Работа над фонетикой на уроках английского языка в 5-м классе

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5

Ключевые слова: английский язык


Проблема формирования правильного произношения на английском языке у учащихся средней школы всегда была и остаётся актуальной. Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех навыков иноязычного говорения. Навыки произношения с позиции задач обучения устному общению на иностранном языке в аспекте контроля следует понимать как правильное артикулирование звуков и сочетаний звуков ,корректное ударение и интонирование речевых отрезков в процессе речевого общения и речевой деятельности. Надежда Ивановна Гез в своей работе отмечает, что «введения фонетического материала происходит при строгом соблюдении принципа последовательности и посильности: от легкого к более сложному, от известного к незнакомому, от явлений, сходных с родным языком, к явлениям, не имеющим в родном языке аналогов. На продвинутых этапах закрепляется фонетические знания и совершенствуются нормативные произносительные навыки. Работа над произносительной стороной речи осуществляется в тесной связи с работой над другими аспектами языка - лексикой, грамматикой - и интегрируется в коммуникативной деятельности учащихся».

Работая по учебнику «Spotlight 5» по ред. Ю.Е.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс, хочу отметить, что формированию и закреплению фонетических навыков здесь уделяется должное внимание. На уроках вводного курса повторяем алфавит и, одновременно с буквами, знакомимся с правильной артикуляцией звуков, которые дают эти буквы. Перед произношением звука можно выполнять беззвучные упражнения, развивающие артикуляцию, например:

  • помещаем кончик языка на бугорки за верхними зубками, затем опускаем вниз, так проделываем в быстром темпе несколько раз, объясняем детям, что кончик языка «скачет, как мячик» и напряжён
  • растянем уголки рта в улыбке, затем вернём в обычное положение
  • помещаем кончик языка к основанию нижних зубов и резко опустим нижнюю челюсть, затем быстро поднимем в обычное положение

Учитель демонстрирует упражнения и дети выполняют довольно дружно. Затем отрабатывается произношение звука и выполняется упражнение по чтению, где на каждый звук представлено 3-4 слова. Учитель предъявляет образец чтения упражнения, затем опрашивает учеников, можно вводить соревновательный компонент на лучшее прочтение. Пример упражнения из учебника:

Немаловажную роль в закреплении лексического материала, овладении грамматическими явлениями, а также формировании правильного произношения играет работа с рифмовками и небольшими стихотворениями. Рифмовки – это текстовый материал, который интересен учащимся, соответственно работа с ним имеет положительную эмоциональную окраску для учеников, что содействует усвоению изучаемого материала. В качестве примеров могу привести следующие:

1. Работаем с лексикой по теме «Цвета»

I see green,
I see yellow,
I see that funny fellow.
I see white,
I see black,
I see this, and that, and that.
I see red,
I see blue,
I see you, and you, and you.

2. Изучаем тему «Семья»

This is my father,
This is my mother,
This is my brother Paul.
This is my sister,
This is my uncle
How I love them all.

3. Изучаем тему «Времена года, месяцы»

Thirty days has September,
April, June and November.
All the rest have thirty-one
Excepting February alone
Which has twenty-eight days clear
And twenty-nine in each leap-year.

4. Работаем по теме «Притяжательные местоимения»

My bike is golden,
Your bike is blue,
His bike is old,
Her bike is new.
Our bikes are very fast,
Their bikes are slow.
My riding is a superclass!
I’m falling down!Oh,no!

Учитель прочитывает рифмовку для детей, далее переводит совместно с детьми, затем проводится отработка трудных слов и словосочетаний, далее учащиеся произносят слова рифмовки построчно за учителем. На конечном этапе опрашивается индивидуальная декламация рифмовки учеником.

Обучению диалогической речи в 5 классе придаётся важное значение на современном этапе. Диалоги формируют полноценные языковые навыки, они активируют словарный запас учащихся, вырабатывается автоматизм в умении строить вопросы и ответы. В целом, диалоги подготавливают к реальным коммуникативным ситуациям.

Безусловно, учителем должна осуществляться необходимая работа по формированию правильного произношения при обучении диалогической речи. Система упражнений, разработанная авторами учебника «Spotlight 5», также способствует формированию фонетических навыков при обучении диалогу. Как правило, опрос выученного диалога осуществляется на следующем уроке после первичного ознакомления с ним, поэтому целесообразно в начале урока проводить фонетические зарядки. На доску записывается упражнение, содержащее транскрипцию звуков и примеры слов с этими звуками из диалога, например:

[ w ] wet, when, weather
[ ai ] nice, like, light
etc.

В заключение хотелось бы отметить, что работа над произносительной стороной речи является неотъемлемой частью каждого урока английского языка, она способствует качественному формированию фонетических навыков учащихся.