ФГОС и ФОП общего образования как ведущие документы образовательной деятельности в 2025–2026 учебном году

Разделы: Администрирование школы

Класс: д/с


Система российского образования функционирует на основе единых нормативных документов, которые обеспечивают качество, преемственность и прозрачность образовательного процесса. Ключевыми из них являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и Федеральные образовательные программы (ФОП).

1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

ФГОС задают рамки для всех образовательных организаций страны и определяют требования:

  • к результатам освоения образовательных программ;
  • к структуре программ;
  • к условиям их реализации.

2. Федеральные образовательные программы (ФОП)

ФОП — это содержательная основа для разработки образовательных программ школ. Они определяют:

  • минимальный и максимальный объём учебной нагрузки;
  • содержание учебных предметов;
  • планируемые результаты по уровням образования;
  • методические рекомендации для педагогов.

С 1 сентября 2025 года вступают в силу обновлённые редакции этих документов, что влечёт за собой ряд изменений в образовательной деятельности всех уровней общего образования: начального, основного и среднего.

Утвержденные изменения:

  • в оценочных процедурах: объём учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объёма учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году;
  • домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного дня;
  • в учебных планах изменено общее количество часов и максимально допустимая нагрузка в 1 классе (с учётом 16 часов в сентябре–октябре) и количество часов по истории и обществознанию на уровне ООО;
  • закреплён перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным и предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ при проведении федеральных и региональных процедур оценки качества образования;
  • программы синхронизированы с ОГЭ и ЕГЭ: по каждому учебному предмету указан перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ, ЕГЭ;
  • в программы учебных предметов непосредственного применения внесено поурочное планирование. При этом школам предоставили право по своему усмотрению использовать часы резервных уроков и определять место оценочных процедур в поурочном планировании и их количество, не превышающее установленных требований;
  • внесены изменения в целевой раздел ФОП (принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
  • изменили минимально и максимально допустимую нагрузку на каждом уровне обучения;
  • установлены требования к продолжительности контрольных и практических работ (контрольная работа – от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый), практическая работа – один урок (не более 45 минут);
  • указан суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами.
  • акцентировано, что «режим работы и график учебного года устанавливается образовательной организацией самостоятельно с учётом законодательства Российской Федерации и гигиенических нормативов;
  • с целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул;
  • утвердили требования к продолжительности каникул:
    • «Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней;
    • при организации учебного графика по четвертям продолжительность учебных четвертей для 5–11 классов составляет:
      • I четверть – 8 учебных недель,
      • II четверть – 8 учебных недель,
      • III четверть – 11 учебных недель,
      • IV четверть – 7 учебных недель.

Эти изменения позволят гибко адаптировать образовательные программы под особенности учеников и потребности региона, сохраняя единство образовательного пространства страны.

3. Взаимосвязь ФГОС и ФОП

ФГОС и ФОП функционируют в единой системе:

  • Стандарт определяет требования к результатам и структуре образования — что должен знать и уметь ученик.
  • ФОП конкретизирует содержание предметов и даёт рекомендации по организации учебного процесса — как реализовать эти требования.

На их основе школа разрабатывает основную образовательную программу, а учителя — рабочие программы по предметам и календарно-тематические планы.

4. В 2025–26 году школам необходимо

  1. Обновить основные и рабочие образовательные программы с учётом новых требований к объёму часов и структуре.
  2. Пересмотреть распределение часов на предметы, особенно по истории и обществознанию, с учётом введения модуля «История нашего края».
  3. Встроить кодификаторы требований в систему внутреннего контроля качества образования.
  4. Привести в соответствие локальные акты, регламентирующие текущий и промежуточный контроль.
  5. Учесть новые требования к документации и электронным образовательным ресурсам.

Заключение

Обновлённые ФГОС и ФО Программа, вступающие в силу в 2025–2026 учебном году, направлены на повышение качества образования, усиление патриотического воспитания и создание единого образовательного пространства.

Своевременная адаптация образовательных программ и локальных актов образовательной организации обеспечит соответствие требованиям законодательства и создаст условия для более качественного и современного обучения школьников.

Эти нововведения не перевернут систему образования, но заметно скорректируют привычный учебный процесс и повседневную жизнь школьников и педагогов.

Наступающий учебный год ставит новые задачи, решение которых потребует много усилий и профессиональной мудрости. Работая в команде, которая стремится к достижению единого результата, у нас все получится.

Пусть новый год будет для нас интересным и плодотворным, пусть наши ученики непременно добиваются успехов. Ведь их достижения – это лучшее признание мастерства учителя.