Технологическая карта урока истории. Тема: «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове». 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Класс: 6.

Предмет: история.

1. Место и роль урока в изучаемой теме: по Конструктору рабочих программ https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm/ - по КТП это 14 урок из раздела 1. «Всеобщая история. История Средних веков», урок изучения нового материала.

2. Ресурсы учителя: видеофильм по теме «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7902/main/253758/?ysclid=m2siqjfsir697872091 и презентация «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове», учебник «История древнего мира для 6 класса», Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, методические рекомендации, дополнительный реквизит к уроку: сундучок, закладки и благодарственные письма родителям, смайлики- настроения.

3. Ресурсы для обучающихся: рабочий лист к уроку, учебник «История древнего мира для 6 класса» Е.В.Агибалова, Г.М.Донской 2023 г., бланки с ответами для взаимоконтроля, историческая карта «Реконкиста», контурные карты с заданиями по теме: «Реконкиста», игровое поле «Крестики – нолики», справочный материал по теме: «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» (даты, термины, события).

4. Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, видеофильм, схемы, таблицы, магнитная доска, карта по истории «Реконкиста»

5. Межпредметные связи: география, математика, русский язык.

Тема

«Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове»

Тип урока

Урок открытия нового знания: урок-путешествие

Цели

Обучающие:
· умение работать с терминами и понятиями;
· развивать навыки работы с историческим документом;
· определять причинно-следственные связи.

Развивающие:
. самостоятельно анализировать текст, делать выводы;
· развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету;

Воспитательные:
· воспитывать интерес к историческому прошлому;
· воспитывать мотивацию к учебной деятельности и самостоятельности;
· воспитание навыков общения друг с другом, чувство уважения и взаимопомощи.

Для уроков в технологии системно-деятельностного обучения следующие цели:
· образовательная: расширение понятийной базы (реконкиста, мавры, кортесы, инквизиция, Португалия, Испания);
· деятельностная: работа с разными источниками информации (исторический документ, карта, справочные материалы).

Задачи

· сформулировать представление о причинах, ходе, характере и исторических последствиях Реконкисты на Пиренейском полуострове;
· изучить особенности образования централизованных государств на Пиренейском полуострове;
· подвести обучающихся к пониманию особенностей образования централизованных государств на Пиренейском полуострове;
· продолжить формирование умений работать с исторической картой, анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи (исторический документ);
· развитие коммуникативных навыков работы в группах.

Основное содержание темы

Новые понятия: Реконкиста,  Кортесы, идальго, Португалия, Испания, инквизиция, аутодафе.

Новые даты:
756-1031гг. – существование Кордовского (Андалусского) халифата на территории Пиренейского полуострова
1188г. – появление сословно-представительного органа Кортесов в Кастилии
1212г. – сражение у Лас Навас де Толоса
1479г. – брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского
1492г. – завоевание Испанским королевством Гранады

Персоналии:
· Изабелла Кастильская – королева Кастилии с 1474 года, дочь короля Хуана II Кастильского и Изабеллы Португальской, супруга Фердинанда II Арагонского. Фердинанд Арагонский – король Сицилии с 1468 года, Арагона с 1479 года, Кастилии (как Фердинанд V и муж королевы Изабеллы) в 1479-1504 годах; сын Хуана II Арагонского и Хуаны Энрикес. Фердинанд объединил на основе династической унии Арагон и Кастилию, что явилось началом единого испанского государства.
· Томас Торквемада (ок. 1420-98) - с 80-х гг. глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492).
(Информация была представлена на бланке «Справочный материал»)

Основные термины и понятия, их определения

Реконкиста – это освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова с VIII по XV век.
Кортесы – это сословно - представительные региональные собрания в государствах Пиренейского полуострова.
Инквизиция – это общее название ряда учреждений (специальных судов) католической церкви по делам веры, занимавшихся преследованием еретиков.
Аутодафе – это торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом, публичное сожжение еретиков).
Тирания – система государственного управления, основанная на единоличном правлении, в большинстве случаев не является наследственной.
(Информация была представлена на бланке «Справочный материал» )

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

 

Знают понятие Реконкиста, её хронологические рамки эпохи, объясняют причины Реконкисты, высказывают суждения о роли сословно-представительных органов, знают сходства и отличия парламентов европейских стран.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Познавательные: структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково-символические средства для систематизации материала.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем, родителями и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности,

Ход урока