Занятие по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Буратино в гостях у ребят». Тема: «Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов»

Разделы: Русский язык

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение грамоте, старшая группа


Цель: ознакомление с элементами грамматического строя речи.

Задачи:

  • формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;
  • побуждать детей отгадывать загадки и давать ответ-отгадку;
  • упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;
  • развивать внимание, глазомер, мелкую моторику;
  • воспитывать аккуратность, усидчивость, стремление довести начатое до конца.

Оборудование: персонаж Буратино, книга-сундучок с заданиями и «золотыми» ключиками – наградой за выполненные задания, образцы к картинкам-пазлам из 10 частей, которые необходимо собрать, пейзаж «Осень», трафареты ключика с образцом штриховки, простые карандаши.

Образовательная деятельность

Ход занятия

1. Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы не одни. К нам пришли гости, которым дружно скажем:

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Но здесь не только гости! К нам ещё пришёл сказочный персонаж, которого вы угадаете, послушав загадку:

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?.. (Буратино)

(Воспитатель на доске открывает персонаж)

Посмотрите, ребята, Буратино принёс с собой книгу-сундучок с заданиями, с которыми сам он не справился. Поможем ему?

Дети. Да!

Воспитатель. А за каждое правильно выполненное задание Буратино будет давать вам «золотой» ключик.

2. Основная часть

1. Гимнастика для ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто..?

Воспитатель. Первое задание – назвать подходящее слово, поймав мяч, и вернуть его мне обратно. Правило игры: думать и отвечать быстро.

(Ребёнок подбирает к глаголу подходящее имя существительное. Опорные слова представлены по количеству детей)

мурлычет - кот

каркает - ворона

лает - собака

пищит - цыплёнок

мычит — корова

чирикает - воробей

жужжит - жук

кукует - кукушка

шипит - змея 

поет - птица

ревет - медведь

квакает - лягушка

воет - волк

крякает - утка

фыркает - ёж

хрюкает – свинья

тяфкает - лиса

рычит - тигр

Буратино очень рад, что вы правильно подобрали слова, и за это дает вам первый «золотой» ключик.

3. Рассказ воспитателя

Воспитатель. Второе задание – прослушать рассказ и ответить на вопросы. Слушайте внимательно.

«Лена любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом - нет ее подружек! Лена начала громко звать подруг: «Ма-ша! Са-ша! Та-ня! На-дя!». Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы:

  1. Как девочка звала своих подруг? (громко)
  2. Называла ли она сразу целое имя (слово) или произносила его по частям? (по частям)
  3. Почему девочка звала именно так своих подруг? (так лучше слышно).

Вывод: слово можно разделить на части, например: Ма-ша, Са-ша, Та-ня.

А как можно узнать, на сколько частей (слогов) делится слово?

  1. Можно хлопать руками: хлопаем в ладоши: (ру-ка, ру-ки);
  2. Можно топать ногами: топаем: (но-га, но-ги);
  3. Можно считать, сколько раз открылся рот: наблюдаем за тем, сколько раз открывается рот: (ма-ма), (па-па);
  4. Можно следить за этим с помощью руки, подставленной к подбородку: (ла-па), (ро-за).

(Дети пробуют считать слоги в словах разными способами и объясняют, какой способ им понравился больше и почему)

Буратино рад, что вы правильно проговорили все слова, и за это дарит вам второй «золотой» ключик.

4. Физкультминутка «Буратино»

Воспитатель. Теперь небольшая разминка.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Буратино потянулся, -потянуться
Раз нагнулся, -влево
Два нагнулся, -вправо
Три нагнулся. -вперёд
Руки в стороны развёл, -развести руки в стороны
Ключик, видно, не нашёл, -пожать плечами
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. -приподняться на носочки

5. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?»

Воспитатель. Третье задание – отгадать загадки и определить, сколько частей (слогов) в слове-отгадке. Необходимо собрать картинку из полосок по порядку от 1 до 10, и тогда мы даже увидим правильный ответ на загадку.

(Работа по группам из 5-6 человек. Дети складывают картинку-отгадку из 10 частей-полосок, сбоку которых напечатаны цифры; определяют, у какой группы детей на картинке подходящее к загадке изображение; делят слово-отгадку на части (слоги), прохлопывая количество частей (слогов).

А теперь подходите к своим столам, собираете картинку и показываете мне готовность.

У кого картинка-отгадка к первой загадке?

Пушистая серая вата плывёт куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Ту-ча)

(Воспитатель вывешивает картинку-образец на доску)

Давайте разделим слово-отгадку на части (слоги) и прохлопаем количество частей (слогов). Ту-ча. Сколько слогов?

Дети. (прохлопывая) Два слога.

Воспитатель. У кого картинка-отгадка ко второй загадке?

Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (Ве-тер)

(Воспитатель вывешивает картинку-образец на доску)

Давайте разделим слово-отгадку на части (слоги) и прохлопаем количество частей (слогов). Ве-тер. Сколько слогов?

Дети. (прохлопывая) Два слога.

Воспитатель. У кого картинка-отгадка к третьей загадке?

Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю — только хуже,
Потому что всюду — лужи! (Дож-дик)

(Воспитатель вывешивает картинку-образец на доску)

Давайте разделим слово-отгадку на части (слоги) и прохлопаем количество частей (слогов). Дож-дик. Сколько слогов?

Дети. (прохлопывая) Два слога.

Воспитатель. У кого картинка-отгадка к четвёртой загадке?

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (Лу-жи)

(Воспитатель вывешивает картинку-образец на доску)

Давайте разделим слово-отгадку на части (слоги) и прохлопаем количество частей (слогов). Лу-жи. Сколько слогов?

Дети. (прохлопывая) Два слога.

Воспитатель. Буратино рад, что вы правильно проговорили все слова, и за это дарит вам третий «золотой» ключик.

А теперь рассаживайтесь, пожалуйста, на стульчики перед картиной, и давайте отгадаем все вместе последнюю загадку.

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (Осень)

6. Составление рассказа на определённую тему с использованием опорных слов и графических схем предложений

Воспитатель. Четвёртое задание - посмотреть внимательно на картину и сказать, что изображено на ней?

Дети. Осень.

Составим рассказ о том, что мы видим. Как мы его назовём? («Осень»)

Используем схемы, по которым видно, сколько слов должно быть в каждом предложении.

Наступила

1. _______   _______.

Сколько слов должно быть в первом предложении? (два)

Наступила что? (осень).

Опадают

2. _______   _______.

Какое второе слово во втором предложении? Опадают что? (листья).

Дует

3. _______   _______   ______.

Сколько слов должно быть в третьем предложении? (три)

Какие? (сильный) (ветер).

Идёт

4. _______   _______   _______.

Какое второе и третье слово в четвёртом предложении? (холодный) (дождь).

Буратино рад, что вы правильно составили предложения, и за это дарит вам четвёртый «золотой" ключик.

7. Игровое упражнение «Золотые ключики»

Воспитатель. Ребята, кому не достался Золотой ключик в сказке Алексея Толстого?

Дети. Карабасу Барабасу, лисе Алисе, коту Базилио.

Воспитатель. Давайте нарисуем для них ключики и отправим им. Пусть они тоже порадуются.

Будьте, дети, так добры,
Тихо сядьте за столы.

Заштрихуем изображение ключика по образцу (штриховка горизонтальная по клетчатой разметке).

(Выполненные задания положить в конверт.)

Буратино рад, что вы справились с заданием, и за это дарит вам пятый «золотой» ключик.

8. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель. Ребята, вам понравилось выполнять задания Буратино? Сколько ключиков вы получили?

(Воспитатель собирает с доски ключики, считая количество, и убирает их в книгу-сундучок).

Какое задание понравилось больше всего?

Буратино очень рад, что вы выполнили все задания! Он постарается многому научиться, чтобы быть похожим на вас. Положим в его книгу-сундучок ключики для лисы и кота.

Ой! Посмотрите! Бумажные ключики превратились в конфеты ириски «Золотой ключик»!

Я обязательно вам их раздам, а сейчас давайте поблагодарим наших гостей за внимание и угостим их «Золотыми ключиками»!