Цель: дать понимание исторического значения воссоединения Крыма и Севастополя и сформировать патриотическое чувство сопричастности к событию.
Задачи:
- Формирование уважения к историческому наследию и памятным датам России.
- Популяризация культурных и природных достопримечательностей Крыма и Севастополя
- Расширение представлений о событиях, связанных с вхождением Крыма в состав Российской Федерации
- Воспитание патриотизма и любви к своей стране.
Основные смыслы:
- Подписание договора о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации – важнейшее событие современной истории.
- История Артека – это история страны.
- Биография выдающегося ученого, нашего земляка артековца Афанасия Акимовича Макарова.
- Артек чтит традиции и идет в ногу со временем.
- Артек – уникальное пространство дружбы,
Продолжительность занятия: 30 минут.
Партнер занятия: Международный детский центр «Артек».
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентации, интерактивных заданий.
Комплект материалов: сценарий; методические рекомендации; презентация; комплект видеороликов с сайта «Разговоры о важном»; дополнительные материалы; интерактивные задания.
Формирующие ценности:
- историческая память;
- преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа.
Занятие предполагает использование видеофрагментов, иллюстративного ряда, интерактивных форм заданий; включает в себя анализ информации, групповую работу с текстами стихотворений, создание ассоциативного ряда.
Часть 1. Мотивационная. Введение
Учитель начинает занятие с просмотра мотивационного видеоролика, посвященного событию, организует беседу по содержанию видеоролика.
Основные смыслы: вхождение Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации – это восстановление исторической справедливости. Где находится Крым? Крым и Севастополь – сокровищница культурных и природных богатств России. Международному детскому центру «Артек» 100 лет.
Формы работы: просмотр видеоролика-анонса; беседа, игра.
Приемы работы:
- рассказ о воссоединении Крыма и Севастополя с Российской Федерацией и Международном детском центре «Артек»;
- вопросы, стимулирующие анализ информации, представленной в словесном, образном, в явном и неявном виде;
- моделирование в игровой форме карты Черного моря.
Часть 2. Основная
Раскрытие основной темы занятия – раскрытие основной темы занятия: беседа о важности события, истории Артека; выполнение интерактивных заданий, игра.
Основные смыслы: Артек начинался с четырех палаток на берегу моря и за сто лет превратился в крупнейший центр, «Страну детства». История Артека неразрывно связана с историей нашей страны. Артек - кузница героев. Артековцами были многие наши земляки из Якутии. Основные традиции крепкой дружбы и взаимовыручки.
Формы работы: просмотр и обсуждение презентации, работа с карточками «соответствие».
Приемы работы:
- рассказ о традициях Артека;
- учебный диалог;
- вопросы, подводящие к установлению причинно следственных связей, установление ассоциативного ряда с помощью картинок.
Часть 3. Заключительная
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Основные смыслы: Артек воспитывает настоящих граждан России, прививая важные жизненные ценности.
Приемы работы: интерактивное задание.
Что почитать
- Белоусов Е. Легенды Артека.
- Ефетов М. Письмо на панцире.
- Ильина Е. Медведь-гора.
Сценарий занятия
Часть 1. Мотивационная: введение в тему
Учитель. – Сегодня, как вы уже поняли, мы поговорим об одном уникальном уголке нашей страны, который расположен на самом юге России – в Республике Крым. В марте 2025 года исполняется 11 лет со дня вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Что это значит?
Ответы обучающихся.
Учитель. – История России неразрывно связана с Крымом и Севастополем, это наша общая история, общий русский язык, общая культура. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией – это восстановление исторической справедливости, это возвращение в родную семью.
- Много лет тому назад в городе Севастополь руководил русской эскадрой кораблей непобедимый адмирал Федор Федорович Ушаков. Положи перед собой правую руку, ладошкой вверх. Ладонь будет обозначать Черное море. Оно, примерно, такой же формы.
У края ладони, где большой палец, - берега России. У края ладони, где мизинец, - берега Турции. А где Грузия, от защиты которой Турки велят русским отказаться? Грузия там, где обшлаг рукава.
Чтобы представить, где на Черном море Крым, согни большой палец – получится Крымский полуостров. Он далеко вдается в море. На кончике ногтя большого пальца будет Севастополь - основная стоянка русского флота. Из Севастополя и вышла на поиски врага эскадра Ушакова. (1787-1791)
Учитель: - На этих фото изображены дети – воспитанники Международного детского центра «Артек». В этом году ему исполняется 100 лет! И сегодня наш разговор будет посвящен именно этому событию.
Часть 2. Основная
Раскрытие основной темы занятия – беседа о важности события, истории Артека; выполнение интерактивных заданий, игра.
Учитель: - Одним из настоящих сокровищ Крыма и всей России является Международный детский центр «Артек».
Примерные вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, зачем нужен был такой лагерь, как Артек?
- Что делали ребята в лагере?
- Кому давали путевку в такой лагерь?
Ответы обучающихся
Учитель:- В лагере сформировался особый артековский дух, здесь ребята учились жить в дружбе и сотрудничестве, учились оказывать помощь тем, кто в ней нуждался. Учитель организует просмотр и обсуждение презентации о выдающемся ученом Якутии А.А.Макарове.
Примерные вопросы для обсуждения:
- О чем вспоминают те, кто был воспитанником Артека?
- Согласны ли вы с тем, что Артек оказал влияние на их жизнь?
- О каком человеке вы узнали? Назовите имя нашего земляка, одним из первых посетившего Артек.
- Какой вклад в образование и развитие науки сделал Афанасий Акимович?
- Какие качества характера он проявил на фронте?
Учитель: - Помните, мы с вами много говорили о традициях? Как вы думаете, в Артеке за 100 лет появились свои традиции?
Ответы обучающихся.
Учитель: Конечно! В Артеке сложилось множество традиций, которые берегут и передают из поколения в поколение. Давайте посмотрим еще один видеоролик и узнаем, какой путь прошел Артек от тех четырех брезентовых палаток, в которых жили первые артековцы, до наших дней, и каковы его самые важные традиции.
Учитель: - С первых лет своего существования Артек принимал ребят, которые, несмотря на свой юный возраст, смогли отличиться в разных хороших делах и принести пользу своей стране. В Артеке побывали Барасби Хамгоков, юный джигит из Кабардино-Балкарии, вырастивший лошадей для Красной армии; пионер-герой Володя Дубинин. воспитанницей Артека и юная актриса кино Гуля Королёва.
Учитель: Наверное, вы обратили внимание на очень важное: в Артеке дети учатся быть нужными людям, своей стране, миру. Ребята, а у вас есть желание поехать в Артек? Как вы поняли, что для этого нужно сделать? Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Учитель: Артеку 100 лет, Он нужен России, потому что учит крепкой дружбе и воспитывает настоящих граждан своей страны.
Учитель организует выполнение интерактивного задания «Соответствия» (раздаточный материал к занятию).
Комментарии к занятию. Методические материалы
Представленный сценарий является одним из вариантов проведения внеурочного занятия по теме «День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека» и служит реализации задач формирования патриотического воспитания младщих школьников.
Само понятие патриотического восходит своими корнями в глубь веков и является производным слова “патрос” - отец. Что такое Родина? Нет, это не просто твой дом или кусок земли, на котором ты родился. Родина-это единство. В годы Великой Отечественной Войны все народы, и чеченцы, и татары.. проливали кровь за свою страну. Чувство Родины - это чувство родства с духовной основой, связующей народ из толпы в единое целое.
Таким образом, патриотизм — это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Однако, могут ли нравственные установки быть продиктованы, навязаны педагогом ребенку? Управление деятельностью – это не указы учителя. Ценностные ориентиры «работают» только тогда, когда они станут для личности глубоко внутренними, собственными ценностями.
Представленный педагогический опыт работы базируется на принципах личностно-ориентированного образования, при котором содержание занятий станет близким и понятным ребенку младшего школьного возраста, не будет являться формальным и излишне нравоучительным. Патриотическое воспитание будет опираться на создание личностного пространства школьника, соотношение с его духовным миром, жизненными планами, ценностными ориентациями.
Методический замысел состоит в определении интерактивной формы проведения занятия, организации коммуникации, мгновенной обратной связи и взаимодействия, использования игровых технологий, создание инструментов вовлечения в деятельность. На занятии используется эффективный прием моделирования карты Крыма. В процессе развертывания темы дети работают с карточками и выполняют задания на листах соответствия.
По выбору учителя задания с карточками могут быть предложены в разных вариантах:
- Дети находят и показывают заранее вырезанные карточки в процессе беседы на протяжении всего занятия;
- Дети делают маршрут по карточкам в виде стрелок и запоминают событие, формируют ассоциацию;
- Данное дидактическое пособие используется на этапе рефлексии, тогда будет предложено запомнить картинки и их расположение. Затем обучающиеся должны перевернуть лист и воспроизвести подписи, которые были у картинок.
Содержание учебного занятия дополнено историческим материалом исторического характера. Дети знакомятся с биографией выдающегося ученого, нашего земляка Афанасия Акимовича Макарова, который за отличную учебу был награжден путевкой в Артек в 1939 г.
В своей работе я пытаюсь научить и побудить учащихся размышлять, сотрудничать, слушать, слышать, понимать, жалеть, сопереживать, верить, мечтать, ощущать единение, гордиться. Главная педагогическая задача – воспитать достойных граждан нашей страны. Научить любить свою школу, родной край, свою Родину.
Используемые ресурсы