Внеклассное мероприятие «Одежда на Руси»

Разделы: Внеклассная работа, У нас в школе есть музей

Ключевые слова: одежда славян


Цели: познакомить учащихся с русской народной традиционной одеждой.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с русским народным костюмом.
  • Развивающие: развивать творческие способности учащихся, наблюдательность.
  • Воспитательные: прививать интерес к истории и культуре русского народа.

Ход занятия

Учитель:

Часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- Какую роль в жизни людей играла одежда?

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовёт подумать,
О быте, нравах рассказать.

- Где можно увидеть русскую национальную одежду? (музей, кино, иллюстрации к русским народным сказкам, танцевальные коллективы)

В подмосковном городе Сергиев Посад находится Музей игры и игрушки. Наиболее распространённой игрушкой в русской деревне в 19 веке была тряпичная кукла. Я принесла несколько таких самодельных кукол. Они помогут нам познакомиться с русской национальной одеждой.

Одежда людей, живущих в разных областях России, отличалась по форме, цвету, орнаменту. Но основу любого костюма составляла белая длинная рубаха, которую носили и мужчины, и женщины. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском. Женщины поверх рубахи носили поневу. Это прабабушка современной юбки.

Поверх рубахи – красочной, нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, ярко украшена каймой,
Надета распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
А фартук иль передник
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным,
Умели шёлком, бисером расшить.
Нет живописней, всё ж отметить надо,
Национального русского наряда!

Ансамбль женского национального костюма обычно завершали нарядный головной убор и украшения (бусы, цепочки, браслеты, ожерелья). Головные уборы: кокошники, венцы, кички, платки украшали речным жемчугом, бисером, шитьём серебряной и золотой нитью. Дорогие головные уборы, так же, как и дорогая одежда, передавались по наследству.

Работа со словарём. Определите толкование слов зипун, кафтан, душегрейка.

Основными частями мужской одежды в те времена были рубаха и порты (показ музейных экспонатов).

- Чем отличается рубаха от современных рубашек? Правильно, покрой ворота - особенность русской рубахи. Разрез располагался сбоку, отсюда и название – косоворотка. Часто белая косоворотка украшалась, как и женская, вышивкой.

Как обувались на Руси. В сельской местности основным видом обуви были лапти - будничные и нарядные. (показывает музейный экспонат).

Такая обувь была непрочной. Большинство городского населения носило кожаную обувь – сапоги, которые пользовались спросом и у мужчин, и у женщин. Но у сапог была одно особенность – правый не отличался от левого, потому что кроились одинаково и форму ноги приобретали при носке.

Затем учащимся предлагается надеть на бумажную куклу женский или мужской наряд (все заготовки одежды лежат в конвертах).

- Чем бы вы могли дополнить полученный образ? Что придётся дорисовать?

(учащиеся дополняют народный костюм поясом, украшениями)

Подведение итогов

  • Как люди относились к своей одежде?
  • Что из одежды прошлого сохранилось до наших дней?
  • Какие исторические источники помогли сегодня заглянуть в прошлое?
  • Что из далёкого прошлого русского народа вы хотели бы взять в день сегодняшний?