Школа - это, прежде всего книга.
Воспитание – прежде всего слово,
книга и живые человеческие отношения.
В.А.Сухомлинский
Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем, чтение остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. По моему глубокому убеждению, только читающее общество является обществом мыслящим.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Цель встреч в Клубе семейного чтения:
- Возрождение традиции семейного чтения: приобщение детей и родителей к совместному чтению, приращение духовно-нравственных ценностей, развитие творческих способностей
Задачи:
- Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой, добиться взаимопонимания и обретения общих интересов.
- Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного (способности «чувствовать» слово, сопереживать героям, интерпретировать текст, исходя из личного жизненного и читательского опыта, понимать замысел автора и др.).
- Формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей: жизнь человека, честь, достоинство, отчий дом, родители, Родина, родной язык, мировая культура, мир на Земле и другие.
- Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.
- Объединение усилий учителя и семьи в приобщении детей к чтению.
Среди разных технологий, применяемых в современной педагогике, технология смыслового (продуктивного) чтения кажется мне привлекательной по следующим причинам:
- Цель данной технологии – формирование не только читательской, но и коммуникативной компетенции школьника (что является надпредметным результатом)
- Технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты, умения извлекать информацию из текста.
- Данная технология предполагает самостоятельное прочитывание текста (в том числе вслух)
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
- Названию
- Имени автора
- Иллюстрациям (перед текстом)
- Выделенным словам (просмотровое чтение)
- Привлекая предшествующий читательский опыт
Результат — мотивированность чтения.
Так, когда я предложила детям и родителям прочитать сказочную повесть «Цирк в шкатулке» и попросила предположить, о чём это произведение, то услышала: «Наверное, наподобие «Города в табакерке»?, «Да нет, скорее, это об игрушке», «А может, это рассказ о чьём-то сне?». После чтения была возможность убедиться, что предположения были ошибочны, потому что это замечательное произведение о детях из детского дома, о тоске по человеческому теплу, эта книга о нас. Использование приёма антиципации интересно, когда в названии книги употребляются слова в переносном значении: «Как вы думаете, о чём книга «Вафельное сердце» Марии Парр? Еще один вопрос, вызывающий восторг угадывания: «Какой бы вы вопрос задали до чтения? Кому?».
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
- Дети самостоятельно читают текст дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
- Чтение вслух (в рамках данной программы рекомендовано попеременное чтение ребёнком и родителями) в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором.
- Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
- Прогнозировать ответы на эти вопросы
- Проверять свои прогнозы по ходу чтения
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
Иногда неким итогом осмысления (понимание фактуальной, подтекстовой информации) является домашнее задание: составление вопросов для внимательных читателей. В течение встречи звучат вопросы, и обязательно найдётся такой, который поставит в тупик, заставит листать страницы книги и доказывать.
Использование занимательных заданий, таких, как разгадывание зашифрованной фразы (проверка, как внимательно прочитан текст, где говорится об особенностях шифра А.Рыбаков «Кортик») или решение кроссворда по повести А.Алексина «Саша и Шура».
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
- Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Вопросы по иллюстрациям (если таковые имеются): какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? Какую бы вы иллюстрацию нарисовали? Почему? Какими красками? и т.д.
Примерные задания:
- Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ ).
- Определение главной мысли и цели создания текста
- Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).
- Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
- Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, словесное рисование и др.)
Примерные вопросы, звучащие на данном этапе:
- Хотелось ли вам остановиться во время чтения? Почему?
- Какой вопрос вы бы задали автору?
- Какой главный (важный, смысловой) вопрос можно задать после чтения?
- Стала ли эта книга важной для вас? Почему?
- Посоветовали бы вы её прочесть? Кому? Зачем?
Считаю важным, чтобы звучал сам текст. Определение, какой фрагмент читать падает на участников: что показалось смешным, грустным, непонятным?
Форма мероприятия: встреча в клубе семейного чтения.
Продолжительность мероприятия: 50-60 мин.
Планируемые результаты:
- повышение престижа книги, чтения;
- формирование любви к книге и чтению у детей и взрослых;
- возрождение традиции семейного чтения;
- развитие ценностно-смысловой сферы;
- развитие творческих способностей детей.
Опыт показывает, что обсуждение книг служат активным средством развития всех сфер личности ребёнка (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Несмотря на кажущуюся однородность аудитории дети при интерпретации литературного произведения показывают разные уровни читательского мастерства. При этом «слабые» читатели в процессе литературной дискуссии получают наглядные уроки того, что и как читают другие, более внимательные читатели.
План мероприятия
Встреча в клубе семейного чтения
Тема: «Повесть А.Алексина «Саша и Шура», или Терпение и труд всё перетрут»
Цель: раскрыть идейное содержание произведения, учить чувствовать слово.
Задачи:
- Воспитательная:
- приобщить обучающихся к духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости.
- Обучающая:
- учить детей обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;
- Развивающая:
- развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;
- развивать читательскую компетенцию.
Оформление:
- Портрет А. Алексина.
- Мультимедиа-проектор, презентация, кроссворд
Предварительное домашнее задание:
- Индивидуальное: придумать пять вопросов для внимательных читателей.
Ход встречи
- Добрый день, дорогие друзья! Рада приветствовать вас на очередной встрече в нашем клубе семейного чтения!
Сегодня герой дня – повесть Анатолия Алексина «Саша и Шура». Мы ставим её на «золотую полку» книг.
Нас встречает ромашка. Почему? (ассоциируется с летом, о котором идёт речь в повести)
На лепестках ромашки с обратной стороны - задания. Вы сами будете определять, в какой последовательности мы будем их выполнять, отрывая лепестки.
- Лепесток 1 – мини-сценка
- Лепесток 2 - кроссворд
- Лепесток 3 – вопросы для внимательных читателей (дом задание)
- Лепесток 4 – шарады
- Лепесток 5 – «Весёлая чепуха»
- Давайте сначала поделимся впечатлениями от прочитанной книги. О чём это произведение?
- А сейчас познакомимся поближе с автором (рассказ подготовленных детей, сопровождающийся показом презентации)
«Книги А.Г.Алексина всегда приносят ощущение доброты, молодости, светлого видения мира. Вспоминая эти изящные, умные книжки, невольно улыбаешься. Но в них не только юмор, в них – разум и доброе сердце писателя, всё мастерство которого направлено на воспитание наших ребят умными, честными, смелыми, увлечёнными людьми. Он пишет о хороших. И своими книгами он увеличивает их число», - пишет об Алексине его друг поэт Андрей Дементьев.
На вопрос о популярности своих книг автор отвечал так: «Я никогда не писал о сиюминутных и политических событиях. Главным моим героем была семья.»
А.Г.Алексин не только детский писатель, но и известный публицист. С 1949 по 2007 годы им написано более 900 публикаций.
Есть такая пословица «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Друзьями Алексина были Константин Паустовский (он же был первым редактором), писатель Лев Кассиль, диктор Юрий Левитан, поэт Андрей Дементьев. А ещё он был лично знаком с самим маршалом Жуковым!
За повести для юных читателей включён в международный Почётный список имени Х.К.Андерсена. 2 апреля, в день рождения Андерсена, который стал международным Днём детской книги, награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы. Премия присуждается один раз в два года и считается малой Нобелевской премией.
Более 15 лет Алексин был ведущим популярной передачи «Лица друзей», в течение 20 лет работал членом редколлегии журнала «Юность» с тиражом в 3,5 млн экземпляров, стал героем передачи Оксаны Пушкиной «Женский взгляд».
Дети (взрослые) отрывают лепестки в произвольной очерёдности.
Задание для первого лепестка – мини-сценка
Выступают подготовленные ученики с инсценировкой эпизода, где Шура выступает в роли учителя.
Задание для второго лепестка 2 - кроссворд

Задание для третьего лепестка 3
Вопросы для внимательных читателей (дом задание)
Добавляю свои вопросы:
- Какое звание имел Андрей Никитич? (подполковник артиллерии)
- Какого цвета были глаза у Липучки? Кем она приходилась Саше?
- Почему у дедушки Шуры было два имени? (Пётр - Антон)
- Сколько ошибок сделал Шура, когда помогал Андрею Никитичу писать письмо родным? (4)
- На какие слова особенно обратил внимание при письме Андрей Никитич, и это заметил Шура? (к дедушке, маршрут)
- От какой болезни делали уколы Венику? (малокровие)
- Как звали собаку Саши? (Берген). Какой она была породы? (шпиц)
- Как называлась река в деревне? (Белогорка)
- В главе «Пираты» у Бергена вся морда была в крови. Так ли это?
- Назовите полное имя Липучки? (Олимпиада)
- Что всегда было на голове у Веника? (панама)
- Какой журнал Веник умолял спасти, когда нечаянно «нырнул» с плота? («Вокруг света»)
- На какую оценку сдал переэкзаменовку Саша? (4). А Шура? (3)
- Как называлась повесть Гоголя, из которой Шура вызубрил отрывок для диктовки? («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
- Из какой повести диктовал отрывок Саша Шуре? («Вий»)
- Как называлась газета, где было опубликовано стихотворение другого Саши Петрова («Пионерская правда»)
- Кем, по мнению мамы, мог бы стать Шура с его богатым воображением? (писатель)
- Как звал маму Шуры? (Марина)
- Что съел Шура за весь первый день, который провёл на реке? (два немытых горьких огурца и кусок чёрствого хлеба)
- Коварная и хитрая… о чём или о ком эти слова? (о реке)
- Во что играли Андрей Никитич и Саша Петров в поезде на пути к Белогорску? (шахматы)
Задание для четвёртого лепестка
Шшарады, связанные так или иначе с содержанием повести.
- С буквой Ч для вас я друг, приятель.
А стоит Ч сменить на Г, как перед вами – неприятель. (Врач-враг)
Кто был врачом в повести?
- Дремлют два предлога
Около порога.
Потому и тишь,
Не пикнет даже мышь (кот)
Как звали кота Шуры?
- Слог первый – восклицание,
Второй достоин порицания.
А целое – на севере бывает
И жителей тех мест и греет, и питает. (о-лень)
Что мешало мальчикам закончить учебный год без «2»?
- С буквой Н по ночам
В небесах гуляю
С буквой П частенько вам
Видеть помогаю (луна - лупа)
Когда в повести появляется лупа?
- Часть первая – мост,
Но без буквы конечной.
Вторая – звучит на болоте беспечно.
А целое – местность, любимая пламенно,
Которую люди зовут белокаменной. (мос+ ква, Москва)
- Я замерзаю в холоде полярном,
Хоть и лежу с запасами тепла.
Мой первый слог – название собаки
Иль столб, как острая игла;
Второй мой слог – одна из форм рельефа,
Но на немецком языке. (Шпиц-берген)
Задание для пятого лепестка
«Весёлая чепуха». Участники игры по цепочке записывают ответы на мои вопросы, загибая при этом свою запись, чтобы следующий не смог прочесть.
- Кто?
- С кем?
- Когда?
- Куда?
- На чём?
- Зачем?
- Что из этого получилось?
Читаем, что получилось у нас. (Можно сыграть несколько раз)
Подведение итогов
Чему учит повесть?
Детей – быть ответственными за свои слова, обещания. Кто является примером в повести? (Саша) Почему именно он? Вспомните пословицы, подходящие к подобной ситуации.
(Терпенье и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
Чему учит повесть взрослых? (Не быть такими, как мама Веника.)
Рефлексия
- Оставьте на доске смайлик со своим настроением от сегодняшней встречи (и взрослые, и дети).
Организационные вопросы: определение следующей книги для чтения и сроков очередной встречи.