Партерная гимнастика. Повторение и закрепление изученного материала

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4


Введение

Партерная хореография помогает в освоении всего комплекса танцевальных дисциплин. Благодаря занятиям гимнастикой развиваются физические данные детей, укрепляются мышцы ног и спины, развивается подвижность суставно-связочного аппарата, формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела.

На занятия проходят дети с разными физическими данными. Все эти недостатки физических данных методически целенаправленно устраняются на занятиях партерной гимнастики.

Упражнения партерной гимнастики прекрасно развивает мышцы спины, живота, танцевальную выворотность ног от тазобедренного сустава до голеностопа. Гармонично формируют мышечную массу, значительно увеличивая их силу, амплитуду шага, вырабатывают точность координации. При этом поставленная цель достигается без особой нагрузки на позвоночник, без напряжения всего тела, т.к. все упражнения выполняются лежа на спине, затем на животе при работе конкретной группе мышц, оставленные части тела спокойны и расслабленные.

Тема урока: «Партерная гимнастика (балетная). Повторение и закрепление изученного материала».

Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала.

Цель занятия: освоение правил техники выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики.

Задачи:

  • Обучающая – научить соблюдать правила при выполнении комплекса упражнений партерной гимнастики;
  • Развивающая – способствовать развитию гибкости позвоночника в совокупности с подвижностью и укреплением всего суставно-связочного аппарата;
  • Воспитательная – формировать у учащихся сознание необходимости индивидуальной работы по собственному физическому развитию.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Хореографический зал с зеркалами;
  • Музыкальная аппаратура;
  • Коврики;
  • Форма детей для занятий хореографии.

Основные методы работы:

  1. Метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);
    1. Методы организации практической деятельности:
    2. Словесный (объяснение, беседа);
    3. Наглядный (практический показ);
  2. Метод контроля и коррекции (наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов)

Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающая технология;
  • Личносто-ориентированая технология с дифференцированными подходами.

Ожидаемый результат:

  • Совершенствование техники исполнения партерного экзерсиса;
  • Развитие координации, гибкости, пластики;
  • Правильная постановка корпуса.

Форма поведения итогов:

  • Оценка работы детей;
  • Поощрение за успешную работу;
  • Установка на дальнейшую деятельность

План занятия

  1. Организационный
    1. Построение
    2. Поклон – приветствие
  2. Вводная часть:
    1. Разминка в движении и статике
  3. Основная часть:
    1. Комплекс упражнений балетной гимнастики
  4. Заключительная часть:
    1. Закрепление пройденного учебного материала.

Ход занятий

1. Организационный

Построение, поклон-приветствие.

Сообщение темы занятий.

2. Вводная часть

Разогрев. Учащиеся берут коврики и становятся на месте, соблюдая шахматный порядок. Делают поклон-приветствие. Садятся на коврики и выполняют комплекс партерной гимнастки.

Комплекс разогревающих упражнений партерной гимнастики:

  • Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.
  • Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная I позиция), вытянуть стопы по I позиции.
  • Из положения – сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен «вываливаться»), перейти на полу – пальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение.

Итог разминки: подготовительная часть нашего занятия закончена, мышцы разогреты и готовы для выполнения упражнений основного комплекса партерной гимнастики.

3. Основная часть

Основная часть экзерсиса на полу состоит из нескольких разделов:

  1. Упражнений сидя на полу
  2. Упражнений лежа на спине (способствуют укреплению мышц брюшного пресса и выворотности бедра)
  3. Упражнения лежа на боку (преследуют задачу укрепления выворотности бедра и развития шага в сторону)
  4. Упражнения лежа на животе (способствуют развитию гибкости корпуса и укреплению мышц спины, поясничного отдела)
  5. Упражнений парами.

Каждый из разделов имеют свои задачи, но практически через все упражнения проходит нацеленность на управление мышц спины, в стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях и в стопе.

Упражнения непременно исполняются с музыкальным сопровождением и здесь важно следить за музыкальностью исполнения движений. Следование чёткой ритмической основе каждого упражнения способствует развитию музыкальностью и внутренней организованности.

Каждое упражнение имеет свои методические требования, они простые, но важно добиться абсолютной точности их выполнения.

Все упражнения за редким исключением исполняются по 4 раза подряд в заданной комбинации. Не рекомендуется уменьшать эту нагрузку, ее можно только увеличивать, но исходя из возможности детей – их физической подготовленности, профессиональных данных и степени концентрации внимания.

Желательно постепенно добиться непрерывности исполнения упражнений, что не должно привести к перегрузкам, т.к. упражнения следуют друг за другом с учетом смены нагрузки на различные группы мышц, при этом напряжение мышц сменяется их расслаблением.

  • Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I позицию.
  • Лежа на спине, подъем ног на 90 градусов по позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.
  • «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.
  • Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз – поза «сфинкса».
  • Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках (развивает сиу и гибкость спины, а также крестцового отдела позвоночника).
  • «Колечко» с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы (укрепляют мышцы спины, ног, рук).
  • «Корзиночка». В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.
  • Лежа на коврике, ноги поднять на 90 градусов (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:
  • «Уголок» - из положения – лежа, поднять ноги на 45 градусов.
  • Стойка на лопатках с поддержкой под спину («березка»).
  • Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90 градусов (поочередно).
  • «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.
  • Сидя на прямом полу-шпагате, повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.
  • Сидя на полу с ногами в I позиции, развести ноги для прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе.

Перед тем как приступить к выполнению упражнений педагогом проводит экспресс опрос. Он позволит определить знания учащихся правил выполнения данного комплекса. Убедившись в готовности детей, учащиеся приступают к работе. Темп музыкального сопровождения умеренный и медленный. Упражнения проходят под присмотром и коррекцией со стороны педагога.

4. Заключительная часть

Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения.

В данной части занятия используем танцевальную музыку, что способствует поднятию эмоционального состояния. На этом фоне учащиеся приступают к отработке танцевальных элементов:

  • Наклоны и повороты головы, поочередные, круговые движения плеч, наклон с поворотом корпуса.
  • Стойка на прямых ногах с опорой руками около носков (тело согнуто в тазобедренных суставах)
  • Releve на полу-пальцах в VI позиции
  • Temps leve saute по VI и I позициям

В конце занятия педагог использует метод опроса, чтобы закрепить усвоенные знания учащихся по технике выполнения комплекса упражнений балетной гимнастики, подводит итог занятия и дает задания на дом. Дети выполняют поклон-прощание.

Список использованной литературы

  1. Нетужилова, Н.А. О роли гимнастики в подготовке артистов балета / Н.А.Нетужилова // Вестник АРБ им. А.Я.Вагановой, № 4. – С-ПБ., 1995.
  2. Силкин, П.А. Рекомендации по развитию физических функциональных данных обучающихся на подготовительном отделении в младших классах на основе системы Бориса Князева / П.А.Силкин // Вестник АРБ им А.Я.Вагановой, № 1. – СПБ., 2007.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Александровна, Н.А. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий: словарь / Н.А.Александровна. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011. - ISBN 978- 5-8114-08375. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/1933