На уроках по композиции ребята овладевают основами художественной грамоты, учатся умело использовать средства художественной выразительности (форму и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линию, объем, фактуру материала, ритм, композицию) в своей творческой деятельности.
Изображение фигуры человека. Главная задача — развить «чувство» силуэта и больших форм, от которого зависит выразительность, как общей композиции, так и изображенных персонажей и предметов.
Овладение силуэтностью изображения достигается средствами аппликации из черной бумаги вырезанием и наклейкой на белый фон. Здесь применяется чистый силуэт.
Возраст детей 12–13 лет.
Работы выполняются как коллективные (декорационно-конструкторские разработки или декоративное панно), так и индивидуальные.
В конце работы над темой идет обсуждение готовых композиций. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Итогом является выставка работ в классе или выставочном зале школы.
На уроках композиции формируется интерес учащихся к искусству и стремление к самостоятельному изучению его.
На уроках создаются условия для простора фантазии (просмотр слайдов и видеофильмов, выставки детских рисунков по теме, показ работ художников, чтение отрывков из литературных произведений, ролевые игры, прослушивание музыкальных произведений по теме).
Тематика чередуется с целью развития изобразительной деятельности учащихся (станковая композиция, декоративной (коллаж, флористика и т.д.) и конструкторской (бумажная пластика, оригами, изготовление декораций, бутафорская практика).
Практикуется ряд форм внеаудиторной работы, которые дают дополнительные знания и впечатления, помогают развитию художественно – образного мышления. Среди них:
- посещение выставок;
- посещение театра;
- просмотр кино и видеофильмов по изучаемой теме.
Данная методическая разработка по композиции может быть использована на уроках изобразительного искусства в 6-ом классе общеобразовательной школы.
Основными целями являются:
Образовательная
- Использование учащимися на практике новой графической техники “Силуэт”, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра, закона исторической правдивости).
Развивающая
- Знакомство с историей появления новой техники “Силуэт”, знакомство с именами художников, работавших и работающими в этой технике (Ф.Толстой, Е.Круглякова, Г.Нарбут, Н.Ильин) и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией. Линейно-пятновой портрет, силуэты работы Н.Ильиной “Пушкин и няня”, Г.Нарбут. ИКрылов. Иллюстрация для титульного разворота, черная бабочка, белая бабочка, цветная бабочка, стайка бабочек, силуэтные иллюстрации из басни Крылова: “Ворона и лисица”,“Свинья под дубом”, “Лиса и виноград”.
Воспитательная
- Воспитание почтительного отношения к русской культуре на примере творчества А.С.Пушкина, её гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.
Вся работа над тематической композицией делится на 4 составляющие:
- Вводное занятие, включающее в себя беседу учителя с учениками на заданную тему, объяснение нового материала, отгадывание кроссвордов, решение проблемных вопросов по составлению композиций в заданной технике силуэта. Здесь используются дифференцированный подход к изучаемой теме: учащиеся делятся на 2 группы. Перед каждой подгруппой ставятся свои задачи по осмыслению новой темы. – 1 час.
- Работа над эскизами.
- Индивидуальная работа с каждым учеником в отдельности.
- Обсуждение типичных ошибок, удачных приемов и находок в составлении эскизов.
- Выбор из 2–3 сделанных эскизов наиболее удачного, увеличение его в размере и перенесение на чистовой лист.
- Подготовка материалов и принадлежностей для работы над силуэтной композицией. Размер работ формат А4 и А3. - 2 часа
3. Работа над чистовым вариантом (индивидуальная работа с каждым учеником)
- вырезание из черной бумаги и наклейкой на белый фон;
- обобщение работы;
- изготовление паспорта для силуэта (оформление работы) - 4 часа
4. Обсуждение работ учащихся, подготовка к выставке. – 1 час
- Работа учеников над тематической композицией предшествовал период интенсивного погружения учащихся в тему. Ребятам было дано домашнее задание еще раз внимательно перечитать произведения А.С.Пушкина, и басни Крылова: “Ворона и лисица”,“Свинья под дубом”, “Лиса и виноград” и выделить для себя наиболее понравившиеся фрагменты для их иллюстрации
- Просмотр кинофильма “Барышня-крестьянка” с целью изучения быта, нравов, костюмов пушкинской эпохи. После просмотра учащиеся делают небольшие зарисовки персонажей и костюмов в свои блокноты.
План урока по теме "Силуэт" (выразительные средства графики)
Цель: дать представление о силуэте как виде изобразительной деятельности – графики.
Задачи:
Обучающая: развивать представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы силуэта;
- Познакомить детей с созданием образа человека в искусстве, используя понятие «силуэт».
- способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству;
- Формирование навыка работы по созданию выразительности силуэта, используя черную бумагу.
- воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов.
Оборудование:
- Для учителя: Линейно-пятновой портрет, силуэты работы Н.Ильиной “Пушкин и няня”, Г.Нарбут. ИКрылов. Иллюстрация для титульного разворота, черная бабочка, белая бабочка, цветная бабочка, стайка бабочек, силуэтные иллюстрации из басни Крылова: “Ворона и лисица”,“Свинья под дубом”, “Лиса и виноград”.
- Для учащихся: альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги, карандаш, ножницы, клей, ластик, кисточка, ветошь.
План урока.
- Организационное начало урока.
- Определение темы урока.
- Беседа о силуэте.
- Объяснение учебного задания.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Описание хода урока
В наслаждении красотой есть элемент
наслаждения мышлением.
/Аристотель/
Схема доски

Ход урока
1. Организационное начало урока
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Настраивайтесь на рабочий лад. Мы начинаем урок.
2. Определение темы урока
- Дорогие ребята, сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.
- Посмотрите на доску и скажите, чем отличаются картины от тех, которые я держу в руках?
- Может кто-то знает, как называются картины, в которых все изображения представлены в виде чёрных теней?
- Такие изображения называют силуэтами. Эти работы выполняют художники-графики. Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней.
- А где вам могут пригодиться знания о силуэте? (Научатся рисовать картины в виде силуэта, создавать теневой театр.)
3. Рассказ о новой технике
На доске учитель записывает слово “Силуэт”.
Учитель: Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.
Силуэт – графическая техника, она двухцветная (подходит к стенду, где вывешены работы – силуэты)
- Силуэты могут быть не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне.
- Рассмотрим следующий сюжет композиции.
Великий поэт Александр Пушкин читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.

- Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.
- А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?
- За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне. Значит зима, поздний вечер.
- Репродукции с портретами А.С.Пушкина.

- А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.
- Перед вами силуэт фигуры великого баснописца Ивана Крылова.

Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.
- Какое время года?
- Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.

- Ребята, скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова?
- Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Георгий Нарбут для книги басен Крылова.
- Что изображено на ней черными силуэтами, а что - белыми?
- Да, это тени, падающие от предметов и фигур.
- Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?
- Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?
- Верно. Тени удлиняются и сужаются.
- Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.
- Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.
Отметим еще одну особенность силуэта.
- Прилетела черная бабочка на белое поле.

- Прилетела белая бабочка и села на черное поле.

- Прилетела третья бабочка – разноцветная.

- Чем её крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?
- У цветной бабочки крылья внутри проработаны - тут и прожилки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается. Поэтому он воспринимается как пятно.- Вот целая стайка бабочек.

Издали они выглядят чёрными пятнышками.
- Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.
И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.
- Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?
- Откуда произошло это слово, расскажет нам один из учеников.
Историческая справка (рассказ ученика)
Искусство силуэта было известно еще в глубокой древности. Греческая легенда рассказывает о том, что возникновением своим оно обязано дочери Дибатада, которая обвела на стене своего дома тень своего возлюбленного. Многие греческие вазы украшены черными профильными фигурами.
В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию.
Название свое силуэт получил в XVIII веке от фамилии Этьенна Силуэта – генерального контролера финансов при дворе Людовика ХV.
Э. Силуэт, старясь поправить расстроенные в то время финансовые дела Франции, провел реформы и даже предположил сократить расходы короля. За что, он вынужден был уйти в отставку. Говорили, что единственным утешением для него осталось вырезать из бумаги черные фигурки, которые иронично стали называть силуэтами.
Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.
Сообщение учителя: У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо.
Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»). В XIX веке популярностью в России пользовались силуэты Ф.Толстого (на стенде “Улица провинциального города”).
Черные фигурки привлекали и советских художников. Известны прекрасные работы Г.И.Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С.Кругликовой (“Репин на выставке “мир искусства”), и Н.В.Ильина (“Зимний вечер”) – о Пушкине).
Многие художники – графики продолжают и в настоящее время с успехом применять силуэт при оформлении книг.
В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена - портрет.
- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?
- Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.
4. Объяснение учебного задания
- И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя. Это могут быть как животные, так и люди.
- Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.
Выполнение задания:
- Извлеките лист из альбома, отложите его.
- На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисуйте сказочного героя в профиль.
- Вырежьте его по контуру.
- Красиво расположите на белом листе изображение, полученное из черного прямоугольника.
- Наклейте его. Тогда получится черный силуэт на белом фоне.
- Есть ли ко мне какие вопросы?
5. Самостоятельная работа учащихся
- Приступаем к работе.
Во время работы учащихся:
1. Физкультминутка:
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Вот летит ракета ввысь.
2. Оказывать индивидуальную помощь.
3. Следить за правильным выполнением последовательности работы.
6. Итог урока
(Работы учащихся выставляются у доски)
- Давайте проанализируем ваши рисунки. Попробуйте это сделать сначала самостоятельно. При анализе отмечайте наиболее выразительные силуэты.
7. Рефлексия
- У каждого из вас на партах есть квадратики трёх цветов: красного, жёлтого, зелёного. Как вы оцените данный урок?
- Если вам понравился сегодняшний урок, вас заинтересовала тема, вид деятельности, поднимите зелёный квадратик.
- Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите красный квадратик.
- Если вы не определились с ответом или вам всё равно, поднимите жёлтый квадратик.
- Спасибо. Урок окончен. Не забудьте убрать рабочие места.