Проблема
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Исходя из обозначенной проблемы, сформулирована тема проекта: "Изучение традиций большой и малой Родины средствами музейной педагогики"
Актуальность
Знакомство детей республиками Поволжья: историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Цель: Создать условия для полноценного участия родителей в деятельности по созданию музея.
Расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, её традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним. Совершенствовать традиционных и апробирование инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики.
- Образовательные задачи: Создать условия для развития у детей некоторых представлений о народах Поволжья (республики Башкортостан), ее промыслах, национальной одежде, кухне, обычаях, традициях, народных праздниках. Расширить и уточнить представления детей о богатстве природного мира республики Башкортостан.
- Речевые задачи: Развивать коммуникативно-речевые умения. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста. Побуждать детей задавать вопросы, сравнивать с культурой своего народа, удивлять их необычной информацией
- Воспитательные задачи: Способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию себя как гражданина родного города (села), республики, страны; уважительно относиться к символике города, республики, страны (флагу, гербу, гимну).
Вид проекта:
- по доминирующей деятельности - творчески-поисковый;
- по предметно-содержательной деятельности – межпредметный;
- по срокам реализации - долгосрочный, открытый;
- по целевой группе - семейно-групповой.
Ресурсы:
- заинтересованность детей;
- наличие в печати информации по ознакомлению с республиками Поволжья;
- наличие краеведческой литературы в группе;
- наличие интернет-ресурсов;
- наличие места в группе для игр;
- наличие музея в группе;
- осознание родителями значимости ознакомления с республиками Поволжья для всестороннего развития ребёнка.
Участники проекта:
- педагоги группы детей 7-го года жизни: Егорова А.А, Сафиуллина Э.С.;
- воспитанники группы 7-го года жизни;
- партнерство: родители воспитанников группы;
- сотрудничество: специалисты, старший воспитатель.
Срок реализации: 2023-2024 гг.
февраль
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Выявление и изучение проблемы. Анализ имеющихся условий, составление обоснованного плана действий с родителями и детьми.
- Формулирование задач и цели проекта.
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
План реализации проекта: II этап - основной
февраль - апрель
- Создание музея республик Поволжья (совместная работа с родителями)
- Беседа «Башкортостан – моя малая Родина»
- Обзорное видео экскурсия многообразии природного мира республики Башкортостан
- Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Угадай что изменилось?", "Собери пазл (символика республики Башкортостан) «Подбери достопримечательности».
- Подборка презентаций и видеофильмов «О семи чудесах Башкортостана» и пополнение музея экспонатами:
- визитная карточка республики Башкортостана – мед. (словесная игра «Собери слова о меде»)
- традиционный праздник «Сабантуй»
- национальная борьба «Куреш»
- история коневодства (конструирование из разных видов конструктора «Загон для лошадей)
- Юрта - временное, древнее с универсальным видом жилище (создание юрты из подручных материалов подбор для музея посуды…древней утвари)
- национальная одежда (дидактическая игра «Оденем куклу»)
- национальные блюда (малоподвижная игра «Испеки баурсак»)
- знакомство с национальным инструментом «Курай» (пополнение музея медиотекой произведений башкирских композиторов)
- пополнение музея башкирскими литературными произведениями (театрализованное представление по башкирской сказке «Работа нашлась»)
Сотрудничество с родителями:
- Кулинарный марафон среди родителей «Палитра национальных блюд»
- Интерактивная ярмарка дворовых игр наших родителей «Вернем игру детям»
- WhatsApp – игра «Ты мне, я – тебе» по теме «Пословица недаром молвится» (пословицы народов Башкортостана)
- Интерактивный конкурс видеороликов на родном языке «Читающая семья»
- Фестиваль культуры народов Башкортстана «Палитра культур»
- Декада книги писателей Башкортостана. Интерактивный литературный марафон
- Интерактивный челлендж «Сохраним родной язык»
- Этнографический интерактивный квест «Я люблю Башкортостан»
План реализации проекта: III этап – заключительный
- Презентация мини-музея «Республики Поволжья»
- Выставка музейных экспонатов.
- Оценка этапов реализации проекта.
В перспективе продолжать изучать традиции народов Поволжья: Чувашия, Марий Эл и Удмуртия, а также Самарской, Ульяновской, Кировской и Оренбургской областями, граничащие с Республикой Татарстан.