Методическая разработка по изобразительному искусству. Тема: “Знакомство с графической техникой “Силуэт”. 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


На уроках по композиции ребята овладевают основами художественной грамоты, учатся умело использовать средства художественной выразительности (форму и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линию, объем, фактуру материала, ритм, композицию) в своей творческой деятельности.

Изображение фигуры человека. Главная задача — развить «чувство» силуэта и больших форм, от которого зависит выразительность, как общей композиции, так и изображенных персонажей и предметов.

Овладение силуэтностью изображения достигается средствами аппликации из черной бумаги вырезанием и наклейкой на белый фон. Здесь применяется чистый силуэт.

Возраст детей 12–13 лет.

Работы выполняются как коллективные (декорационно-конструкторские разработки или декоративное панно), так и индивидуальные.

В конце работы над темой идет обсуждение готовых композиций. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Итогом является выставка работ в классе или выставочном зале школы.

На уроках композиции формируется интерес учащихся к искусству и стремление к самостоятельному изучению его.

На уроках создаются условия для простора фантазии (просмотр слайдов и видеофильмов, выставки детских рисунков по теме, показ работ художников, чтение отрывков из литературных произведений, ролевые игры, прослушивание музыкальных произведений по теме).

Тематика чередуется с целью развития изобразительной деятельности учащихся (станковая композиция, декоративной (коллаж, флористика и т.д.) и конструкторской (бумажная пластика, оригами, изготовление декораций, бутафорская практика).

Практикуется ряд форм внеаудиторной работы, которые дают дополнительные знания и впечатления, помогают развитию художественно – образного мышления. Среди них:

  • посещение выставок;
  • посещение театра;
  • просмотр кино и видеофильмов по изучаемой теме.

Данная методическая разработка по композиции может быть использована на уроках изобразительного искусства в 6-ом классе общеобразовательной школы.

Основными целями являются:

Образовательная

  • Использование учащимися на практике новой графической техники “Силуэт”, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра, закона исторической правдивости).

Развивающая

  • Знакомство с историей появления новой техники “Силуэт”, знакомство с именами художников, работавших и работающими в этой технике (Ф.Толстой, Е.Круглякова, Г.Нарбут, Н.Ильин) и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией. Линейно-пятновой портрет, силуэты работы Н.Ильиной “Пушкин и няня”, Г.Нарбут. ИКрылов. Иллюстрация для титульного разворота, черная бабочка, белая бабочка, цветная бабочка, стайка бабочек, силуэтные иллюстрации из басни Крылова: “Ворона и лисица”,“Свинья под дубом”, “Лиса и виноград”.

Воспитательная

  • Воспитание почтительного отношения к русской культуре на примере творчества А.С.Пушкина, её гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

Вся работа над тематической композицией делится на 4 составляющие:

  1. Вводное занятие, включающее в себя беседу учителя с учениками на заданную тему, объяснение нового материала, отгадывание кроссвордов, решение проблемных вопросов по составлению композиций в заданной технике силуэта. Здесь используются дифференцированный подход к изучаемой теме: учащиеся делятся на 2 группы. Перед каждой подгруппой ставятся свои задачи по осмыслению новой темы. – 1 час.
  2. Работа над эскизами.
  • Индивидуальная работа с каждым учеником в отдельности.
  • Обсуждение типичных ошибок, удачных приемов и находок в составлении эскизов.
  • Выбор из 2–3 сделанных эскизов наиболее удачного, увеличение его в размере и перенесение на чистовой лист.
  • Подготовка материалов и принадлежностей для работы над силуэтной композицией. Размер работ формат А4 и А3. - 2 часа

3. Работа над чистовым вариантом (индивидуальная работа с каждым учеником)

  • вырезание из черной бумаги и наклейкой на белый фон;
  • обобщение работы;
  • изготовление паспорта для силуэта (оформление работы) - 4 часа

4. Обсуждение работ учащихся, подготовка к выставке. – 1 час

  • Работа учеников над тематической композицией предшествовал период интенсивного погружения учащихся в тему. Ребятам было дано домашнее задание еще раз внимательно перечитать произведения А.С.Пушкина, и басни Крылова: “Ворона и лисица”,“Свинья под дубом”, “Лиса и виноград” и выделить для себя наиболее понравившиеся фрагменты для их иллюстрации
  • Просмотр кинофильма “Барышня-крестьянка” с целью изучения быта, нравов, костюмов пушкинской эпохи. После просмотра учащиеся делают небольшие зарисовки персонажей и костюмов в свои блокноты.

План урока по теме "Силуэт" (выразительные средства графики)

Цель: дать представление о силуэте как виде изобразительной деятельности – графики.

Задачи:

Обучающая: развивать представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы силуэта;

  • Познакомить детей с созданием образа человека в искусстве, используя понятие «силуэт».
  • способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству;
  • Формирование навыка работы по созданию выразительности силуэта, используя черную бумагу.
  • воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов.

Оборудование:

  • Для учителя: Линейно-пятновой портрет, силуэты работы Н.Ильиной “Пушкин и няня”, Г.Нарбут. ИКрылов. Иллюстрация для титульного разворота, черная бабочка, белая бабочка, цветная бабочка, стайка бабочек, силуэтные иллюстрации из басни Крылова: “Ворона и лисица”,“Свинья под дубом”, “Лиса и виноград”.
  • Для учащихся: альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги, карандаш, ножницы, клей, ластик, кисточка, ветошь.

План урока.

  1. Организационное начало урока.
  2. Определение темы урока.
  3. Беседа о силуэте.
  4. Объяснение учебного задания.
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Итог урока.
  7. Рефлексия.

Описание хода урока

В наслаждении красотой есть элемент
наслаждения мышлением.
/Аристотель/

Схема доски

Ход урока

1. Организационное начало урока

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Настраивайтесь на рабочий лад. Мы начинаем урок.

2. Определение темы урока

- Дорогие ребята, сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.

- Посмотрите на доску и скажите, чем отличаются картины от тех, которые я держу в руках?

- Может кто-то знает, как называются картины, в которых все изображения представлены в виде чёрных теней?

- Такие изображения называют силуэтами. Эти работы выполняют художники-графики. Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней.

- А где вам могут пригодиться знания о силуэте? (Научатся рисовать картины в виде силуэта, создавать теневой театр.)

3. Рассказ о новой технике

На доске учитель записывает слово “Силуэт”.

Учитель: Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.

Силуэт – графическая техника, она двухцветная (подходит к стенду, где вывешены работы – силуэты)

- Силуэты могут быть не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне.

- Рассмотрим следующий сюжет композиции.

Великий поэт Александр Пушкин читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.

- Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.

- А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?

- За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне. Значит зима, поздний вечер.

- Репродукции с портретами А.С.Пушкина.

- А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.

- Перед вами силуэт фигуры великого баснописца Ивана Крылова.

Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.

- Какое время года?

- Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.

- Ребята, скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова?

- Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Георгий Нарбут для книги басен Крылова.

- Что изображено на ней черными силуэтами, а что - белыми?

- Да, это тени, падающие от предметов и фигур.

- Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?

- Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?

- Верно. Тени удлиняются и сужаются.

- Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.

- Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.

Отметим еще одну особенность силуэта.

- Прилетела черная бабочка на белое поле.

- Прилетела белая бабочка и села на черное поле.

- Прилетела третья бабочка – разноцветная.

- Чем её крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?

- У цветной бабочки крылья внутри проработаны - тут и прожилки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается. Поэтому он воспринимается как пятно.

- Вот целая стайка бабочек.

Издали они выглядят чёрными пятнышками.

- Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.

И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

- Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?

- Откуда произошло это слово, расскажет нам один из учеников.

Историческая справка (рассказ ученика)

Искусство силуэта было известно еще в глубокой древности. Греческая легенда рассказывает о том, что возникновением своим оно обязано дочери Дибатада, которая обвела на стене своего дома тень своего возлюбленного. Многие греческие вазы украшены черными профильными фигурами.

В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию.

Название свое силуэт получил в XVIII веке от фамилии Этьенна Силуэта – генерального контролера финансов при дворе Людовика ХV.

Э. Силуэт, старясь поправить расстроенные в то время финансовые дела Франции, провел реформы и даже предположил сократить расходы короля. За что, он вынужден был уйти в отставку. Говорили, что единственным утешением для него осталось вырезать из бумаги черные фигурки, которые иронично стали называть силуэтами.

Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.

Сообщение учителя: У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо.

Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»). В XIX веке популярностью в России пользовались силуэты Ф.Толстого (на стенде “Улица провинциального города”).

Черные фигурки привлекали и советских художников. Известны прекрасные работы Г.И.Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С.Кругликовой (“Репин на выставке “мир искусства”), и Н.В.Ильина (“Зимний вечер”) – о Пушкине).

Многие художники – графики продолжают и в настоящее время с успехом применять силуэт при оформлении книг.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена - портрет.

- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?

- Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.

4. Объяснение учебного задания

- И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя. Это могут быть как животные, так и люди.

- Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.

Выполнение задания:

  1. Извлеките лист из альбома, отложите его.
  2. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисуйте сказочного героя в профиль.
  3. Вырежьте его по контуру.
  4. Красиво расположите на белом листе изображение, полученное из черного прямоугольника.
  5. Наклейте его. Тогда получится черный силуэт на белом фоне.

- Есть ли ко мне какие вопросы?

5. Самостоятельная работа учащихся

- Приступаем к работе.

Во время работы учащихся:

1. Физкультминутка:

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Вот летит ракета ввысь.

2. Оказывать индивидуальную помощь.

3. Следить за правильным выполнением последовательности работы.

6. Итог урока

(Работы учащихся выставляются у доски)

- Давайте проанализируем ваши рисунки. Попробуйте это сделать сначала самостоятельно. При анализе отмечайте наиболее выразительные силуэты.

7. Рефлексия

- У каждого из вас на партах есть квадратики трёх цветов: красного, жёлтого, зелёного. Как вы оцените данный урок?

  1. Если вам понравился сегодняшний урок, вас заинтересовала тема, вид деятельности, поднимите зелёный квадратик.
  2. Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите красный квадратик.
  3. Если вы не определились с ответом или вам всё равно, поднимите жёлтый квадратик.

- Спасибо. Урок окончен. Не забудьте убрать рабочие места.