Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Путешествие в прошлое – Русская изба!"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, русская изба


Цели и задачи: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, чугунок и т.д.), с домашней утворью. Обогащать словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами. Создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств, уважением к национальным традициям, интереса к историческому прошлому своего народа.

Предварительная работа: разучивание частушек и поговорок, отгадывание загадок,чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, проведение русских народных игр.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, русские народные костюмы, обстановка русской избы: печь, прялка, стол со скатертью, утварь.

Ход занятия

Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, встают полукругом. полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Давайте сегодня отправимся с вами в путешествие по прошлому. Узнаем с вами, как жили наши предки в далекие времена.

Заходим в зал, он оформлен как русская изба.

Воспитатель: Интересно, куда мы с вами попали? (Ответы).

Верно, в русскую избу. Давайте подойдем и рассмотрим, что же здесь есть, в избе.

Дети: Здесь и печка, стол, самовар и разные интересные предметы.

Воспитатель: Но где же в русской избе могла храниться одежда? Как вы думаете?

Раньше одежду хранили в сундуках. А в нашей избе есть сундук?

Дети находят сундук, рассматривают и называют одежду.

Воспитатель: Вот какие красивые наряды в сундуке, давайте с вами достанем все и оденемся в эту красивую одежду. (Дети одеваются)

Воспитатель: Я сегодня буду вашей хозяюшкой, а вы мои гости.

Милости просим, проходите, гости дорогие, присаживайтесь за стол. Сядем мы рядком, да и поговорим ладком.

Воспитатель и дети садятся за стол, убранный в русском стиле.

Воспитатель: Скажите дети, куда мы с вами попали? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждого человека есть дом. Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? Ответы: дом всегда был защитой от холода, от плохой погоды, от диких животных.

Скажите, из чего могли русские люди построить дом? Из какого дерева? (Предположение детей)

Я вам подскажу, для этого отгадайте загадку.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки
Но, в отличии от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

Почему же из лиственницы строили дома? (Предположение детей). Потому что когда это дерево намокает, то становится прочнее и крепче. Почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Дома так же строили из сосен, но нижние бревна старались делать из лиственницы.

Воспитатель: Скажите, зимой в таком доме будет тепло? (Ответы). Да, все правильно, в нем будет тепло и уютно, даже когда за окном мороз и вьюга.

Стук в дверь... (пришли соседки - заходят под веселую русско-народную музыку.

Воспитатели вместе: Здравствуй, соседка (низкий поклон).

Воспитатель 2: А сейчас мы с вами посмотрим, как жили наши предки в давние времена. Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: - Да у тебя гости? Гость на порог - хозяину радость!

Воспитатель 2:

- Ой вы гости дорогие,
Все нарядные какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы.
Да от куда вы к нам пришли?

Воспитатель: Мы пришли из гимназии узнать, как жили раньше люди в русских селеньях.

Воспитатель 2: - А умеете ли вы отгадывать загадки?

- Да.

Воспитатель 2:

Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают - глотает. (Печь)

Воспитатель: Дети, печь - душа русского. Она и поит, и кормит, и согревает.

Скажите мне, что можно приготовить в печи?

Ответы детей: пекут хлеб, пироги, варят щи.

Все верно, в ней пекут хлеб, варят кашу, щи. И все получается очень вкусным.

Кроме того в печи сушат грибы и ягоды. На печи обычно спали дети и старики.

Воспитатель 1: Посмотрите как много в избе разных предметов. Без них в хозяйстве не обойтись.

Воспитатель 2: Я буду вам сейчас загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в избе.

Выпускает жаркий пар
Древний чайник... (Самовар).

Воспитатель 1: Где же он? Посмотрите, самовар стоит на ножках в середине стола. В самоваре кипятили воду для чая. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай, с пирогами и блинами. Самовар был символом домашнего уюта.

Воспитатель 2:

Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает.
(Прялка)

Воспитатель 2: Зимними долгими вечерами хозяйка пряла пряжу. А из полученных ниток вязали или ткали полотно и шили одежду. Прялку украшали резьбой или росписью. Прялка была гордостью, ее владельцы передавали прялку по наследству от матери к дочке, от дочки к внучке.

Воспитатель 1: А эту загадку точно не разгадаете!

Что хозяйка в печку ставит?

Кто из вас ребята знает?

- Это чугунок. Он не заменим в хозяйстве. Он тяжелый, так как сделан из чугуна и металла, который выдерживает любой огонь.

Воспитатель 2: Следующая загадка.

Был я копан
Был я топан
Был на пожаре,
Был на базаре,
сколько было сил,
всю семь кормил.
Сам терпел, ничего не ел. (Горшок)

Посмотрите вокруг, может вы найдете отгадку?

- Вот он. (горшок ставим на стол)

Горшок очень нужный в хозяйстве. Почему, как вы думаете?

- Ответы детей: в горшке варили кашу, кипятили воду, хранили крупу, муку, молоко.

Воспитатель 2: Из чего сделан горшок? (Из глины)

Воспитатель 2: - А каким предметом можно было достать горшок из печи?

Слушайте загадку:

Не бык, а бодает,
Не ест а еду хватает,
Что схватит отдает
А сам в угол спать идет. (Ухват)

Воспитатель 2. - Почему его так называли? (Потому что, он все хватает)

- Чугунки, горшки. Показать детям, как это раньше делали и дать возможность, чтобы дети сами попробывали.

Воспитатель 1: Отгадайте еще одну загадку.

Всех кормлю с охотою
А сама безротая. (Ложка)

Раньше ложки делали из осины, березы и клена.

В старину, у каждого была своя ложка. Отец сам вырезал ложку для каждого члена семьи.

Посмотрите какие они красивые, нарядные, расписные. А вы знаете, что ложками не только кушали, но ими можно и играть.

Давайте с вами поиграем, а мой платочек и ложки нам помогут.

Игра «Платочек»

Вот платочек расписной
Он волшебный, не простой
Буду с вами я играть.
Всех платочком накрывать.

Дети бегают под музыку. (Под русскую народную мелодию ведущие-воспитатели отбивают ритм на деревянных ложках.)

Когда музыка остановится, все должны сесть на корточки и закрыть глаза.

Воспитатель накрывает группу из детей платочком и говорит.

«Раз два, три, кто же спрятался внутри?»

Воспитатель 1: Молодцы, дети! А теперь пора и в Гимназию возвращаться.

Воспитатель 2: Хозяюшка, посмотри, пироги-то твои готовы! Соберем ребятам на дорожку. (В корзину кладем пироги для детей).

- До свиданья, гости дорогие!

Воспитатель 2: Дети, скажите мне, понравилось ли вам в гостях?

Дети: - Да, очень понравилось.

Воспитатель 1: Что нового вы сегодня узнали?

Дети: - Про русскую избу, о русском быте.

Воспитатель 1: Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими, сильными защитниками своей Родины, а девочкам учиться хранить домашний очаг, быть добрыми и умелыми хозяйками.