Методическая разработка "День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание

Класс: 2


Цель: дать понимание исторического значения воссоединения Крыма и Севастополя и сформировать патриотическое чувство сопричастности к событию.

Задачи:

  • Формирование уважения к историческому наследию и памятным датам России.
  • Популяризация культурных и природных достопримечательностей Крыма и Севастополя
  • Расширение представлений о событиях, связанных с вхождением Крыма в состав Российской Федерации
  • Воспитание патриотизма и любви к своей стране.

Основные смыслы:

  • Подписание договора о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации – важнейшее событие современной истории.
  • История Артека – это история страны.
  • Биография выдающегося ученого, нашего земляка артековца Афанасия Акимовича Макарова.
  • Артек чтит традиции и идет в ногу со временем.
  • Артек – уникальное пространство дружбы,

Продолжительность занятия: 30 минут.

Партнер занятия: Международный детский центр «Артек».

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентации, интерактивных заданий.

Комплект материалов: сценарий; методические рекомендации; презентация; комплект видеороликов с сайта «Разговоры о важном»; дополнительные материалы; интерактивные задания.

Формирующие ценности:

  • историческая память;
  • преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа.

Занятие предполагает использование видеофрагментов, иллюстративного ряда, интерактивных форм заданий; включает в себя анализ информации, групповую работу с текстами стихотворений, создание ассоциативного ряда.

Часть 1. Мотивационная. Введение

Учитель начинает занятие с просмотра мотивационного видеоролика, посвященного событию, организует беседу по содержанию видеоролика.

Основные смыслы: вхождение Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации – это восстановление исторической справедливости. Где находится Крым? Крым и Севастополь – сокровищница культурных и природных богатств России. Международному детскому центру «Артек» 100 лет.

Формы работы: просмотр видеоролика-анонса; беседа, игра.

Приемы работы:

  • рассказ о воссоединении Крыма и Севастополя с Российской Федерацией и Международном детском центре «Артек»;
  • вопросы, стимулирующие анализ информации, представленной в словесном, образном, в явном и неявном виде;
  • моделирование в игровой форме карты Черного моря.

Часть 2. Основная

Раскрытие основной темы занятия – раскрытие основной темы занятия: беседа о важности события, истории Артека; выполнение интерактивных заданий, игра.

Основные смыслы: Артек начинался с четырех палаток на берегу моря и за сто лет превратился в крупнейший центр, «Страну детства». История Артека неразрывно связана с историей нашей страны. Артек - кузница героев. Артековцами были многие наши земляки из Якутии. Основные традиции крепкой дружбы и взаимовыручки.

Формы работы: просмотр и обсуждение презентации, работа с карточками «соответствие».
Приемы работы:

  • рассказ о традициях Артека;
  • учебный диалог;
  • вопросы, подводящие к установлению причинно следственных связей, установление ассоциативного ряда с помощью картинок.

Часть 3. Заключительная

Подведение итогов занятия, рефлексия.

Основные смыслы: Артек воспитывает настоящих граждан России, прививая важные жизненные ценности.

Приемы работы: интерактивное задание.

Что почитать

  1. Белоусов Е. Легенды Артека.
  2. Ефетов М. Письмо на панцире.
  3. Ильина Е. Медведь-гора.

Сценарий занятия

Часть 1. Мотивационная: введение в тему

Учитель. – Сегодня, как вы уже поняли, мы поговорим об одном уникальном уголке нашей страны, который расположен на самом юге России – в Республике Крым. В марте 2025 года исполняется 11 лет со дня вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Что это значит?

Ответы обучающихся.

Учитель. – История России неразрывно связана с Крымом и Севастополем, это наша общая история, общий русский язык, общая культура. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией – это восстановление исторической справедливости, это возвращение в родную семью.

- Много лет тому назад в городе Севастополь руководил русской эскадрой кораблей непобедимый адмирал Федор Федорович Ушаков. Положи перед собой правую руку, ладошкой вверх. Ладонь будет обозначать Черное море. Оно, примерно, такой же формы.

У края ладони, где большой палец, - берега России. У края ладони, где мизинец, - берега Турции. А где Грузия, от защиты которой Турки велят русским отказаться? Грузия там, где обшлаг рукава.

Чтобы представить, где на Черном море Крым, согни большой палец – получится Крымский полуостров. Он далеко вдается в море. На кончике ногтя большого пальца будет Севастополь - основная стоянка русского флота. Из Севастополя и вышла на поиски врага эскадра Ушакова. (1787-1791)

Учитель: - На этих фото изображены дети – воспитанники Международного детского центра «Артек». В этом году ему исполняется 100 лет! И сегодня наш разговор будет посвящен именно этому событию.

Часть 2. Основная

Раскрытие основной темы занятия – беседа о важности события, истории Артека; выполнение интерактивных заданий, игра.

Учитель: - Одним из настоящих сокровищ Крыма и всей России является Международный детский центр «Артек».

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, зачем нужен был такой лагерь, как Артек?
  2. Что делали ребята в лагере?
  3. Кому давали путевку в такой лагерь?

Ответы обучающихся

Учитель:- В лагере сформировался особый артековский дух, здесь ребята учились жить в дружбе и сотрудничестве, учились оказывать помощь тем, кто в ней нуждался. Учитель организует просмотр и обсуждение презентации о выдающемся ученом Якутии А.А.Макарове.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. О чем вспоминают те, кто был воспитанником Артека?
  2. Согласны ли вы с тем, что Артек оказал влияние на их жизнь?
  3. О каком человеке вы узнали? Назовите имя нашего земляка, одним из первых посетившего Артек.
  4. Какой вклад в образование и развитие науки сделал Афанасий Акимович?
  5. Какие качества характера он проявил на фронте?

Учитель: - Помните, мы с вами много говорили о традициях? Как вы думаете, в Артеке за 100 лет появились свои традиции?

Ответы обучающихся.

Учитель: Конечно! В Артеке сложилось множество традиций, которые берегут и передают из поколения в поколение. Давайте посмотрим еще один видеоролик и узнаем, какой путь прошел Артек от тех четырех брезентовых палаток, в которых жили первые артековцы, до наших дней, и каковы его самые важные традиции.

Учитель: - С первых лет своего существования Артек принимал ребят, которые, несмотря на свой юный возраст, смогли отличиться в разных хороших делах и принести пользу своей стране. В Артеке побывали Барасби Хамгоков, юный джигит из Кабардино-Балкарии, вырастивший лошадей для Красной армии; пионер-герой Володя Дубинин. воспитанницей Артека и юная актриса кино Гуля Королёва.

Учитель: Наверное, вы обратили внимание на очень важное: в Артеке дети учатся быть нужными людям, своей стране, миру. Ребята, а у вас есть желание поехать в Артек? Как вы поняли, что для этого нужно сделать? Ответы обучающихся.

Часть 3. Заключительная

Подведение итогов занятия, рефлексия.

Учитель: Артеку 100 лет, Он нужен России, потому что учит крепкой дружбе и воспитывает настоящих граждан своей страны.

Учитель организует выполнение интерактивного задания «Соответствия» (раздаточный материал к занятию).

Комментарии к занятию. Методические материалы

Представленный сценарий является одним из вариантов проведения внеурочного занятия по теме «День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека» и служит реализации задач формирования патриотического воспитания младщих школьников.

Само понятие патриотического восходит своими корнями в глубь веков и является производным слова “патрос” - отец. Что такое Родина? Нет, это не просто твой дом или кусок земли, на котором ты родился. Родина-это единство. В годы Великой Отечественной Войны все народы, и чеченцы, и татары.. проливали кровь за свою страну. Чувство Родины - это чувство родства с духовной основой, связующей народ из толпы в единое целое.

Таким образом, патриотизм — это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Однако, могут ли нравственные установки быть продиктованы, навязаны педагогом ребенку? Управление деятельностью – это не указы учителя. Ценностные ориентиры «работают» только тогда, когда они станут для личности глубоко внутренними, собственными ценностями.

Представленный педагогический опыт работы базируется на принципах личностно-ориентированного образования, при котором содержание занятий станет близким и понятным ребенку младшего школьного возраста, не будет являться формальным и излишне нравоучительным. Патриотическое воспитание будет опираться на создание личностного пространства школьника, соотношение с его духовным миром, жизненными планами, ценностными ориентациями.

Методический замысел состоит в определении интерактивной формы проведения занятия, организации коммуникации, мгновенной обратной связи и взаимодействия, использования игровых технологий, создание инструментов вовлечения в деятельность. На занятии используется эффективный прием моделирования карты Крыма. В процессе развертывания темы дети работают с карточками и выполняют задания на листах соответствия.

По выбору учителя задания с карточками могут быть предложены в разных вариантах:

  1. Дети находят и показывают заранее вырезанные карточки в процессе беседы на протяжении всего занятия;
  2. Дети делают маршрут по карточкам в виде стрелок и запоминают событие, формируют ассоциацию;
  3. Данное дидактическое пособие используется на этапе рефлексии, тогда будет предложено запомнить картинки и их расположение. Затем обучающиеся должны перевернуть лист и воспроизвести подписи, которые были у картинок.

Содержание учебного занятия дополнено историческим материалом исторического характера. Дети знакомятся с биографией выдающегося ученого, нашего земляка Афанасия Акимовича Макарова, который за отличную учебу был награжден путевкой в Артек в 1939 г.

В своей работе я пытаюсь научить и побудить учащихся размышлять, сотрудничать, слушать, слышать, понимать, жалеть, сопереживать, верить, мечтать, ощущать единение, гордиться. Главная педагогическая задача – воспитать достойных граждан нашей страны. Научить любить свою школу, родной край, свою Родину.

Используемые ресурсы

  1. https://russiainphoto.ru/photos/289439/
  2. https://www.mos.ru/news/item/138748073/
  3. https://vov.mos.ru/title