?
Ответы детей
Если продолжить расшифровывать кириллицу на современный язык, исключая некоторые символы, то получится текст нашего послания. Давайте ещё раз его вместе прочитаем.
28 слайд
Вскоре после своей смерти Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. В Русской Православной Церкви их память чествуется с XI века.
29 слайд
С 1991 года 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. В Москве этот праздник проходит на Славянской площади у памятника свв. равноапп. Кириллу и Мефодию. В их честь звучат хвалебные гимны.
Вокально-хоровая деятельность (10 минут)
30 слайд
В русской духовной культуре есть достойные образцы гимнов, прославляющих свв. равноапп. Кирилла и Мефодия. Русские композиторы П.И.Чайковский, А.П.Бородин, В.И.Галавач в своих гимнах прославляли подвиг свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности.
31 слайд
Давайте прослушаем «Гимн Святым Кириллу и Мефодию» 1885 года. Автор слов Михаил Павлович Розенгейм (19 век), музыка Войтеха Ивановича Галавача (19-20 века).
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Разучивание Гимна (1 куплет)
32 слайд
3. Домашнее задание (2 минуты)
Сочините своё обращение к потомкам, оформите его в оригинальном виде.
4. Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты)
33 слайд
Ребята, наш урок получился не только музыкальным, но и затронул темы других учебных предметов. Каких?
Ответы детей: история, ОРКСЭ, русский язык
Буква к букве – будет слово
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Закончим урок игрой «Подбери слово». Ещё раз вернёмся к посланию, используя карточки у вас на парте, подберём нужные слова или словосочетания.
34 слайд
«Я знаю буквы: письмо — это … (достояние). Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — … (постигайте мироздание)! Несите слово убеждённо:… (знание) — дар Божий! Дерзайте, вникайте, … (чтобы сущего свет постичь)!»
Спасибо за урок!