Главная задача любого учителя состоит не только в создании подходящих условий для получения новых знаний, но и в том, чтобы каждый ребенок поверил в свои силы и успех. Не составляют исключение и дети-мигранты. Сегодня в каждой школе каждый учитель-предметник сталкивается с проблемой обучения детей из ближнего зарубежья.
И наша задача помочь адаптироваться таким детям не только в образовательной среде, но и создать все необходимые условия для роста и развития личности ребенка.
Основной проблемой обучения детей из ближнего зарубежья является незнание или недостаточное знание русского языка. А незнание в свою очередь становиться помехой в получении качественного образования. И тут встает вопрос: что делать и с чего начинать, если ребенок не владеет русским языком или владеет не в достаточной мере.
Первой ступенью к позитивным результатам начинается с привлечения педагога-психолога и логопеда. Совместная работа с психологом помогает оказать психологическую помощь детям-мигрантам. Для того, чтобы результат был положительный и устойчивый, я совместно с психологами провожу тестирование, цель которых выявить проблемы психологического характера для дальнейшего их устранения и сформировать благоприятные условия на уроках английского языка для всестороннего развития детей-мигрантов в период адаптации.
На второй степени стоит взаимодействие с родителями-мигрантами. Этой форме работы я уделяю особое внимание. В этом мне помогают посещение родительских собраний, индивидуальные встречи и консультации, беседы и проведение анкетировании.
Основными задачами такой деятельностью являются:
- Помощь родителям в создании всех необходимых условий для выполнения и контроля домашних заданий по английскому языку в домашней среде;
- Создание условий для непосредственного участия родителей в обучении ребенка;
- Осуществление предметной помощи в отношении детей-мигрантов
На следующей степени я, как учитель-предметник, создаю на каждого ученика-мигранта «Карточку индивидуальных достижений» для прослеживания динамики обученности учащихся, прогнозирования дальнейшего обучения и выявления пробелов в знаниях.
|
Listening |
Reading |
Speaking |
Use of grammar |
||||||||
Very well |
OK |
Not very well |
Very well |
OK |
Not very well |
Very well |
OK |
Not very well |
Very well |
OK |
Not very well |
|
Module 1 (Unit 1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Module 2(Unit 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Module 3(Unit 3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одним из самых эффективных способов достижения положительных результатов в обучении детей-мигрантов на уроках английского языка является применение игровых ситуаций. Продуктивность такого подхода очевидна. Для учащихся-мигрантов порой бывает сложно объяснить на русском языке произношение иноязычных звуков. Их введение можно преподнести в игровой форме.
При прохождении нового материала, новой темы или нового правила, огромную помощь мне оказывают видеосюжеты, иллюстрированные материалы, различного рода схемы. Часто использую раздаточный материал с картинками для закрепления нового правила.
Закрепление Present Simple.

В своей практике также использую такую форму работы, как работа в парах. Это дает возможность ребенку-мигранту:
- Активно включиться в учебный процесс
- Почувствовать свою значимость
- Развивать способность общаться на английском языке (строить короткие предложения)
Из-за незнания или частичного владения письменного русского языка возникает проблема с ведением словаря. Для решения этой проблемы мы вместе с детьми на начальном этапе используем карточки. На одной стороне прописываем английское слово, на другой-рисунок или картинка. Этот способ помогает быстро запомнить новые слова и не отставать от других учащихся.
Позитивный результат может быть достигнут лишь общими усилиями со стороны и учителя предметника, и психолога, и классного руководителя, и родителей. Только в этом случае можно гарантировать эффективное развитие личности ребенка-мигранта в образовательном и социальных пространствах.
Использованная литература
- «Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации», Г.Е.Зборовский, Е.А.Шуклина, журнал «Социологические исследования», 2013.
- «Игровой метод в обучении иностранному языку», А.В.Конышева, Минск, 2006.
- Психологическая помощь детям-мигрантам и их семьям», С.А.Черкасова. Интернет-сайт «Прикладная психология и психоанализ».