Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая школа"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология

Классы: 3, 4


Экологическое направление

I. Пояснительная записка

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.

В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране, будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей и является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность программы определяется началом перехода городов России на раздельный сбор мусора, поэтому очевидна ее (программы) значимость по использованию в общеобразовательных учреждениях.

Особенно актуальным при экологическом обучении является формирование экологической этики, поскольку в дальнейшем нормы поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности должны быть направлены на сохранение благоприятной для жизни настоящего и последующих поколений среды обитания.

В среднем с 2010 по 2018 года в России ежегодно образуется около 5,4 млрд тонн отходов, из которых около 60 млн тонн приходится на твёрдые коммунальные отходы (далее – ТКО). ТКО представляют собой отходы потребления и утратившие свои потребительские свойства товары в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях для удовлетворения личных и бытовых нужд, а также аналогичные по своему составу отходы, образующиеся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Только внедрение раздельного сбора отходов (далее – РСО) может обеспечить максимальную выборку отходов, которые можно использовать в дальнейшем для изготовления новой продукции (далее – вторичные ресурсы) из коммунальных отходов. Как показывает и опыт СССР, и зарубежный опыт, внедрение РСО в источнике образования является первоочередной задачей для оптимизации системы управления коммунальными отходами. Разделение всей смеси неразделенных отходов приводит, как показывает опять же мировая практика, к излишним затратам, потере ценных компонентов и загрязнению потенциального сырья, требующего операций по предварительной обработке, перед включением в производство, что значительно усложняет процесс. Наличие инфраструктуры сбора имеющихся объемов реально собираемых отходов – объективные факторы появления и реальный стимул развития отходоперерабатывающей отрасли. Поэтому раздельный сбор – это основа решения проблемы рационального использования ресурсов и снижения количества остаточных отходов, требующих дальнейших операций по утилизации.

Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду. Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. впервые признан тот факт, что отсутствие раздельного сбора и сортировки отходов в России – одно из основных препятствий для создания отрасли обращения с отходами. Разделение отходов находится под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны. В самом деле, чтобы система выборочного сбора отходов приносила ожидаемые результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор. И российские граждане готовы сортировать мусор.

По данным ВЦИОМ:

  • 27% россиян регулярно сортируют отходы;
  • 13% граждан делают это время от времени;
  • а 46% респондентов готовы сортировать отходы, когда у них появится такая возможность;
  • 23% граждан России постоянно сдают в спецприемники опасные отходы, в том числе батарейки, использованную электронику и ртутные лампы,
  • 10% занимаются этим периодически, а 57% россиян выразили готовность делать это при возможности;
  • только 11% опрошенных респондентов скептически относятся к РСО и не хотят этим заниматься.

Налаживание системы раздельного сбора и дальнейшего использования отходов является приоритетным направлением в области обращения с отходами. Воспитание у граждан нашей страны культуры сортировки отходов является важной частью реализации государственной политики и значительным вкладом в решение проблемы отходов.
Таким образом, решающим фактором создания эффективной модели обращения с отходами, конечно же, является вовлечение населения, особенно подрастающего поколения, в процесс РСО.

Популяризация раздельного сбора ТКО среди школьников особо актуальна, так как именно школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования полезных привычек, и раздельный сбор отходов может стать одной из них. Но для того, чтобы начать осуществление организации РСО (в образовательной организации или у себя дома), обучающиеся должны понимать важную роль сортировки в системе обращения с отходами и отрицательные последствия отсутствия РСО для окружающей среды и здоровья населения. Необходимо мотивировать школьников к участию в раздельном сборе отходов.

Цель программы: просвещение и актуализация знаний обучающихся на тему правильного обращения с отходами, популяризация раздельного сбора ТКО.

Задачи:

  • ознакомление с проблемой утилизации отходов;
  • изучение классификации ТКО;
  • ознакомление с методами и способами утилизации ТКО;
  • изучение источников образования и морфологического состава ТКО;
  • ознакомление с этапами системы обращения с ТКО в России;
  • изучение технологий и правил организации РСО;
  • формирование навыков сортировки отходов в образовательной организации и дома;
  • обучение навыкам проведения исследований в области обращения с отходами;
  • формирование осознанного подхода к собственному потреблению и экологически грамотного подхода к решению проблем обращения с отходами.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

  • классификации ТКО;
  • методы и принципы сортировки, утилизации, захоронения ТКО;
  • источники образования и морфологический состав ТКО;
  • этапы системы обращения с ТКО в России;
  • технологии и правила организации РСО;
  • алгоритм выполнения исследовательского проекта;

Прогнозируемые результаты работы учащихся отражены в содержании курса по разделам. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.

Срок реализации рабочей программы – 1 год. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности учащихся, программа курса рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год).

II. Содержание учебного предмета

Рабочая программа состоит из трех тематических блоков:

  • «Раздельный сбор мусора»
  • «Глобальное потепление – что это?»
  • « Экологические продукты»

III. Календарно-тематический план

Темы

Дата

«Раздельный сбор мусора» 16 часов

1

Вводный урок

 

2

Раздельный сбор отходов: как потреблять, но не загрязнять

 

3

Экологическая игра «Раздельный сбор мусора»

 

4
5

Сколько отходов мы производим?

 

6

Экологический урок «Раздельный сбор опасных отходов»

 

7

Раздельный сбор отходов: куда сдать полезные отходы

 

8

Раздельный сбор отходов дома

 

9

Раздельный сбор отходов в классе

 

10
11

Как перерабатывают отходы?

 

12

Поделки из бросового материала

 

13
14

Как начать жить экологично?

 

15

Экологический квест «Спасём землю от отходов»

 

16

Экологический урок «Разделяй с нами. Мир без мусора»

 

 

«Глобальное потепление – что это?» 6 часов

 

17
18

Глобальное потепление – что это?

 

19

Климат нашего края

 

20

Таяние ледников

 

21

Интеллектуальная игра «Экологическая история»

 

22

Командная игра «Наши следы на земле»

 

 

«Экологические продукты» 12 часов

 

23

Экологически чистые продукты – что это?

 

24

Во саду ли в огороде…

 

25

« Зеленые товары»

 

26

Эко-упаковка

 

27

Акция « За эко-упаковкой будущее»

 

28

Квиз «ЭкоЛогика»

 

29

Экологический стендап «ЭкоХОД»

 

30

Конкурс рисунков « Мы защитники природы»

 

31

Игра «Экологические знаки»

 

32

Экскурсия по поселку

 

33

Игры, загадки «Наш дом – Земля»

 

34

Подведение итогов.

 

IV. Методическое обеспечение программы

Формы и методы: беседы, наблюдения, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, участие в природоохранных мероприятиях.

Результативность реализации программы отслеживается через:

  • устный опрос;
  • мини-исследование;
  • творческая работа: рисунки, поделки.
  • игры, загадки.

V. Список литературы

  1. Национальный проект «Экология». Утв. решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
    Доступ: http://base.garant.ru/72150168/
  2. Образовательный портал http://разделяйиздравствуй.рф
  3. Образовательный портал «Эковики » https://ecowiki.ru/ecourok/
  4. Образовательный портал «Разделяй с нами»www.разделяйснами.рф