Реформа школьного образования ставит перед педагогами серьезные задачи по интенсификации учебного процесса и улучшению методов обучения. Современная школа нуждается в таких подходах, которые не только обеспечивают качественное обучение, но и способствуют раскрытию личности и творческого потенциала учащихся. Кроме того, обучение должно подготовить человека к адаптации в сегодняшнем мире, научить его быстро и правильно принимать решения, а также активно реагировать на изменения в обществе.
Современное образование включает в себя постоянное изучение иностранных языков, и поэтому учителя и методисты постоянно ищут пути повышения качества и эффективности преподавания. Один из пунктов стратегии проекта «Новая Школа» гласит: «В преподавании иностранного языка необходимо акцентировать внимание на развитии активной речевой коммуникации с использованием современных технологий». Игровые методы обучения являются одним из способов, способствующих этой цели.
Применение игр в процессе обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делая его более доступным и близким детям. Наша задача — сделать этот предмет интересным, ведь дети обращают внимание на то, что вызывает их неподдельный интерес.
Как превратить каждый урок в захватывающее приключение, пробуждающее любознательность и стимулирующее творческое мышление? Обучающие игры – вот ключ к созданию атмосферы вовлеченности, снятию напряжения и приданию даже самым монотонным занятиям увлекательную форму. Они помогают разжечь интерес к знаниям и активизировать познавательную деятельность учащихся, делая процесс обучения более динамичным и эффективным.
Внедрение игровых элементов в учебный процесс и внеурочные мероприятия стимулирует познавательный интерес и творческий потенциал учеников. Такой подход способствует развитию их мыслительных способностей, улучшению памяти и формированию инициативности, а также помогает избежать монотонности при изучении иностранного языка.
Игры совершенствуют находчивость и концентрацию, расширяют словарный запас и углубляют понимание нюансов значений слов у учащихся. Игровой формат способен актуализировать ранее изученный материал и расширить кругозор.
В начале изучения иностранного языка ученики проявляют энтузиазм, однако со временем, из-за ряда факторов, как объективных, так и субъективных, интерес к предмету снижается.
Основная цель преподавателя – поддерживать интерес учеников к языку, обеспечивая доступность учебного материала. Игры становятся ценным инструментом в достижении этой цели. Учитель меняет свою роль, выступая в качестве ведущего, судьи или участника игрового процесса.
Ученики разных возрастов с удовольствием участвуют в играх, особенно если они организованы в форме соревнований, требующих сообразительности, скорости реакции и хорошего знания материала. Игра является одним из самых мощных стимулов в процессе изучения иностранного языка.
В реалиях сегодняшнего дня ключевая задача учителя – организовать образовательный процесс таким образом, чтобы у обучающегося отсутствовали отвлекающие факторы, как во времени, так и в желании, и в возможностях долговременной потери концентрации. В решении этой задачи педагогу оказывают поддержку интерактивные образовательные технологии.
Активные методы преподавания представляют собой совокупность подходов, стимулирующих студентов к интенсивной интеллектуальной и практической работе для эффективного усвоения учебного материала.
Активные методы обучения (АМО) стимулируют интерес к учебе и раскрывают творческий потенциал школьников. Они активно включают учеников в учебный процесс, способствуя раскрытию их индивидуальных возможностей.
Использование АМО способствует развитию креативного мышления, повышает заинтересованность в изучении нового материала и значительно повышает эффективность усвоения больших объемов информации. Кроме того, они совершенствуют навыки общения, умение работать в коллективе, реализовывать совместные проекты и проводить исследования.
Применение АМО помогает ученикам аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других, а также формирует чувство ответственности за свои действия и за общий результат работы команды.
Остановимся кратко на каждом этапе урока и соответствующих ему активных методах обучения. Большинство методов универсальны и могут использоваться не только на уроках иностранного языка, но и на занятиях по другим учебных дисциплинам.
1. Этап введения в атмосферу иноязычного общения (начало урока, знакомство)
Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой, в этом помогают следующие активные методы. Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися. Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде или на доске, например: orange – happy, glad (довольный, радостный) и т.д. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке. Метод «Кто ты?»
2. Роль игровых методик в процессе обучения английскому языку
Как учитель предмета, я считаю, что применение игровых технологий на уроках является важной частью моей работы. Убеждена, что правильно интегрированные игровые элементы в учебный процесс могут способствовать достижению основной цели обучения иностранному языку, которая заключается в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Для успешного достижения этой цели я также ориентируюсь на выполнение более узких, но не менее значимых задач:
- создание «ситуации успеха» для каждого участника игры;
- повышение мотивации к изучению предмета;
- обеспечение личностного роста каждого ученика;
- развитие навыков активного и дружелюбного взаимодействия друг с другом;
- активизация психической, познавательной и творческой сфер личности с помощью иностранного языка;
- формирование и улучшение основных аспектов иноязычной речевой деятельности: аудирования, чтения, письма и говорения.
При внедрении игровых элементов в учебный процесс я считаю важным следовать следующим методическим принципам:
- соответствие задачам урока;
- обучение «в зоне ближайшего развития»;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- гармония с другими видами деятельности на уроке;
- рациональность затрачиваемого времени;
- разнообразие.
В своей практике я стараюсь использовать игровые приёмы разнообразно:
1. На разных типах уроков:
- уроках формирования лексических и грамматических навыков,
- уроках активизации лексико-грамматического материала,
- уроках аудирования,
- уроках домашнего чтения,
- комбинированных уроках,
- повторительно-обобщающих уроках.
2. Как отдельный элемент учебного процесса, например, урок-игра.
3. На различных этапах урока:
- вводно-мотивационном,
- повторения,
- проверки домашнего задания,
- введения нового материала,
- закрепления.
4. В рамках внеурочной деятельности:
- ролевые игры-драматизации.
Игры, которые я использую на уроках, можно классифицировать по различным критериям: по характеру педагогического процесса, по виду деятельности, по методике игры, по типу игровой среды и по компонентному аспекту (лексическим, грамматическим, фонетическим, орфографическим, страноведческим).
В своей практике я поделюсь играми, которые вызывают интерес у школьников как на уроках, так и на кружковых занятиях. Например, в самом начале изучения английского языка во 2 классе, во время разучивания алфавита, можно использовать различные орфографические игры, такие как: «Grammar detective», «Puzzles», «Room battle», «Grammar constructions», «Буквы разбежались», «Восполнение пробела».
Важно подчеркнуть, что игра способна выполнять разнообразные задачи на уроках английского языка, в частности:
Игровая деятельность рассматривается как форма непроизвольного обучения, предоставляющая студентам шанс применить полученные знания, закрепить пройденный лексический или грамматический материал, участвовать в командных играх и самовыражаться. В этом контексте игра и обучение представляют собой единое целое.
Игра может служить средством релаксации или переключения внимания на другой вид деятельности, новую тему. Подобные игры, как правило, кратковременны, носят занимательный характер и способствуют повышению мотивации, улучшению настроения и восстановлению энергии для продолжения урока, как у учащихся, так и у преподавателя.
Кроме того, игра выполняет дидактическую функцию, то есть непосредственно через игровую форму студенты могут узнавать новые сведения, расширять кругозор, при этом общаясь на английском языке. Исходя из этого, игра является одним из наиболее действенных методов повышения результативности и эффективности обучения английскому языку.
Игровые методики в преподавании английского языка универсальны и применимы на любом этапе урока. Независимо от темы, будь то грамматика, лексика, фонетика или развитие навыков аудирования и говорения, игра может стать эффективным инструментом обучения. При выборе и организации игр важно учитывать несколько ключевых аспектов.
Прежде всего, цели и ожидаемые результаты игры должны быть понятны как преподавателю, так и учащимся. Игра должна быть интересной и соответствовать потребностям учеников. Важно создать правильную мотивацию для обучения в игровой форме, а сложность игры должна соответствовать уровню знаний студентов.
Преподавателю необходимо учитывать временные рамки занятия и уметь корректировать ход игры при необходимости. Все необходимые материалы и ресурсы должны быть подготовлены заранее. После завершения игры необходимо провести анализ и закрепить полученные знания.
Не стесняйтесь адаптировать существующие игры под свои нужды и учитывайте индивидуальные особенности учащихся, их интересы и предпочтения. Это поможет вам выбрать подходящий формат игры, будь то активная игра, викторина, настольная игра, деловая игра, соревнование или индивидуальный опрос.
В книге М.Ф.Строниной "Обучающие игры на уроках английского языка" представлена классификация игр, используемых в обучении.
Она выделяет подготовительные и творческие игры, каждая из которых имеет свою специфическую задачу и способствует расширению словарного запаса и языковых навыков.
Особое место занимают грамматические игры. Их цель – обучить правильному применению речевых моделей, содержащих сложные грамматические конструкции, создать условия для их естественного использования, развить у учащихся инициативность и независимость в речи.
В качестве примера можно привести игру "Согласен или не согласен". Ученики подтверждают слова преподавателя, если они соответствуют действительности, или опровергают и корректируют их в случае ошибки.
Например, учитель может предложить следующие утверждения:
Moscow is a warmer place than Africa. Elephants are bigger than dogs.
Игры с мячом. Задача: закрепить использование глагольных форм в разговорной речи. Процесс: формируются два коллектива. Участник первой группы составляет фразу с известным глаголом. Он кидает мячик члену другой группы, произнося фразу с пропущенным глаголом. Принявший мяч повторяет фразу, добавляя верную форму глагола, бросает мяч игроку из первой группы и озвучивает свою фразу, также опуская глагол. За каждый промах начисляется штрафной балл. Первенствует команда, получившая минимальное количество штрафных баллов.
"Круг в круге". (Данное упражнение необходимо для тренировки определенных речевых конструкций. Чередование партнеров делает монотонное повторение более динамичным и интересным общением.
"Испорченный телефон". Ученики рассказывают по телефону своим новым знакомым о себе, но соединение плохое. Знакомые плохо слышат и вынуждены перефразировать вопросы.
- My name is Peter.
- Is your name Pam?
- No, my name is not Pam. My name is Peter. I have a sister. Etc.
"Незнайка-затейник". Ребята образуют круг, передавая мячик по очереди, попутно обмениваясь вопросами и ответами. Запускает игру персонаж по имени Незнайка.
- Can you run? – Yes, I can.
- Can you play football? - No, I can’t
Игра "Переводчик". Ребята становятся в хоровод. Первый игрок кидает мяч, представляясь. Поймавший его второй игрок пересказывает информацию о первом, а затем сообщает о себе и передает мяч дальше. И так по кругу.
(I like to play. She likes to play. I can play the piano. He can play the piano.)
Лексические игры. С помощью лексических игр можно отрабатывать операционные структуры навыков говорения, готовить учащихся к пониманию слов при аудировании, отрабатывать отдельные операции в структуре лексических навыков чтения.
1. Снежный ком. Этот приём можно адаптировать от простейшего, когда ученики просто повторяют предыдущие фразы и добавляют к ним своё слово или делают начальное предложение более насыщенным, каждый раз прибавляя к ответу ещё одно слово, до более сложного варианта — совместными усилиями группы создают короткий рассказ, опираясь на лексику выбранной темы.
2. Числительные. Задача: отработать употребление количественных и порядковых числительных. Процесс игры: формируются две группы. Учитель произносит порядковое или количественное числительное. Участники первой группы называют предшествующее ему число, а участники второй группы — следующее (в соответствии с типом числительного). За каждую ошибку начисляется штрафный балл. Побеждает та команда, у которой суммарно меньше штрафных баллов.
3. Запретная цифра. Задача: отработать умение использовать количественные и порядковые числительные. Сценарий игры: учитель объявляет «запретную» цифру. Ученики вместе считают, сначала идут количественные, затем — порядковые числительные. Называть «запретную» цифру нельзя. Тот кто ошибся и произнес её, начисляет своей группе штрафной балл. Побеждает команда, набравшая меньше штрафных баллов.
4. Игра "Кто это?". Педагог дает словесное описание внешности одного из учеников в классе:
He is tall, thin. He has fair hair, blue eyes. What is his name? Задача остальных детей – угадать, о ком идет речь.
5. Игра "Look Sharp" – это динамичный способ повторения слов. В ней участвуют все ученики, и она проходит без пауз. Учитель передает линейку одному из школьников и называет слово, относящееся к определенной части речи или теме. Затем линейка быстро передается следующему ученику. Тот, кто ошибается или нарушает правила, выбывает из игры и получает штраф – читает стихотворение на английском языке.
Примеры:
- Числительные: One – two – three – four – five и т.д.
- Прилагательные: Red – green – blue – brown – white и т.д.
В другом варианте игры "Look Sharp" ученики отвечают на вопрос учителя "What can you see in the…?" (Что ты видишь в…?) и называют предметы, которые они видят в комнате, на улице, в парке или на картинке. Побеждает тот, кто назовет предмет последним.
Для развития словарного запаса также используются задания с описаниями (загадками). Ученикам предлагается описать предмет (животное, дом, часть тела, игрушку, фрукт, сказочного героя), не называя его. Если задание домашнее, на следующем уроке проводится конкурс загадок.
Еще один прием – обратный: ученики загадывают слово (животное, сказочного героя и т.п.), а водящий или команда-соперник пытается его отгадать, задавая общие вопросы. Эти упражнения помогают не только закрепить лексику, но и отработать грамматические конструкции утвердительных предложений, общих вопросов и ответов на них.
Например, при изучении тем "Продукты" или "Одежда" в классе можно организовать "магазин".
Игры, направленные на развитие грамотности
Задача этих игровых упражнений – отработка навыков корректного написания английских терминов. Некоторые из них разработаны для улучшения запоминания, в то время как другие опираются на определенные принципы и правила английской орфографии.
1. Буквы разбежались. Задача: развить умение комбинировать символы для образования слов. Процесс: учитель крупно записывает слова на листе, затем, не демонстрируя его, разделяет на отдельные символы, комментируя: «У меня было слово, но оно распалось». Далее демонстрируются отдельные буквы, которые рассыпаются по столу: «Кто быстрее всех догадается, что это было за слово?» Побеждает игрок, который первым, без ошибок запишет слово. Победитель придумывает новое слово, сообщает его преподавателю или собственноручно записывает и разрезает его на составные части, а затем показывает всем получившиеся символы. Процедура повторяется.
2. Буква на посту. Задача: развить способность определять позицию буквы в составе слова. Описание игры: Участникам выдаются карточки, и им предлагается составить максимально возможное количество слов, где заданная буква занимает конкретную позицию. Например, учитель объявляет: «Сегодня у нас в центре внимания буква «а», и она должна быть второй по счету. Кто сможет придумать больше всего слов, где буква будет на втором месте? Время, отведенное на выполнение этого упражнения, ограничено (3-5 минут).
3. Восполнение пробела. Задача: контроль за закреплением орфографических навыков в рамках пройденного словаря. Процесс игры: формируются две группы участников. На доске, разделенной напополам, для каждой группы записаны слова с отсутствующей буквой. Участники команд по очереди подходят к доске, добавляют пропущенную букву и произносят слово вслух. Например: Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g, h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).
Учитывая, что младшие школьники зачастую не владеют даже русскими грамматическими терминами (частями речи и членами предложения), обучение английской грамматике через игру становится особенно актуальным. Для иллюстрации грамматических символов можно применить методику Е.Ю.Шоевой, которая предлагает использовать более доступные аналоги: "действие" вместо "глагола" и "вместо имени" вместо "местоимения", сопровождая это демонстрацией картинок. Для закрепления полученных знаний мы используем набор карточек с символами: учитель называет слово, а ученики должны определить, какой символ его обозначает.
Е.Ю.Шоева предлагает учителям использовать сказку для объяснения спряжения глагола "to be". В этой сказке глагол "to be" – это могущественный король, а его верные помощники – "am", "is" и "are". Самый особенный слуга – "am", он всегда рядом с господином "I". Слуга "is" помогает трем господам: "he", "she" и "it". А слуга "are" заботится о троих: "you", "we" и "they". Когда в предложении нет никакого действия, именно один из этих слуг короля "to be" занимает его место. После этого можно провести игру "Есть ли действие?". Я читаю на русском языке несколько предложений, и участники хлопают в ладоши, когда в них не присутствует действие. Аналогичные сказки применяются для объяснения других тем, таких как артикли, окончание –s у глаголов в 3 лице единственного числа и так далее. Эти истории очень нравятся детям, и они с удовольствием осваивают основы грамматики. Знания, полученные в процессе, также отрабатываются через игровые упражнения
Фонетические игры
Данные игры позволяют развивать навыки произношения английских фонем у учеников, обучать их чтению, а также заучивать стихотворения для последующего их представления в виде инсценировок.
1. Пчелки
Описание игры: Педагог объясняет ребятам, что перед ними две пчелы, одна из которых представляет Англию (это можно определить по ее наряду), а другая – Россию. Английская пчелка издает жужжание [ð], а русская [з].
2. Игра на слух: развитие фонематического восприятия. Участники делятся на группы для соревнования. Ведущий произносит слова вслух.
Задача: при произнесении слова с протяженным гласным звуком (например, … или …), игроки поднимают левую руку. Если же в слове также присутствуют согласные звуки … или …, необходимо поднять обе руки.
Все ошибки, допущенные командами в процессе игры, фиксируются преподавателем на доске. Побеждает команда, допустившая наименьшее количество ошибок.
3. Речевые упражнения: Скороговорки
Для тренировки произношения можно применять скороговорки, устраивая конкурсы на самого чёткого и быстрого чтеца. Это весёлый способ поработать над дикцией и артикуляцией.
1. Pat’s black cat is in Pat’s black hat.
2. If you, Andy, have two candies give one candy to Sandy, Andy.
3. A cup of nice coffee is in nice coffee-cup.
4. Geb is Bob’s dog. Tob is Mob’s dog.
5. Pat keeps two pets.
Аудитивные игры. Слуховые упражнения в игровой форме способствуют реализации ряда задач в обучении аудированию. Они направлены на совершенствование слухового восприятия и запоминания, а также на формирование навыка идентификации отдельных речевых единиц и словосочетаний в непрерывном потоке речи. Кроме того, эти игры учат выделять ключевую информацию из общего объема звучащего материала.
Инсценировка. Использование игровых драматизаций на изучаемом языке помогает детям осваивать лексику и фразы, совершенствовать произношение и развивать богатую и выразительную речь. Обычно основой для подобных игр служат сказочные сюжеты.
Игровые формы прекрасно подходят для проведения физкультминуток. Так, при освоении глаголов движения мы применяем игру "Повторяй за мной". Изначально, учитель демонстрирует и озвучивает глагол, а ученики имитируют движение и повторяют слово. По мере того, как ученики усваивают новую лексику, игра трансформируется: учитель (а затем и ученик-ведущий) только показывает действие, а учащиеся должны его повторить и назвать самостоятельно. Таким образом, игра способствует актуализации и закреплению лексического материала, одновременно являясь активной паузой.
Данная игровая методика также успешно применяется для отработки конструкции "Let's do something". Для усиления эффекта можно использовать аудиозаписи с ритмичными стихами, например, "Let's do judo. Let's do gym."
Пантомима как элемент игры оказывается полезной и при изучении других лексических тем, включая "Спорт", "Одежда", "Внешность", "Части тела" и другие.
В завершение данного исследования считаю важным еще раз подчеркнуть, что использование игровых методик является одним из наиболее результативных подходов к обучению иностранным языкам. Это обусловлено тем, что в основе их лежит игровая деятельность, имеющая значительное влияние на становление личности. В процессе игры активизируется мышление и значительно повышается интерес к изучению языка.
Следует отметить, что игровые формы и техники чрезвычайно разнообразны и применимы на любом этапе работы с лексическим материалом. На начальных этапах целесообразно использовать стандартные упражнения в игровой форме, которые превратят запоминание новых слов в увлекательный процесс. Игровые методики позволяют моделировать ситуации реального общения между участниками. Поэтому игры особенно эффективны на завершающих этапах работы с новой лексикой, когда происходит ее активное использование в речи в рамках конкретных игровых сценариев.
Можно заключить, что игровые методы обучения отличаются большим разнообразием. В зависимости от учебных задач, форм организации и уровня языковой подготовки учащихся выделяют различные категории игр. Сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры, к примеру, предполагают развитый словарный запас, поскольку требуют от участников спонтанных высказываний. Игры могут быть представлены в виде отдельных элементов, ситуаций, упражнений и предназначаться для решения иных задач. Игровые методы различаются по количеству участников, продолжительности и другим параметрам.
Организация игровых методов часто достаточно проста и не требует сложного оборудования. Использовать их можно на каждом занятии по иностранному языку, при условии, что они соответствуют целям и задачам учебного процесса.
Список литературы
- Алексеев Н.Г., Золотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения// Вестник высшей школы. - №7, 1987 г. - с. 30-35.
- Ананьев Б.Г., О проблемах современного человекопознания. - М.: Наука. - 1997г. - с. 10-67.
- Арсентьева Р.П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - Форум, 2009г. -144с.
- Вербицкая Т.Д., Очерки по методике обучения немецкому языку. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов - М.: Высшая школа, 1974г. - 243с.
- Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов. Начальная школа. - 2002 г. - №3 - с. 25 - 28
- Выготский Л.С., Психология развития как феномен культуры. 1996г. - 256с.
- Выготский Л.С., Собр. соч.: В 6 т. Т. 4 М.: Просвещение. - 1984г. - 280 с.
- Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология Учебник. - М.: МГОПУ; АНОО НОУ, 1999г. - с. 68-80.
- Ганина Н.С. Игровые технологии на начальном этапе обучения — Альманах школы, 2007г. № 139 с. 67-68.