Экологическое направление
I. Пояснительная записка
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.
В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране, будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.
Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей и является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Актуальность программы определяется началом перехода городов России на раздельный сбор мусора, поэтому очевидна ее (программы) значимость по использованию в общеобразовательных учреждениях.
Особенно актуальным при экологическом обучении является формирование экологической этики, поскольку в дальнейшем нормы поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности должны быть направлены на сохранение благоприятной для жизни настоящего и последующих поколений среды обитания.
В среднем с 2010 по 2018 года в России ежегодно образуется около 5,4 млрд тонн отходов, из которых около 60 млн тонн приходится на твёрдые коммунальные отходы (далее – ТКО). ТКО представляют собой отходы потребления и утратившие свои потребительские свойства товары в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях для удовлетворения личных и бытовых нужд, а также аналогичные по своему составу отходы, образующиеся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Только внедрение раздельного сбора отходов (далее – РСО) может обеспечить максимальную выборку отходов, которые можно использовать в дальнейшем для изготовления новой продукции (далее – вторичные ресурсы) из коммунальных отходов. Как показывает и опыт СССР, и зарубежный опыт, внедрение РСО в источнике образования является первоочередной задачей для оптимизации системы управления коммунальными отходами. Разделение всей смеси неразделенных отходов приводит, как показывает опять же мировая практика, к излишним затратам, потере ценных компонентов и загрязнению потенциального сырья, требующего операций по предварительной обработке, перед включением в производство, что значительно усложняет процесс. Наличие инфраструктуры сбора имеющихся объемов реально собираемых отходов – объективные факторы появления и реальный стимул развития отходоперерабатывающей отрасли. Поэтому раздельный сбор – это основа решения проблемы рационального использования ресурсов и снижения количества остаточных отходов, требующих дальнейших операций по утилизации.
Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду. Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. впервые признан тот факт, что отсутствие раздельного сбора и сортировки отходов в России – одно из основных препятствий для создания отрасли обращения с отходами. Разделение отходов находится под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны. В самом деле, чтобы система выборочного сбора отходов приносила ожидаемые результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор. И российские граждане готовы сортировать мусор.
По данным ВЦИОМ:
- 27% россиян регулярно сортируют отходы;
- 13% граждан делают это время от времени;
- а 46% респондентов готовы сортировать отходы, когда у них появится такая возможность;
- 23% граждан России постоянно сдают в спецприемники опасные отходы, в том числе батарейки, использованную электронику и ртутные лампы,
- 10% занимаются этим периодически, а 57% россиян выразили готовность делать это при возможности;
- только 11% опрошенных респондентов скептически относятся к РСО и не хотят этим заниматься.
Налаживание системы раздельного сбора и дальнейшего использования отходов является приоритетным направлением в области обращения с отходами. Воспитание у граждан нашей страны культуры сортировки отходов является важной частью реализации государственной политики и значительным вкладом в решение проблемы отходов.
Таким образом, решающим фактором создания эффективной модели обращения с отходами, конечно же, является вовлечение населения, особенно подрастающего поколения, в процесс РСО.
Популяризация раздельного сбора ТКО среди школьников особо актуальна, так как именно школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования полезных привычек, и раздельный сбор отходов может стать одной из них. Но для того, чтобы начать осуществление организации РСО (в образовательной организации или у себя дома), обучающиеся должны понимать важную роль сортировки в системе обращения с отходами и отрицательные последствия отсутствия РСО для окружающей среды и здоровья населения. Необходимо мотивировать школьников к участию в раздельном сборе отходов.
Цель программы: просвещение и актуализация знаний обучающихся на тему правильного обращения с отходами, популяризация раздельного сбора ТКО.
Задачи:
- ознакомление с проблемой утилизации отходов;
- изучение классификации ТКО;
- ознакомление с методами и способами утилизации ТКО;
- изучение источников образования и морфологического состава ТКО;
- ознакомление с этапами системы обращения с ТКО в России;
- изучение технологий и правил организации РСО;
- формирование навыков сортировки отходов в образовательной организации и дома;
- обучение навыкам проведения исследований в области обращения с отходами;
- формирование осознанного подхода к собственному потреблению и экологически грамотного подхода к решению проблем обращения с отходами.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- классификации ТКО;
- методы и принципы сортировки, утилизации, захоронения ТКО;
- источники образования и морфологический состав ТКО;
- этапы системы обращения с ТКО в России;
- технологии и правила организации РСО;
- алгоритм выполнения исследовательского проекта;
Прогнозируемые результаты работы учащихся отражены в содержании курса по разделам. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
Срок реализации рабочей программы – 1 год. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности учащихся, программа курса рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год).
II. Содержание учебного предмета
Рабочая программа состоит из трех тематических блоков:
- «Раздельный сбор мусора»
- «Глобальное потепление – что это?»
- « Экологические продукты»
III. Календарно-тематический план
| № | Темы |
Дата |
«Раздельный сбор мусора» 16 часов |
||
1 |
Вводный урок |
|
2 |
Раздельный сбор отходов: как потреблять, но не загрязнять |
|
3 |
Экологическая игра «Раздельный сбор мусора» |
|
4 |
Сколько отходов мы производим? |
|
6 |
Экологический урок «Раздельный сбор опасных отходов» |
|
7 |
Раздельный сбор отходов: куда сдать полезные отходы |
|
8 |
Раздельный сбор отходов дома |
|
9 |
Раздельный сбор отходов в классе |
|
10 |
Как перерабатывают отходы? |
|
12 |
Поделки из бросового материала |
|
13 |
Как начать жить экологично? |
|
15 |
Экологический квест «Спасём землю от отходов» |
|
16 |
Экологический урок «Разделяй с нами. Мир без мусора» |
|
|
«Глобальное потепление – что это?» 6 часов |
|
17 |
Глобальное потепление – что это? |
|
19 |
Климат нашего края |
|
20 |
Таяние ледников |
|
21 |
Интеллектуальная игра «Экологическая история» |
|
22 |
Командная игра «Наши следы на земле» |
|
|
«Экологические продукты» 12 часов |
|
23 |
Экологически чистые продукты – что это? |
|
24 |
Во саду ли в огороде… |
|
25 |
« Зеленые товары» |
|
26 |
Эко-упаковка |
|
27 |
Акция « За эко-упаковкой будущее» |
|
28 |
Квиз «ЭкоЛогика» |
|
29 |
Экологический стендап «ЭкоХОД» |
|
30 |
Конкурс рисунков « Мы защитники природы» |
|
31 |
Игра «Экологические знаки» |
|
32 |
Экскурсия по поселку |
|
33 |
Игры, загадки «Наш дом – Земля» |
|
34 |
Подведение итогов. |
|
IV. Методическое обеспечение программы
Формы и методы: беседы, наблюдения, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, участие в природоохранных мероприятиях.
Результативность реализации программы отслеживается через:
- устный опрос;
- мини-исследование;
- творческая работа: рисунки, поделки.
- игры, загадки.
V. Список литературы
- Национальный проект «Экология». Утв. решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
Доступ: http://base.garant.ru/72150168/ - Образовательный портал http://разделяйиздравствуй.рф
- Образовательный портал «Эковики » https://ecowiki.ru/ecourok/
- Образовательный портал «Разделяй с нами»www.разделяйснами.рф