Цель: повышение престижности профессии музыкального руководителя, качества музыкального образования.
Задачи:
- заинтересовать, увлечь совместным педагогическим творчеством коллектив музыкальных руководителей;
- закрепить знания педагогов о совместной музыкальной, игровой деятельности в вопросах развития чувства ритма у дошкольников;
- способствовать формированию открытости профессионального общения музыкальных руководителей.
Ожидаемый результат:
- установится атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в вопросах музыкального развития детей;
- музыкальным руководителям будет интересен опыт реализации теории Карла Орфа по формированию чувства ритма;
- возрастет культура общения, обогатится духовный мир музыкальных руководителей с небольшим стажем профессиональной деятельности.
Форма проведения: мастер-класс.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.
Демонстрационный материал: клавесы, набор картинок по темам «Игрушки», «Насекомые».
Раздаточный материал: клавесы, листы бумаги, деревянные ложки, треугольники, колокольчики.
Ход мероприятия
- Здравствуйте коллеги! Добрый день, уважаемое жюри!
- Ритм сопровождает нас на протяжении всей жизни. Уже на 12-й неделе своего развития зародыш различает биение сердца матери и шум ее легких.
- Мы ощущаем разницу ритма жизни в маленьких и больших городах, говорим о том, как ускорился ритм нашей жизни.
- Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура.
- Одна из задач Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: «развивать у детей чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоциональное содержание. Необходимо научить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, соблюдая при этом общую динамику, темп, ритм». (ФОП ДО)
- Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
- «Кем бы ни стал ребёнок в дальнейшем, задача педагогов — воспитать в нём творческое начало», — говорил композитор Карл Орф — «Желание и умение творить найдут применение в любой сфере будущей деятельности человека».
- Игра - ведущий вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. Во всех видах музыкальной деятельности через игру ненавязчиво, легко и просто ребенок учится слышать, видеть, понимать, фантазировать и сочинять.
- Все эти качества проявляются в ритм-игре «Эхо». Я проговорю текст - вы смотрите на экран и повторяйте!
- Скоро у нас великий праздник – День Победы! Я предлагаю использовать музыкальные игры на военно-патриотическую тематику.
- Ритм-игра «Танк – пушка – самолет»
Задания фокус-группе
- Я приглашаю соавторов и создателей своего собственного музыкального мира, своей ритм-игры.
- Задание для фокус-группы:
- По аналогии создайте ритмический рисунок из картинок на 4 четверти, темы выберете сами.
Работа с залом
- Орф-педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности, но и лучше чувствовать свое тело.
- Body Percussion – знакомо вам эта название?
- Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом». Она помогает ребёнку прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя.
- Выпрямите спины, ноги поставьте вместе, положите руки на колени. Слушайте татарскую народную мелодию и делайте вместе со мной.
Работа с фокус-группой
- Творческая группа! Вам удалось создать ритмический рисунок? Покажите.
- Коллеги! Исполним вместе?
- Превосходно придумано и выполнено! Безупречная работа!
Темы ритм-игры могут быть разными.
- В эту игру можно включить и музыкальные инструменты, например, клавесы.
- Карл Орф предпочитал ударные инструменты, простые в использовании и обучении, способствующие творческому самовыражению детей, раскрепощению и развитию природной музыкальности, начальному этапу музыкальной грамотности.
- Я недавно стала применять кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения клавесы – всего лишь пара деревянных палочек. Но столько интересного можно делать вместе с детьми!
- Эти палочки у нас и стучат друг о дружку, и ходят друг к дружке в гости, и выступают как рожки, умеют бегать, ходить, прыгать как лягушки под задорную, веселую музыку. Для меня это – настоящая находка!
- Творческая группа! Встаньте, пожалуйста, передо мной.
- Коллеги, возьмите клавесы, слушайте музыку, повторяйте ритмический рисунок вместе со мной. (Русская народная мелодия «По дорожке конь бежит»).
- Данную технологию я чаще всего использую в группе кратковременного пребывания вместе с малышами и их мамами.
- Свой опыт представила в методической разработке «Музыкалинки», которая постоянно обновляется и совершенствуется.
- Методичка оснащена конспектами игр-занятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения, снижение тревоги малышей; последовательное приобщение малыша к музыке.
- QR-коды, добавленные в методическое пособие знакомят с видеозаписями фрагментов занятий, представляют их музыкальное сопровождение, содержат тексты песен.
- Детский сад «Елочка» является базовой площадкой для слушателей курсов повышения квалификации Набережночелнинского педагогического колледжа.
- Мастер-классы, проводимые с педагогами, способствуют тиражированию опыта в практике дошкольного образования. Получаю положительные отклики педагогов.
- Формирование чувства ритма - один из самых высоких показателей усвоения программного материала. Результатом работы по данному направлению, является оркестр, в котором участвует каждый ребенок группы и демонстрирует свои навыки родителям на праздниках.
Оркестр
- Коллеги! Возьмите, пожалуйста, музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, клавесы).
- Я уверена! У нас с вами получится удивительный оркестр! Под легендарную песню «Катюша» Михаила Исаковского и Матвея Блантера.
Итог
Здесь в зале собрались самые лучшие музыкальные руководители! Конечно, многие из вас знают намного больше, чем я. Но все же, что интересного для себя вы увидели и что захотите применить в своей практике?