Одним из нарушений, связанным с речевым развитием является дизартрия, которая обуславливается недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звуко-произносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем [2, с. 56].
Для дизартрии характерна невнятная, недостаточно членораздельная речь. Помимо расстройств артикуляции, дизартрия проявляется в нарушениях речевого дыхания и голосообразования, а, следовательно, и в изменениях речевой просодии (мелодики речи) [3, с. 116]
Симптомы дизартрии относятся к числу неврологических. Паралич или парез речевой мускулатуры делают невозможными необходимые для членораздельной речи движения речевых органов [7, с. 218].
Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую.
Корковая дизартрия - группа моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. Характеризуется нарушением целенаправленных движений, переход от одного артикуляционного движения к другому поэтому наблюдаются замены и смешения звуков речи.
При псевдобульбарной дизартрии поражены проводящие пути, идущие от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов, поэтому замедляется скорость включения в движение и наблюдается несоответствие выбора движения правильной артикуляции. [10, с. 80].
Бульбарная дизартрия характеризуется поражением черепно-мозговых нервов, при данной форме дизартрии наблюдаются дистрофии и атрофии мышц, речь становится малопонятной даже для близких людей. В равной степени нарушаются произвольные и непроизвольные движения, имеется обильная саливация [12].
Подкорковая дизартрия. Характерными являются поражения в подкорке, отвечающей за мышечный тонус, у ребенка наблюдаются грубые нарушения мышечного тонуса такие как: гипотонус, гипертонус, дистония и насильственные движения.
Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии поражен мозжечок и его проводящие пути. Нарушается координация движений, присутствует асимметричные движения, неустойчивая походка, а движения разных частей артикуляционного аппарата, голос и дыхание рассогласованы, в результате чего возникает дефект озвончения, а в спонтанной речи возникают резкие выкрики [11, с. 78].
Особенностью дизартрии у детей часто является ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов [4, с. 19]. Это связано с тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.
О.В.Правдина пишет, что при дизартрии четкость кинестетических ощущений нарушается, ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. [13].
Таким образом, дизартрия представляет собой сложное речевое нарушение, основной причиной которого является поражение центральной и периферической нервной систем, вследствие чего страдает весь речевой процесс в целом: расстройства артикуляции, голосообразования, нарушения дыхания, звукопроизношения, темпа, ритма и интонации речи. В зависимости от характера нарушений различают бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую дизартрию. Общим для них является нарушение звуко-произносительной стороны речи. Речь детей с дизартрией невнятная, смазанная, невыразительная.
Формирование качества произносительной стороны речи дошкольников с дизартрией отличается от нормоговорящих сверстников и имеет свои особенности. Об этом подробно описано в исследованиях Л.Е.Кыласовой, Т.Б.Филичевой, Н.В.Нищевой, Г.Р.Шашкиной и других. Авторы описывают общие характеристики произносительной стороны речи при дизартрии, такие как смазанное произношение, нарушения тембра голоса, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, искаженное произнесение звуков речи, нарушения компонентов просодики, несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические (темп, ритм и интонация) и артикуляционно-фонетические дефекты. Речь мало разборчива (невнятная), монотонная. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи [6; 7; 8; 11].
Нарушения произносительной стороны речи у детей с дизартрией проявляются в разной степени.
- Стёртая дизартрия – легкие расстройства фонетических и просодических компонентов речи, обусловленное негрубыми нарушениями иннервации артикуляционных органов.
- Дизартрия - нарушение просодической и произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
- Анартрия - нарушение работы нервно-мышечного аппарата, при которой отмечается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения (могут быть параличи речедвигательных мышц) [2, с. 48].
По данным М.А.Поляковой, для старших дошкольников с дизартрией характерны нарушения интонационной выразительности речи, интонационно-выразительная окраска речи резко снижена. [9, с. 22]. Страдает голос: он либо чрезмерно громкий, либо тихий. Темп речи чаще ускорен. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; в основном отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся [9, с. 65].
Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. При рассказывании стихотворная речь монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает [1, с. 28]. Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.
Дети обладают спецификой просодических компонентов произносительной стороны речи, нарушено восприятие и слуховые дифференцировки интонационных структур [5, с. 34]. У многих есть трудности при восприятии ритма изолированных ударов, акцентированных ударов. Воспроизведение ритмов также вызывает трудности. Задания на восприятие и воспроизведение интонаций большинству детей недоступно, требуется активная помощь взрослого. Дети, допускающие ошибки при восприятии и воспроизведении интонаций, своих ошибок не замечают. Не удаются задания на изменение интонаций (радости, грусти) на материале одной и той же фразы. В ряде случаев недоступны задания при обследовании логического ударения.
Таким образом, к особенностям произносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией можно отнести следующие характеристики: невыразительная, монотонная речь, смазанная речь, нарушения темпо-ритмической организации, невнятная дикция, нарушения голосовой функции, голос слабый, немелодичный, или напряженный, прерывистый, слабо модулированный, характерно неправильное паузирование, расстановка ударений. При дизартрии отмечаются нарушения процесса слуховой дифференциации интонационных конструкций, недостаточная дифференциация звуков на слух, фонетическое оформление речи значительно отстает от нормы, страдает формирование звукового анализа и синтеза слов. При увеличении речевой нагрузки качество произносительной стороны речи заметно снижается.
Список использованной литературы
- Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е. Практикум по логопедии «Дизартрия» / Г.В.Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: Прометей, 2020. – 122 с. (2)
- Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия / Л.И.Белякова, Н.Н.Волоскова. – М.: Владос, 2013. – 287 с. (3)
- Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи / Л.С.Вакуленко. – М.: Форум, 2022. – 272 с. (4)
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С.Жукова. – М.: Эксмо, 2019. – 288 с. (5)
- Китик Е.Е. Основы логопедии / Е.Е.Китик. - М.: Флинта, 2019. - 196 с. (6)
- Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы / Л.Е.Кыласова. – М.: Учитель, 2020. – 367 с. (7)
- Логопедия. Теория и практика / Под ред. Т.Б.Филичевой. – М.: Эксмо, 2023. – 608 с. (9)
- Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников / Н.В.Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2021. – 48. (12)
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии / М.А.Полякова. – М.: Секачев, 2017. – 160 с. (13)
- Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В.Пятница. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 174 с. (14)
- Шашкина Г.Р. Диагностика и коррекция фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников / Г.Р.Шашкина. – М.: ИНФРА – М, 2022. – 299 с (19)
Интернет-ресурсы
- Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской [Электронный ресурс] / Педагогическая библиотека pedlib.ru. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-253.shtml#book_page_top, свободный. (Дата обращения: 10.11.2024).
- Правдина О.В. Логопедия [Электронный ресурс] / Педагогическая библиотека pedlib.ru. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0001, свободный. (Дата обращения: 11.11.2024).