Обучение через вызов как образовательный формат по принципу 5Н

Разделы: Профессия — педагог


Пояснительная записка

Организованное обучение не стоит на месте, а непрерывно развивается, приобретая внутренние силы своего движения…
Михаил Александрович Данилов,
российский педагог, доктор педагогических наук, профессор

«Процессом обучения мы называем целенаправленную последовательную смену учебных задач и изменение всех элементов обучения, происходящее по объективным законам и имеющее своим результатом формирование свойств обучаемых в результате их деятельности по усвоению содержания социального опыта…» - это выдержка из учебника «Основы общей педагогики» Володара Викторовича Краевского, по которому я, будучи студенткой Барнаульского Государственного педагогического университета, готовилась к очередному экзамену.

Спустя 20 лет своей педагогической деятельности я возьму на себя смелость и внесу небольшие корректировки и добавление к термину великого российского ученого. Во-первых, слово «обучаемых», которое является страдательным причастием по законам русской грамматической системы, я изменю на привычное современному педагогу «обучающихся»- причастие действительное, которое перешло в разряд имени существительного. Казалось бы, простая грамматическая трансформация - а как меняются смыслы: теперь ученик (воспитанник) – субъект, который самостоятельно принимает решения и ответственно действует. Во-вторых, следует добавить после слов «социального опыта» фразу «готовности к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде». И, в-третьих, следует добавить еще одну характеристику: «единое информационно-образовательное пространство».

В итоге получился сложный термин: процесс обучения – единое информационно-образовательное пространство, целенаправленная последовательная смена учебных задач и изменение всех элементов обучения, происходящее по объективным законам и имеющее своим результатом формирование свойств обучающихся в результате их деятельности по усвоению содержания социального опыта, готовности к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Процесс обучения сложен не только терминологически: на практике - куда все сложнее. И главная трудность в достижении педагогической цели заключается в том, чтобы профессионально-верно поставить перед обучающимся учебные задачи, верно подобрать актуальный и эффективный формат постановки учебных задач. Неверные педагогические шаги - путь к обнулению мотивации у ребенка, индифферентного отношения к школе, а в ряде случаев - снижение стремления к профессиональному саморазвитию педагогов, отсюда и снижение интереса к профессии вообще. Начало этого процесса мы наблюдаем уже сегодня: на Федеральном сайте службы по труду и занятости в ХМАО-Югре требуются официально 100 педагогов, 152 вакансии по должности учитель и 54 вакансии по должности воспитатель. В рамках проекта «Земский учитель» в 2024 году по России заявлены 2553 вакансии из 43 регионов и 1581 школы. Данные от 25 сентября 2024 года, т.е. учебный год уже начался, а многие школы остались с кадровым дефицитом.

О снижении успешности говорят мониторинги, проводимые ИРО ХМАО-Югры. [9] По данным регионального информационно-аналитического отчета по итогам организации и проведения второго мониторинга планов мероприятий («дорожных карт») по профилактике учебной неуспешности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» 20% школ с низкими образовательными результатами, функционирующих в условиях рисков снижения образовательных результатов, функционирующих в сложных социальных условиях.

Актуальность образовательного формата «обучения через вызов» заключается в попытке решения основной проблемы обучения – снижение внутренней мотивации к обучению у детей (а вместе с этим вырастает негативное отношение родителей к школе), снижению интереса к профессии педагога.

«Вызов» имеет много значений: в случае необходимости человек вызывает неотложную помощь, вызовом на дуэль несколько столетий назад решались споры о чести и достоинстве, в школе учеников вызывают к доске с 19 века для дачи ответа на поставленный вопрос учителя.

В моем проекте я рассматриваю «вызов» как его и предъявили миру авторы Challenge Based Learning компании Apple. Коротко говоря, это сверхзадача, которая ставится перед учеником, при таком подходе нужно обращать особое внимание на:

  • разъяснение целей задач, глобальных смыслов, для чего нужны эти сверхусилия;
  • на мотивацию и поддержку;
  • на возможные ошибки, рефлексию и качественную обратную связь.

Для эффективной реализации «обучения через вызов», на мой взгляд, необходимо выстраивать процесс, основываясь на принципе «5Н» - научности, натуральности, напряжения, наставничества и незавершенности.

Итак, цель проекта: практически обосновать, что выстраивая образовательный процесс в формате «обучение через вызов», основываясь на принципе «5Н» в реальной образовательной ситуации общеобразовательной школы, повышается внутренняя мотивация обучающегося, тем самым повышая профессиональную самооценку педагога.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретический материал по теме;
  • провести анализ сообразности применения принципа «5Н» в образовательном формате «обучение через вызов»;
  • привести практические обоснования, примеры применения образовательного формата «обучение через вызов», которые реальны в образовательном пространстве общеобразовательной школы;
  • выявить результативность применения принципа «5Н» в образовательном формате «обучение через вызов».

Новизна (инновационность) проекта заключается в осмыслении и реализации образовательного формата «обучение через вызов» основываясь на принципе «5Н», где все элементы соприкасаются и взаимопроникают.

Основная часть

Замечательный поэт Андрей Вознесенский написал «Лень - двигатель прогресса!» - это актуально и сегодня. Человечество удивительно - добывает полезные ископаемые на глубине 30 этажного дома под землей, нещадно работает над новыми изобретениями в медицине, нефтедобыче, энергетике, пищевой промышленности и других сферах. Для чего? Для того чтобы ничего не делать! Современному человеку доступны современные условия жизни, которые настраиваются с помощью гаджета. Человек приложил немало усилий, чтобы позволить себе прикосновением к экрану удовлетворить насущные потребности.

Не соглашусь, что это приведет к полной деградации человечества, на мой взгляд - это ускоренный процесс очередного этапа эволюции человечества. Человек всегда найдет, что совершенствовать по причине собственной лени, он будет усердно работать над этим, сталкиваясь с новыми трудностями и вызовами.

Учебный процесс - важная и сложная часть жизнедеятельности человека. Степень активности участников в образовательном процессе определяется, как и в жизни, наличием трудностей и вызовов. «Определение степени и характера трудностей в учебном процессе составляет главный способ в руках учителя вызывать движущую силу учения и развивать умственные и нравственно-волевые силы школьников…» [1]

Выдающиеся педагоги уже в середине прошлого века понимали, что в обучении нужна движущая сила, которая основывается на преодолении трудностей. В современной педагогике «обучение через вызов» основывается на решении некоей задачи, и это решение может быть не единственным.

Изначально образовательный формат «обучение через вызов» применялся в сферах бизнеса [11], обучении персонала. Компания Apple таким образом решала проблему неумения студентов технической сферы применять знания на практике. Таким образом, предъявление вызова (трудности, сверхзадачи) как подход в обучении имеет исторические предпосылки и имеет свое методологическое обоснование и актуален в наши дни. Считаю, что такой подход эффективен не только применительно к технической сфере и естественнонаучной области. Преподавание в сфере гуманитарных наук (в частности языкознания) также может выстраиваться в формате «обучение через вызов» по принципу «5Н».

НАУЧНОСТЬ

Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели.
Оскар Уальд,
английский и ирландский драматург, поэт, прозаик и критик.

Процесс обучения в своей целостности не может быть осознан и реализован без теоретического обоснования. Тем, кто несет знания и нацелен на передачу социального опыта юному поколению, необходимо не только наполниться предметными и межпрежметными научными знаниями, но и саморазвиваться в соответствие с вызовами современной действительности. Например, на практике преподавая английский язык в школе, я, в числе прочего, часто сталкиваюсь с вопросами о происхождении языков вообще. На помощь приходят университетские знания со времен курса третьего. Таким образом, качественное базовое профессиональное образование (в нашем случае именно педагогическое, т.к. такое содержание образования включает, как известно, не только знания и умения, но также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностные профессиональные отношения) - один из залогов понимания учителем того, что он коллективный носитель функции организатора усвоения молодыми людьми социального опыта. Выстроить план саморазвития педагога в сегодняшних реалиях несложно, достаточно ориентироваться на полезные и востребованные ресурсы. Реалии сегодняшнего дня вызывают педагога раскрыть, возможно, и открыть в себе новые гибкие навыки для эффективного погружения в актуальный и значимый в данное время образовательный процесс. Вызовом для педагога является развитие когнитивной компетенции педагога. Для решения такой профессиональной сверхзадачи необходимо систематически повышать свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, участие в семинарах, вебинарах, принимать участие в экспертной деятельности. Считаю, что вызов педагога на активную и профессиональную деятельность, основанную на вовлечение в научную сферу, следование современным трендам Российского образования - один из путей выхода из профессионального забвения.

Итак, сообразность применения принципа научности в современном образовательном формате «обучение через вызов» является важным компонентом для наполнения процесса обучения качественным содержанием и психолого-педагогическими инструментами.

НАТУРАЛЬНОСТЬ

Во избежание «…узкопредметной ориентированности…» [4], проектируя деятельность от обучающегося, педагог обязан ориентироваться на непосредственную связь теории с практическими потребностями ребенка, ориентируясь на современные вызовы в обществе. Внутренняя мотивация созревает только тогда, когда и педагог и ученик находят общие смыслы - зачем учиться и учить? Ответы: «поймешь в будущем», «вырастешь и вспомнишь мои слова» мало энергичны для того, чтобы стать движущей силой, вызовом для ребенка. Необходимо «натурализировать» информационно-теоретический образовательный контент. Попросту говоря, следует развивать навыки в области функциональной грамотности. Самый простой способвведение элементов реальной жизни в учебное занятие. Конкретная сверхзадача - предъявление реальных фото из пекарни, торговых центров и прочих общественных мест, знакомых ученикам, на которых обнаруживаются несколько грамматических ошибок, активизирует применение теории орфографии в реальной жизни. Основываясь на принципе натуральности, реализация вызова в обучении становится личностно-значимой. Ребенок понимает, что школьный предмет – часть реального бытия, значимая часть.

Так, развивающаяся личность ребенка погружается в образовательную систему через познание как объективного отражения действительности.

«…Акцентируется внимание на развитие личностно-смысловой сферы учащихся, признаком которой является их отношение к постигаемой действительности, ее переживание, осознании е ценности… развитие ребенка истолковывается уже не в узко интеллектуальном, рационалистическом, а в значительно более широком, личностно-смысловом плане…» [5]

Итак, можно сделать мини-вывод: «натуральность» в обучении - наглядная и понятная ребенку интеграция теоретических основ и практического уровня для активизации творческого начала педагога и формирование внутренней мотивации у обучающихся, активизации рефлексии по отношению к окружающему образовательному пространству.

НАПРЯЖЕННОСТЬ

Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки
русская народная пословица

Отношения человека со скукой издревле отражены в народных мудростях, они сложны, но одно верно - не скучно тем, кто занят делом. В проекции нашего проекта - не скучно тем, кого вызывают к активной деятельности.

Вызов – «…выраженное словами, поступками, взглядом желание вступить в борьбу, спор…» [6]

Самая дорогая мечта каждого настоящего учителя - ученик, желающий активно вступить в образовательный диалог.

Педагогу важно выстроить образовательный процесс с применением инструментов, которые побуждают такое желание. «Наш основной вопрос
«как?». Он - корень педагогического ремесла…» [7]

Выдающийся психолог Курт Левин писал: «…поведение человека представляет собой постоянное чередование циклов напряженности и последующих действий по ее снятию…». Так, напряженность срабатывает как природный психологический толчок активизации личности ребенка.

По принципу напряженности отбираются технологии, методы и приемы для урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. В данном проекте я выделю 3 системно применяемых технологии: игровая технология, проектная и STEM-технология, которые в моей практике в рейтинге первых.

В 80-х годах прошлого столетия ученые-кибернетики В.В.Дружинин и Д.С.Конторов в своей книге «Проблемы системологии» [10] сформулировали, что такое понятие «обучение»: «Обучение человека с первого дня жизни – это действие. Чтобы правильно построить это действие, необходимо правильно организовать входную информацию. Эффективная систематизация этой информации, рациональная количественная дозировка, непротиворечивость необходимы так же, как использование в пищу продуктов питания».

На мой взгляд, приведенные выше образовательные технологии вызывают ребенка на учебное действие. Задача учителя - «правильно организовать входную информацию». Например, через игру…

Игровая технология – многофункциональный инструмент для решения учебных задач и сверхзадач. Концептуальное обоснование игры как педагогической технологии дают многие ученые и педагоги, в частности, Михаил Кларин пишет: «…в игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации …» [2]

Игровая технология – динамичный педагогический инструмент для решения сложных задач: активизация коммуникации на иностранном языке. Анализ включения данной технологии в образовательный процесс подтверждает, что вызывая ученика на решение учебной задачи через игру, педагог организует не просто достижение поставленной задачи, но и вариативность решений.

В соответствии с региональной программой «Успех каждого ребенка» [12] являюсь руководителем нескольких творческих и научно-исследовательских проектов, которые являются результативными на соревновательных площадках муниципального, регионального и всероcсийского уровней.

Проектная технология – инструмент для постановки и решения, например, такой сверхзадачи: «почему мы видим разный перевод личного имени с русского языка на английский на банковских картах, водительских удостоверениях и загранпаспортах?». Вопрос родился из реальной жизни, так отмечается переплетение разных принципов «натуральности и напряженности», это естественно, так как образовательный процесс – живой организм, поэтому внутренние процессы протекают в сложной и системной взаимосвязи. Решение такой задачи потребовало активной работы над исследовательским проектом. В результате ребенок получает не только понятный ответ на вопрос, но и развивает собственные гибкие навыки: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация. Кроме того, результативность участия в различных соревновательных мероприятиях создают высокую конкурентоспособность и ситуацию успеха для ребенка, а значит и для родителей, и конечно, для педагога. Так, вся цепочка участников образовательного процесса запитана энергетически от вызова на напряженную совместную работу.

Итак, напряженность – это естественный активатор ребенка к осознанному самодвижению в реальном образовательном пространстве, это педагогический ресурс для эффективного и комфортного взаимодействия педагога и ребенка.

НАСТАВНИЧЕСТВО

«Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности…
Самое плохое, когда учитель - «пирожок ни с чем»…»
Караковский Владимир Абрамович-педагог,
доктор педагогических наук

Напряженная совместная работа всей цепочки участников образовательного процесса выстраивается в моем проекте по наставнической модели «учитель-ученик». Энергетическое напряжение этой цепи поддерживается всеми звеньями, при этом значима роль учителя-наставника, который задает алгоритм деятельности участников образовательного процесса.

Сегодня система наставничества в разных ее формах актуальна и становится востребованной не только в производственной среде, но и в общеобразовательной школе. Информацию, знания в реалиях сегодняшнего времени получить несложно - достаточно иметь доступ к всемирной глобальной сети. Другой вопрос - содержание и качество получаемой информации ребенком. Наставник для ребенка - не просто учитель, работающий в рамках своих должностных обязанностей. Наставничество предполагает сопровождение ученика к достижению личностного роста, создание благоприятных условий для конструирования своей индивидуальной картины мира.

Личностный рост наставляемого может формироваться в условиях личностного и профессионального роста «начинки» наставника. И снова отмечаю тесное переплетение принципов «научности и наставничества» Для меня – наставническая деятельность заключается в реализации индивидуальных маршрутов детей через сотрудничество с родителями и администрацией школы. Подводя результаты системной работы в этом направлении в период с 2020-2024 год, отмечаю что вызывая детей на решение сверхзадач (в моем случае - погружение в проектно-исследовательскую и творческую деятельность, прохождение всех этапов: от аналитической до презентационной на публике), я, как наставник, повышаю самооценку личности ребенка (здесь стоит отметить обратную связь от родителей) и создаю устойчивую мотивацию к обучению в целом «от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции» [1]

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ

Я знаю, что ничего не знаю.
Сократ, древнегреческий философ

В начале ХХ века Блюма Вульфовна Зейгарник, доктор психологических наук, основательница патопсихологии, экспериментальным путем доказала, что человек запоминает лучше незавершенное действие. У человеческого мозга есть специфическая особенность сильнее фокусироваться на несделанном, чем на том, что мы довели до конца. Эффект Зейгарник говорит о том, что завершенность действия ведет к нейтрализации.

Так, человек, завершая что-либо, психологически обнуляется. Следуя принципу незавершенности в «обучении через вызов», педагог организует образовательный процесс так, чтобы решение поставленных задач оставались с открытым финалом, у ребенка появлялась возможность находить новые решения. Например, я, как наставник ребенка по созданию творческого или исследовательского проекта, по завершении одного этапа предлагаю наметить тему и подумать над содержанием следующего. Так, один проект может затянуться на несколько лет, быть результативным на промежуточных этапах, что немаловажно, и быть незавершенным в итоге.

Содержание одной игры может переходить в другую игру. Игра может усложняться и наполняться новыми элементами, поэтому применение игровой технологии обеспечивает бесконечное множество решения учебных задач.

Таким образом, следуя принципу незавершенности в обучении через вызов, педагог открывает ребенку новые возможности для развития, в идеале - саморазвития в дальнейшей жизни за пределами общеобразовательной школы, создает ситуацию выбора для принятия обучающимся самостоятельных и ответственных решений.

Заключение

В данном проекте я рассматриваю «обучение через вызов» как современный тренд Российского образования. Такой образовательный формат становится все более широко применимым в реалиях современной школы и не только. Но, на мой взгляд, ориентируясь на современные направления в педагогике, не следует вычеркивать достижения классической педагогики и идеи выдающихся педагогов и психологов. Обновляющийся социум требует обновленных подходов в подготовке будущих активных членов общества, а, так называемые «ритуалы педагогического сознания» [c.175] могут стать основой для преобразования образования в актуальный и значимый в конкретное время для конкретных участников, ученика и учителя, процесс.

Проектируя образовательную деятельность «от обучающегося», педагог моделирует образовательное пространство, ориентируясь на индивидуальные возможности, запросы и интересы ребенка. Модели могут быть различными. Я рассматриваю педагогическое моделирование в образовательном формате «обучение через вызов» по инновационному принципу «5Н» (научности, натуральности, напряженности, наставничества и незавершенности).

Таким образом:

  • Результаты изучения теоретического материала по теме определили теоретико-методологическую основу проекта.
  • Проведенный анализ сообразности применения принципа «5Н» в образовательном формате «обучение через вызов» показал, что основываясь на принципе 5Н в системе, повышается эффективность и результативность образовательного процесса для всех участников.
  • Описание практических примеров применения принципа 5Н и описание конкретных сверхзадач свидетельствуют о том, что такой образовательный формат жизнеспособен и соответствует реальной образовательной ситуации.
  • Показателями результативности применения принципа «5Н» в образовательном формате «обучение через вызов» являются: повышение качества обучения по предмету, положительные отзывы и благодарности родительской общественности, благодарности общественных организаций педагогу, призовые места в творческих, интеллектуальных конкурсах и научно-исследовательских конференциях детей и самого педагога (Приложение), а самое главное - устойчивое положительное эмоциональное поле взаимодействия учителя и его учеников.

Цель проекта достигнута - в проекте практически обосновано, что выстраивая образовательный процесс в формате «обучение через вызов» по принципу «5Н» в реальной образовательной ситуации общеобразовательной школы, повышается внутренняя мотивация у обучающегося, тем самым повышая профессиональную самооценку педагога.

В заключении отмечаю, что проектируя образовательную деятельность и моделируя образовательное пространство в формате «обучение через вызов» по принципу «5Н», возможно решение некоторых проблем в современной ситуации образования. Возможны реальные риски - временной дефицит и физические ресурсы участников процесса, остальные риски снижаются организацией работы в системе и в профессиональных мини-группах, где осуществляется психологическая и информационная поддержка педагогов и родителей. У уверенных и счастливых родителей и педагогов дети также счастливы и уверены в себе. Но это тема уже следующего проекта…

Список литературы

  1. Данилов М.А. Направленность процесса обучения в советской школе и его движущие силы// Основы дидактики/ Под ред. Б.П.Есипова. – М.: Просвещение, 1967.
  2. Кларин М.В. Обучение как игра// Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
  3. Лихачев Д.С.Заветное. - М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006 г. ISBN 5-9639-0068-9.
  4. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции// Педагогика. - 1997. - №5. - с.52-55.
  5. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование// Педагогика. - 1994. №5.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов. - М.: Русский язык, 1989. -750 с. - ISBN 5-200-00313-X.
  7. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.
  8. Якиманская И.Я. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения// Директор школы. - 1998. - №3. - с.65-72.

Интернет-ресурсы

  1. https ://iro86.ru/images /12.2023/2_ИА О _Мониторинг_неуспешности.pdf
  2. https://search.rsl.ru/ru/record/01006931771
  3. https://sberuniversity.ru/edutech-club/pulse/trendy/40927/
  4. https://depobr.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy/
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/o-knige-m-v-klarina-innovatsionnye-modeli-obucheniya-issledovanie-mirovogo-opyta