В современных условиях научно-технического прогресса проблема здоровья учащихся приобретает немаловажное значение. Мы должны определиться, что для нас важнее: здоровье, вверенных нам детей, или обучение. Конечно, и то, и другое. В результате своей педагогической и практической деятельности в области хореографии все более убеждаюсь, в том, что танцевальное искусство не только духовно обогащает, воспитывает художественно-эстетические чувства, но и благотворно влияет на физическое, нравственное и психическое состояние детей.
Обратившись к опыту работы в области арт-терапии*, изучив методику танцевально-двигательной терапии таких танцевальных педагогов как: Н.Оганесян, Т.Шкурко, Л.Раздрокина, мною разработаны танцевально-игровые тренинги, которые способствуют проявлению позитивных чувств у обучающихся, способности управлять своими эмоциями, дают возможность творческому самовыражению и служат задачам физеологического воспитания, а значит - и сохранению, и укреплению здоровья наших детей.
*Арт-терапия – метод выявления и решения психологических проблем с помощью искусства.
Ребятам очень нравятся эти тренинги, что подтверждается результатами анкетирования учащихся школы. И то, что такие тренинги имеют действительно «терапевтический эффект»* или так называемый лечебный эффект, очевидно. Это проявляется в первую очередь в положительном разрешении самых разнообразных проблем как психологического, так и другого характера.
Танцевально-игровой тренинг – форма проведения занятий (как правило – это разминка), в основе которых лежит комплекс танцевальных игр и упражнений, объединенных общей темой. То есть в основе тренинга, естественно, лежат игра и движение- универсальные средства развития ребенка с младенческого и до старшего школьного возраста.
Среди двигательных функций человека особое значение имеет координация движений: нервная, мышечная, двигательная. Движение, организованное музыкальным ритмом, и танец (танцевальная игра), обогащенный эстетическим содержанием, удваивают свои оздоровительные возможности. Отсюда и происходит давнее использование танца как средства традиционной медицины.
Предложенные ниже танцы, танцевальные игры и схемы расположения участников являются лишь небольшой частью тех упражнений, которые используются в танцевально-игровых тренингах. Большинство из них придуманы мной, другие сконструированы на основе уже известных танцевальных игр.
* Термин «терапевтический эффект» принадлежит опытному педагогу, режиссеру, хореографу Ларисе Раздрокиной, которая успешно работает в современном направлении - психологии танца (танцтерапии).
Структура проведения танцевально-игрового тренинга (ТИТ):
- Подготовительная часть – разминочный блок (ритмическая гимнастика + упражнения на перестроение в пространстве). Цель: разогреть тело и разбудить эмоции.
- Основная часть – тематическая игра (комплекс танцевальных игр и упражнений, объединенных общим сюжетом), танцевальная импровизация.
- Заключительная часть – релаксация (статистическая: лежа на спине, сидя в удобной позе; динамическая: упражнения на напряжение - расслабление, спокойное движение в пространстве).
Удачно подобранное музыкальное сопровождение – залог эффективности проведения такого занятия и разносторонности его воздействия на детей. «Музыка входит в самые укромные уголки нашей души, передавая грусть и веселье, заставляя думать, мечтать…. Музыка владеет нашими чувствами, и мы с радостью отдаемся ее власти….» (Б.А. Покровский). Это высказывание маэстро еще раз подтверждает истину, что музыкальное оформление занятий очень важный момент в развитии у учащихся эстетических навыков, осознанного отношения к музыке, умения слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Ритм и музыка в танцевально-игровом тренинге играют главную вспомогательную роль в развитии и раскрытии чувств, они стимулируют фантазию и воображение, создают настроение и придают танцевальным движениям темп, силу, динамику.
МЕДИАТИВНАЯ |
СОВРЕМЕННАЯ |
инструментальная, звуки природы: шум моря, пение птиц… |
стиль модерн, джаз, диско, рок-н-рол, латина, рок, поп, брейк, реп…. |
МУЗЫКАв танцевально-игровом тренинге
КЛАССИЧЕСКАЯ |
ШЛЯГЕРЫ |
НАРОДНАЯ |
шедевры классической музыки, классика в современной обработке, современные инструментальные композиции |
|
национальные мелодии в инструментальной обработке (русские, восточные, африканские, латино-американские и др. |
Однако нельзя забывать и о том, что программа занятий ТИТ не может представлять собой строгий сценарий, это лишь план, включающий набор танцевальных игр и упражнений, объединенных определенными связками согласно выбранной теме. Поэтому программа занятий порой носит вариативный характер, в ходе проведения которых в зависимости от обстоятельств возможно:
- отступление от плана;
- сокращение или продление отдельных фрагментов;
- изменение условий отдельной игры или упражнения.
Приемы танцевально-игрового тренинга в сочетании с танцевальным содержанием вызывают интерес обучающихся, их сопереживание общему делу, стремление к достижению успеха, формируют адекватную самооценку, а также способствуют формированию навыков коллективной работы, взаимопонимания, сотрудничества.
Танцевально-игровой тренинг создает благоприятные условия и для поддержания и налаживания отношений, и для раскрепощения и самовыражения, пробуждения положительных эмоций, снятия напряжения, улучшения координации движений, обретения уверенности в себе, повышения собственной самооценки. А все это и есть составляющие здоровья.
Ученые доказали, что под воздействием танцевальных движений в организме человека вырабатываются особые гормоны – эндорфины, которые влияют на формирование хорошего настроения, положительных эмоций, вызывая ощущение уверенности в себе.
Исходя из собственного опыта танцевального педагога, все больше и больше убеждаюсь, что сам по себе танец – это уже оздоровление. Танец совершенствует двигательные навыки, вырабатывает умение владеть телом, укрепляет мышцы, влияет на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывает красивую осанку, способность легко управлять своим телом.
Танцуйте на здоровье!