Формирование читательской грамотности у младших школьников с ОВЗ

Разделы: Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ, младшие школьники, читательская грамотность


Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [1].

 Читательская грамотность способствует развитию критического мышления, позволяя детям осмыслить информацию, делать выводы, задавать вопросы; помогает развивать навыки коммуникации, так как чтение стимулирует обсуждения, обмен мнениями и совместное решение проблем; укрепляет креативность и фантазию, что является важным элементом в формировании индивидуальности ребёнка.

Выделим следующие проблемы, связанные с формированием читательской грамотностью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Низкая мотивация к чтению. Многие дети не видят особой ценности в чтении, что приводит к нежеланию заниматься этим видом деятельности.
  2. Неумение работать с текстом. Некоторые учащиеся не обладают необходимыми навыками чтения, анализа и интерпретации, что затрудняет их понимание текста.
  3. Отсутствие интересных и доступных материалов. Важно, чтобы младшие школьники имели доступ к литературе, которая будет для них интересна и полезна.

Для повышения уровня читательской грамотности младших школьников в МБОУ «Очёрская СОШ № 1» Пермский край, г.Очёр, на уроках литературного чтения мы используем и учитываем следующие аспекты:

  1. Создание мотивационной среды. Учителям и родителям следует активно поощрять чтение, предлагать интересные книги, организовывать чтение вслух, проводить чтения на свежем воздухе. Регулярные занятия по чтению, в которых участвуют ученики и учителя, могут значительно повысить интерес к этому процессу;
  2. Обучение навыкам работы с текстом. Важно проводить занятия, на которых дети будут осваивать навыки предчтения, чтения и послечтения. Это могут быть различные задания на анализ текста, создание вопросов, обсуждение главных идей и тем;
  3. Разнообразие источников чтения. Включение в учебный процесс различных жанров и форматов: книги, журналы, комиксы, электронные ресурсы. Учебные материалы должны быть интересными и доступными для возрастной категории школьников;
  4. Работа с родителями. Важно вовлекать родителей в процесс формирования читательской грамотности, организовывать семинары и родительские собрания, на которых будут обсуждаться стратегии поддержки чтения дома.

Следуя из вышесказанного, мы рекомендуем к применению несколько примеров заданий, которые направлены на формирование навыков предчтения, чтения и послечтения у обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья.

Предчтение

1. Активация знаний

Задание: посмотрите на обложку книги и на ее название. Что вы можете сказать о том, о чем будет рассказ? Какие ассоциации у вас возникают?

Цель: стимулировать мышление и подготовить детей к восприятию информации.

2. Словарная работа

Задание: найдите и запишите незнакомые слова из текста. Обсудите их значение в группе с помощью картинок или мимики.

Цель: подготовить учеников к чтению, обогатить их словарный запас.

3. Предсказание

Задание: на основе заголовка и первых 2-3 предложений текста попытайтесь предсказать, что произойдёт дальше. Запишите свои догадки.

Цель: развивать навыки интуитивного анализа и предсказания.

Чтение

4. Открытое чтение

Задание: прочитайте текст про себя, подчёркивая важные моменты и эмоции героев. Обсудите их позже в классе.

Цель: зафиксировать важные детали, развить внимание и восприятие.

5. Словарная работа во время чтения

Задание: если вы наткнулись на незнакомое слово во время чтения, остановитесь и постарайтесь понять его значение по контексту. Запишите слово и ваше понимание его значения.

Цель: умение анализировать контекст для понимания текста.

Послечтение

6. Краткое пересказание

Задание: в группе перескажите текст друг другу, стараясь не упустить ключевые моменты.

Цель: закрепить понимание текста, развить навыки структурирования информации.

7. Вопросы к тексту

Задание: упражнение "Вопрос – ответ". Каждому ребёнку предлагается задать по 1-2 вопроса к прочитанному тексту, а затем обсудить их с классом.

 Цель: Развивать критическое мышление и умение аргументировать.

8. Иллюстрация

Задание: сделайте иллюстрацию или коллаж на тему прочитанного текста. Используйте ключевые слова, которые, по вашему мнению, отражают содержание.

Цель: визуализация и креативность помогут осмыслить прочитанное.

9. Сравнительный анализ

Задание: сравните двух персонажей из текста. Каковы их характеры и мотивы? Что вы можете сказать об их действиях?

Цель: развивать критическое мышление и умение делать выбор.

10. Рефлексия

Задание: напишите короткое письмо "Герою текста". Что бы вы сказали этому персонажу? Что вас впечатлило в его действиях?

Цель: развивать эмпатию и осмысление текста.

Дополнительные рекомендации

  • эти задания можно адаптировать под различные тексты: сказки, рассказы, стихи;
  • важно проводит обсуждение после выполнения заданий, чтобы дети могли поделиться своими мыслями и выводами;
  • используйте групповые и парные формы работы для создания динамической и интерактивной атмосферы.

Эти задания помогут младшим школьникам с ОВЗ развить навыки читательской грамотности, а также повысят интерес к чтению и анализу текстов.

Таким образом, читательская грамотность играет ключевую роль в образовательном процессе младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Понимание текста, развитие критического мышления и мотивации к чтению формируют основу для успешного обучения и самореализации. Решение проблем, связанных с читательской грамотностью, требует совместных усилий учителей, родителей и общества в целом, что позволит создать среду, благоприятную для чтения и осмысления информации, способствуя тем самым всестороннему развитию детей.

Список литературы

  1. Киселева Н.В. Прочитать. Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности: методическое пособие / Н.В.Киселева - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. - 60 с.
  2. Малышева Л.А. Чтение как средство развития личности младшего школьника /Л.А.Малышева // Вестник образования – 2019. - № 3. - С.45-53.
  3. Пожидаева Т.Ф. Фомирование читательской грамотности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие / Т.Ф.Пожидаева, Е.Ф.Панкратова. - Ростов-на-Дону: изд. ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2023. - 44 с.
  4. Сергеев А.А. Формирование метапредметной компетенции "читательская грамотность" у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и нормой развития/ А.А.Сергеев// Волгоград : Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2019.- 119 с.